СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "История развития знаний о строении и функциях организма человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с краткой историей развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней. Формировать умения: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблицы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "История развития знаний о строении и функциях организма человека"»

Урок 6
История развития знаний о СТРОЕНИИ
и функциях организма человека

Цели: познакомить учащихся с краткой историей развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней. Формировать умения: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблицы.

Оборудование: портреты ученых.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа со словариком.

Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также обычаями и традициями.

Расизм – совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными созидателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

2. Работа с рубрикой «Проверьте свои знания», с. 20 учебника.

3. Работа с рубрикой «Подумайте», с. 20 учебника.

4. Ответ на вопрос (письменно в тетради): Какие виды рас выделил К. Линней? (Американскую, европейскую, азиатскую и африканскую.)

III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Анатомия – наука о внутреннем строении живых организмов.

Физиология – наука об их функционировании.

Человеку всегда было интересно узнать, как устроено и как функционирует его собственное тело. Истоки данных представлений уходят в доисторические времена. Наскальные рисунки эпохи палеолита – свидетельство тому, что первобытные охотники знали о положении жизненно важных органов (сердца, печени и т. д.).

Значительную роль в развитии анатомии сыграло ритуальное бальзамирование трупов в Древнем Египте. Особенно интересны «папирус Эберса», в котором изложены анатомические и медицинские знания древних египтян. Наибольшие успехи в изучении анатомии в древнем мире были достигнуты в античной Греции.

Среди первых известных истории науки ученых-анатомов следует назвать Алкмеона из Кротоны, который жил в первой половине V века до н. э. Он первым начал вскрывать трупы животных для изучения строения их тела. Выдающимся является его утверждение, что органы чувств непосредственно связаны с мозгом и восприятие ощущений зависит от мозга.

С именами других известных ученых, внесших значительный вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека, вы познакомитесь, изучив текст учебника на с. 21–30.

IV. Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 21–30 и заполнение таблицы.

№ п/п

Имя ученого

Годы жизни

Вклад в развитие науки о человеке

1

2

3

4

1

Гиппократ

460–377 гг.

до н. э.

Сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента

2

Аристотель

384–322 гг.

до н. э.

Дал название главному кровеносному сосуду – «аорта»; отметил общие черты в строении человека и животных

3

Клавдий

Гален

131–201 гг. н. э.

Изучал анатомию человека, вскрывая животных, т. к. был уверен в сходстве строения животных и человека

4

Мондино да Люцци

1275–1327 гг.

Издал первый учебник по анатомии

5

Леонардо да Винчи

1452–1519 гг.

Изучал пропорции тела человека; впервые составил классификацию мышц; сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов; научно описал их

6

Андрес Везалий

1514–1564 гг.

В своем труде «О строении человеческого тела» впервые описал систематическую анатомию человека, основанную на собственном опыте вскрытия трупов


Продолжение табл.

1

2

3

4

7

Г. Фаллопий

1523–1562 гг.

В «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей мышц, органов слуха, зрения

8

Б. Евстахий

1510–1574 гг.

Изучал анатомию зубов, почек, вен, органов слуха; занимался сравнительной анатомией

9

Абу Али ибн Сина (Авиценна)

980–1037 гг.

Написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки»

10

И. Фабриций

1537–1619 гг.

Изучал строение пищевода, гортани, описал венозные клапаны

11

В. Гарвей

1578–1657 гг.

В 1628 году в своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам – к сердцу

12

А. вак Левенгук

1632–1723 гг.

Усовершенствовал микроскоп, что позволило изучать микроскопическое строение органов и тканей

13

М. Мальпиги

1628–1694 гг.

В 1661 году изучил легкие; открыл альвеолы и капилляры

14

Г. Бидлоо

1649–1713 гг.

В 1685 году доказал, что нервы состоят из скопления тонких нервных волокон

15

К. М. Бэр

1792–1876 гг.

Открыл яйцеклетку человека

16

Епифаний Славинецкий


В 1658 году перевел на русский язык труды Везалия

17

А. П. Протасов

1724–1796 гг.

Автор многих русских анатомических терминов, работ о телосложении человека, строении и функциях желудка

18

С. Г. Зыбелин

1735–1802 гг.

Опубликовал книгу «Слово о сложении тела человека и о способах, как оное предохраняет от болезней»; высказал мысль об общности происхождения животных и человека

19

К. И. Щепин

1728–1770 гг.

Первым начал преподавать анатомию на русском языке

20

П. А. Загорский

1764–1846 гг.

Издал руководство по анатомии «К познанию строения человеческого тела»

21

Е. О. Мухин

1766–1850 гг.

Издал учебник «Курс анатомии»

22

М. И. Шеин

1712–1762 гг.

Перевел на русский язык труд по анатомии Гейстера


Окончание табл.

1

2

3

4

23

Н. И. Пирогов

1810–1881 гг.

Создал новую отрасль науки – топографическую анатомию и учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов

24

П. Ф. Лесгафт

1837–1909 гг.

Исследовал взаимосвязь функций органов и их строения

25

Д. Н. Зернов

1843–1917 гг.

Исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств; издал учебник по анатомии человека

26

В. П. Воробьев

1876–1937 гг.

Разработал новые методы исследования нервов сердца, желудка; создал пятитомный «Атлас анатомии человека»; изобрел новый метод бальзамирования, который был применен для сохранения тела В. И. Ленина

27

В. Н. Тонков

1872–1954 гг.

Изучал окольные пути тока крови, нервы многих органов; автор известного учебника по анатомии человека

Примечание:

1. На изучение данного материала можно отвести два урока; можно часть таблицы выполнить на уроке, а часть – дома; можно описать вклад в науку не всех, а некоторых ученых, упоминающихся на страницах учебника.

2. Если в классе есть ученики, желающие посвятить себя изучению биологии или медицины, можно в таблицу внести дополнительную колонку «За страницами учебника» и предложить этим учащимся поработать с рядом дополнительных литературных источников:

1) Гончаров, Н. И. О строении человеческого тела. Литературное наследие XVI–XVIII веков в иллюстрациях / Н. И. Гончаров. – Волгоград, 1976.

2) Сапин, М. Р. Анатомия человека : учеб. пособие для студ. биол. фак. пед. ун-тов, интов, уч., колледжей : в 2 кн. / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. – М. : Академия, 2008.

(Глава 1. Краткий исторический очерк развития анатомии.)

3) Сапин, М. Р. Анатомия человека : учеб. для студ. биол. и мед. спец. вузов : в 2 кн. Кн. I / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. – М. : Высшая школа, 2007.

(Главы «Краткий исторический очерк развития анатомии», «Развитие отечественной анатомии».)

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 21–30; записать в словарик определения терминов «анатомия человека», «физиология человека», «гигиена»; подготовить небольшие сообщения об ученых, используя материал учебника на с. 26–30; заполнить до конца таблицу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!