Урок 6
История развития знаний о СТРОЕНИИ
и функциях организма человека
Цели: познакомить учащихся с краткой историей развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней. Формировать умения: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблицы.
Оборудование: портреты ученых.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа со словариком.
Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также обычаями и традициями.
Расизм – совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными созидателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.
2. Работа с рубрикой «Проверьте свои знания», с. 20 учебника.
3. Работа с рубрикой «Подумайте», с. 20 учебника.
4. Ответ на вопрос (письменно в тетради): Какие виды рас выделил К. Линней? (Американскую, европейскую, азиатскую и африканскую.)
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Анатомия – наука о внутреннем строении живых организмов.
Физиология – наука об их функционировании.
Человеку всегда было интересно узнать, как устроено и как функционирует его собственное тело. Истоки данных представлений уходят в доисторические времена. Наскальные рисунки эпохи палеолита – свидетельство тому, что первобытные охотники знали о положении жизненно важных органов (сердца, печени и т. д.).
Значительную роль в развитии анатомии сыграло ритуальное бальзамирование трупов в Древнем Египте. Особенно интересны «папирус Эберса», в котором изложены анатомические и медицинские знания древних египтян. Наибольшие успехи в изучении анатомии в древнем мире были достигнуты в античной Греции.
Среди первых известных истории науки ученых-анатомов следует назвать Алкмеона из Кротоны, который жил в первой половине V века до н. э. Он первым начал вскрывать трупы животных для изучения строения их тела. Выдающимся является его утверждение, что органы чувств непосредственно связаны с мозгом и восприятие ощущений зависит от мозга.
С именами других известных ученых, внесших значительный вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека, вы познакомитесь, изучив текст учебника на с. 21–30.
IV. Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 21–30 и заполнение таблицы.
№ п/п | Имя ученого | Годы жизни | Вклад в развитие науки о человеке |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Гиппократ | 460–377 гг. до н. э. | Сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента |
2 | Аристотель | 384–322 гг. до н. э. | Дал название главному кровеносному сосуду – «аорта»; отметил общие черты в строении человека и животных |
3 | Клавдий Гален | 131–201 гг. н. э. | Изучал анатомию человека, вскрывая животных, т. к. был уверен в сходстве строения животных и человека |
4 | Мондино да Люцци | 1275–1327 гг. | Издал первый учебник по анатомии |
5 | Леонардо да Винчи | 1452–1519 гг. | Изучал пропорции тела человека; впервые составил классификацию мышц; сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов; научно описал их |
6 | Андрес Везалий | 1514–1564 гг. | В своем труде «О строении человеческого тела» впервые описал систематическую анатомию человека, основанную на собственном опыте вскрытия трупов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Г. Фаллопий | 1523–1562 гг. | В «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей мышц, органов слуха, зрения |
8 | Б. Евстахий | 1510–1574 гг. | Изучал анатомию зубов, почек, вен, органов слуха; занимался сравнительной анатомией |
9 | Абу Али ибн Сина (Авиценна) | 980–1037 гг. | Написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки» |
10 | И. Фабриций | 1537–1619 гг. | Изучал строение пищевода, гортани, описал венозные клапаны |
11 | В. Гарвей | 1578–1657 гг. | В 1628 году в своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам – к сердцу |
12 | А. вак Левенгук | 1632–1723 гг. | Усовершенствовал микроскоп, что позволило изучать микроскопическое строение органов и тканей |
13 | М. Мальпиги | 1628–1694 гг. | В 1661 году изучил легкие; открыл альвеолы и капилляры |
14 | Г. Бидлоо | 1649–1713 гг. | В 1685 году доказал, что нервы состоят из скопления тонких нервных волокон |
15 | К. М. Бэр | 1792–1876 гг. | Открыл яйцеклетку человека |
16 | Епифаний Славинецкий | | В 1658 году перевел на русский язык труды Везалия |
17 | А. П. Протасов | 1724–1796 гг. | Автор многих русских анатомических терминов, работ о телосложении человека, строении и функциях желудка |
18 | С. Г. Зыбелин | 1735–1802 гг. | Опубликовал книгу «Слово о сложении тела человека и о способах, как оное предохраняет от болезней»; высказал мысль об общности происхождения животных и человека |
19 | К. И. Щепин | 1728–1770 гг. | Первым начал преподавать анатомию на русском языке |
20 | П. А. Загорский | 1764–1846 гг. | Издал руководство по анатомии «К познанию строения человеческого тела» |
21 | Е. О. Мухин | 1766–1850 гг. | Издал учебник «Курс анатомии» |
22 | М. И. Шеин | 1712–1762 гг. | Перевел на русский язык труд по анатомии Гейстера |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Н. И. Пирогов | 1810–1881 гг. | Создал новую отрасль науки – топографическую анатомию и учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов |
24 | П. Ф. Лесгафт | 1837–1909 гг. | Исследовал взаимосвязь функций органов и их строения |
25 | Д. Н. Зернов | 1843–1917 гг. | Исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств; издал учебник по анатомии человека |
26 | В. П. Воробьев | 1876–1937 гг. | Разработал новые методы исследования нервов сердца, желудка; создал пятитомный «Атлас анатомии человека»; изобрел новый метод бальзамирования, который был применен для сохранения тела В. И. Ленина |
27 | В. Н. Тонков | 1872–1954 гг. | Изучал окольные пути тока крови, нервы многих органов; автор известного учебника по анатомии человека |
Примечание:
1. На изучение данного материала можно отвести два урока; можно часть таблицы выполнить на уроке, а часть – дома; можно описать вклад в науку не всех, а некоторых ученых, упоминающихся на страницах учебника.
2. Если в классе есть ученики, желающие посвятить себя изучению биологии или медицины, можно в таблицу внести дополнительную колонку «За страницами учебника» и предложить этим учащимся поработать с рядом дополнительных литературных источников:
1) Гончаров, Н. И. О строении человеческого тела. Литературное наследие XVI–XVIII веков в иллюстрациях / Н. И. Гончаров. – Волгоград, 1976.
2) Сапин, М. Р. Анатомия человека : учеб. пособие для студ. биол. фак. пед. ун-тов, интов, уч., колледжей : в 2 кн. / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. – М. : Академия, 2008.
(Глава 1. Краткий исторический очерк развития анатомии.)
3) Сапин, М. Р. Анатомия человека : учеб. для студ. биол. и мед. спец. вузов : в 2 кн. Кн. I / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. – М. : Высшая школа, 2007.
(Главы «Краткий исторический очерк развития анатомии», «Развитие отечественной анатомии».)
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 21–30; записать в словарик определения терминов «анатомия человека», «физиология человека», «гигиена»; подготовить небольшие сообщения об ученых, используя материал учебника на с. 26–30; заполнить до конца таблицу.