Открытый урок
в 9 класс по алгебре
«Нестандартные приемы решения квадратных уравнений»
Тема «Квадратные уравнения » является одной из самых актуальных. Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Они находят широкое применение в разных разделах математики.
В школьном курсе изучаются формулы корней квадратного уравнения, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако, имеются и другие приемы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения.
Проблемный вопрос: существуют ли кроме общепринятых приемов решения квадратных уравнений другие, которые позволяют быстро и рационально решать квадратные уравнения?
Гипотеза: установление связи между коэффициентами и корнями квадратного уравнения позволит найти эффективные приемы быстрого решения квадратного уравнения.
Цель: установив связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения, найти новые рациональные приемы решения уравнений
Задачи:
Изучить литературу по истории приемов решения квадратных уравнений
Обобщить накопленные знания о квадратных уравнениях и способах их решения.
Установить зависимость корней квадратного уравнения от его коэффициентов и найти эффективные приемы быстрого решения квадратного уравнения, в том числе с большими коэффициентами.
Сделать выводы.
Разработать дидактический материал для проведения практикума по решению квадратных уравнений с использованием новых приемов в помощь ученикам, увлеченным математикой.
Объект исследования: квадратные уравнения
Предмет изучения: методы и приемы решения квадратных уравнений, в том числе с большими коэффициентами
Дополнительный материал, связанный с историей вопроса о возникновении квадратных уравнений можно найти в «Энциклопедии по математике» «Занимательная математика», М., 2007. Способы решения задач на квадратные уравнения в полном объёме раскрыты в изданиях «Сборник элективных курсов» Волгоград, 2006 г.
Изученная литература позволила приобрести новые интересные знания по истории возникновения квадратного уравнения, приобрести опыт по решению различных квадратных уравнений и перейти к следующему этапу в исследовании – перенести полученные знания в нестандартную ситуацию.
Ход урока
Организационный момент: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня у нас необычный урок, за окном весна, в классе у нас именинница и на уроке у нас гости- наши дорогие и любимые учителя, мы немножко волнуемся , но все будет хорошо. Вздохнули все, начинаем….
Эпиграфом к уроку мне бы хотелось взять слова Альберта Эйнштейна. Он говорил: «Выбирая между политикой и уравнениями, я выбираю уравнения, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». Посмотрите, что за равенство написано на доске? Назовите коэффициенты этого уравнения. О чем они нам говорят? Открыли тетради, записали число, классная работа.
Устный счет. Проведем маленькую разминку, решим устно квадратные уравнения.
Вступительное слово учителя:
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Они находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств, а также при решении многих прикладных задач.
Мы уже несколько месяцев работаем с квадратными уравнениями, что нового мы узнали? Чему мы научились на уроке?
Посмотрите маленький видеофрагмент. Каким способом решал квадратное решение Мухаммед аль-Хорезми? Это ведь новый способ решения квадратного уравнения для нас? Какая же тема нашего урока? А какова цель нашего урока?
Записали тему урока в тетрадь, достали таблицы «ЗУН», заполнили первые 2 столбика. Какие же способы решения квадратных уравнения вы знаете? А зачем нам нужно знать несколько способов решения квадратных уравнений?
12 февраля 1535 года между Фиори и Н.Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за два часа решил все предложенные Фиори 30 задач, в то время как сам Фиори не решил ни одной задачи Тартальи.
Итак, Тарталья решил за два часа 30 задач. Сколько уравнений 2-ой степени вы сможете решить за один урок?
Групповая работа
Каждая группа изучала свой способ решения квадратного уравнения, вы должны внимательно слушать выступающих, делать необходимые записи в тетрадях, задавать вопросы, если что-то непонятно. После выступления вам будет предложены уравнения , которые нужно решить данным способом.
Не забывайте, лозунги нашей работы: «Прежде чем сделать - подумай».
«Оцени на глаз»
«Научился сам- научи другого».
Карточки свободной группе
Результаты проверки
Итак, выступили все 6 групп. С какими же способами решения квадратных уравнений вы сегодня познакомились?
Закрепления. Способ закрепления « Пазл». Соберите, пожалуйста, со способами решения квадратных уравнений. 1 колонка-способ, 2-формулы корней, 3- нужно подобрать квадратное уравнения, которое решается данным способом.
Проверка.
Квадратное уравнение – это очень важное понятие алгебры, очень интересное и невероятное. Мы с вами уже знаем столько способов, что не хватит пальцев на руках, а сколько еще не знаем… Например, способ с помощью номограммы, это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 «Четырехзначные математические таблицы» Брадис В.М ; решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки. Вы можете почитать его дома, подготовить сообщение, по новому неизвестному нам способу.
Во время выполнения групповой работы, я вам раздавала карточки, чтобы вы вспомнили еще один способ, хорошо нам знакомый - графический. Посмотрите мой способ. Как найти корни этого уравнения?
Давайте с вами вернемся к таблицам «ЗУН» и заполним 3 столбик.
Я подвела итоги работы групп----------------
Домашнее задание.
1). Составить кластер по новым способам решения ( подумать о плюсах и минусах каждого способа)
2). Подумать о способе переброски коэффициента-какой способ решения квадратного уравнения там спрятан).
3) Уравнения даны разного уровня сложности- решить на выбранную отметку.
Теперь давайте оценим свою работу на уроке( индивидуальную и в группе). Листочки сдать руководителю группы.
Рефлексия. Давайте в группах составим синквейн квадратному уравнению
1 стока – тема (1 слово имя существительное)
2 строка – описание темы (2 слова имя прилагательное)
3 строка – описание действия (3 слова глагол)
4 строка – отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)
5 строка – суть темы (1 слово синоним)
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу различными способами, чем решать три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт». Чем больше способов решения мы знаем, тем мы сильнее. Этими словами, которые принадлежат У. У. Сойеру, мы заканчиваем наш урок. Благодарим всех за внимание.
Приложение №1
№1 Задания для самостоятельного решения:
1)
2)
3)
№2 Задания для самостоятельного решения:
1).
2).
3).
№3 Задания для самостоятельного решения:
1).
2).
3).
4).
5).
№4 Задания для самостоятельного решения:
1).
2).
3).
4).
№5 Задания для самостоятельного решения:
1).
2).
3).
4).
5).
№6 Задания для самостоятельного решения:
1).
2).
3).
4).
5).
Решите квадратное уравнения графическим способом 3x2+2x-1 =0
Приложение №2
Номер задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
баллы | | | | | | |
Приложение №3
Фамилия __________________ Имя _______________
Номер задания | Устный счет (1 уравнение 1балл) | Работа в группе (1 уравнение 1балл) | Задание на карточке | Дополнительный балл за ответ у доски | Работа с таблицей | Всего |
баллы | | | | | | |
Приложение №4
ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, где а + b + с = 0 | х1=1, х2=с/а. | 5х2-7х+2=0 |
ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, где a - b + с = 0, или b = а + с, | х1=-1, х2= - с/а. | 11х2+27х+16=0 |
ах2+вх+с=0, где а = с, в =а2+1 | х1=-а, х2 =-1/а | 3х2+10х+3=0 |
ах2+вх+с=0, а ≠ 0, где а = с, в = -(а2+1) | х1=а, х2=1/а | 2х2-5х+2=0 |
ах2+вх+с=0, а ≠ 0, где а = -с, в=а2-1 | х1=-а, х2=1/а | 3х2+8х-3=0 |
ах2+вх+с=0, а ≠ 0, где а = -с, в = -(а2-1) | х1=а, х2=-1/а | 3х2-8х-3=0 |
метод «переброски» ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, у2 + by + ас = 0 | х1=у1/2, х2=у2/2; | 2х2-9х+9=0 |
Домашнее задание
№ | Уравнения | Баллы |
1 | 20x2 - 6x = 0 | 2 |
2 | 3x2 - 5x + 4 = 0 | 2 |
3 | 100x2 + 53x – 153 = 0 | 3 |
4 | 35x2 – 8 = 0 | 3 |
5 | 7x2 + 8x + 2 = 0 | 3 |
6 | 299x2 + 300x + 1 = 0 | 3 |
7 | 4x2 – 4x + 3 = 0 | 3 |
8 | (x – 8)2 – (3x + 1)2 = 0 | 4 |
9 | х4 + 7х² - 8 = 0 | 4 |
10 | 4(x – 1)2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0 | 4 |
11 | (х2-х)2-14(х2-х)+24=0 | 5 |
12 | (х2+3х-25)2-6(х2+3х-25)= - 8 | 5 |
13 | 2(х2+ )-7(х + )+9=0 | 6 |
14 | 2х4+9х3-х2+9х+2=0 | 10 |
«3» - 10-15 баллов, «4»- 16-30 баллов, более 31 балла –«5». Можно решать одно уравнение разными способами.
Приложение №6
ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, где а + b + с = 0 | х1=1, х2=с/а. | 5х2-7х+2=0 |
ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, где a - b + с = 0, или b = а + с, | х1=-1, х2= - с/а. | 11х2+27х+16=0 |
ах2+вх+с=0, где а = с, в =а2+1 | х1=-а, х2 =-1/а | 3х2+10х+3=0 |
ах2+вх+с=0, а ≠ 0, где а = с, в = -(а2+1) | х1=а, х2=1/а | 2х2-5х+2=0 |
ах2+вх+с=0, а ≠ 0, где а = -с, в=а2-1 | х1=-а, х2=1/а | 3х2+8х-3=0 |
ах2+вх+с=0, а ≠ 0, где а = -с, в = -(а2-1) | х1=а, х2=-1/а | 3х2-8х-3=0 |
метод «переброски» ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, у2 + by + ас = 0 | х1=у1/2, х2=у2/2; | 2х2-9х+9=0 |