СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по алгебре "Нестандартные способы решения квадратных уравнений" (8 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе исследовательской деятельности учащиеся приходят к открытию новых способов решения квадратных уравнений, учатся их использовать.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре "Нестандартные способы решения квадратных уравнений" (8 класс)»



Открытый урок

в 9 класс по алгебре

«Нестандартные приемы решения квадратных уравнений»

Тема «Квадратные уравнения » является одной из самых актуальных. Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Они находят широкое применение в разных разделах математики.

В школьном курсе изучаются формулы корней квадратного уравнения, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако, имеются и другие приемы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения.

Проблемный вопрос: существуют ли кроме общепринятых приемов решения квадратных уравнений другие, которые позволяют быстро и рационально решать квадратные уравнения?

Гипотеза: установление связи между коэффициентами и корнями квадратного уравнения позволит найти эффективные приемы быстрого решения квадратного уравнения.

Цель: установив связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения, найти новые рациональные приемы решения уравнений

Задачи:

  • Изучить литературу по истории приемов решения квадратных уравнений

  • Обобщить накопленные знания о квадратных уравнениях и способах их решения.

  • Установить зависимость корней квадратного уравнения от его коэффициентов и найти эффективные приемы быстрого решения квадратного уравнения, в том числе с большими коэффициентами.

  • Сделать выводы.

  • Разработать дидактический материал для проведения практикума по решению квадратных уравнений с использованием новых приемов в помощь ученикам, увлеченным математикой.

Объект исследования: квадратные уравнения

Предмет изучения: методы и приемы решения квадратных уравнений, в том числе с большими коэффициентами

Дополнительный материал, связанный с историей вопроса о возникновении квадратных уравнений можно найти в «Энциклопедии по математике» «Занимательная математика», М., 2007. Способы решения задач на квадратные уравнения в полном объёме раскрыты в изданиях «Сборник элективных курсов» Волгоград, 2006 г.

Изученная литература позволила приобрести новые интересные знания по истории возникновения квадратного уравнения, приобрести опыт по решению различных квадратных уравнений и перейти к следующему этапу в исследовании – перенести полученные знания в нестандартную ситуацию.

Ход урока

  1. Организационный момент: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня у нас необычный урок, за окном весна, в классе у нас именинница и на уроке у нас гости- наши дорогие и любимые учителя, мы немножко волнуемся , но все будет хорошо. Вздохнули все, начинаем….

  2. Эпиграфом к уроку мне бы хотелось взять слова Альберта Эйнштейна. Он говорил: «Выбирая между политикой и уравнениями, я выбираю уравнения, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». Посмотрите, что за равенство написано на доске? Назовите коэффициенты этого уравнения. О чем они нам говорят? Открыли тетради, записали число, классная работа.

  3. Устный счет. Проведем маленькую разминку, решим устно квадратные уравнения.


  1. Вступительное слово учителя:

Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Они находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств, а также при решении многих прикладных задач.

Мы уже несколько месяцев работаем с квадратными уравнениями, что нового мы узнали? Чему мы научились на уроке?

Посмотрите маленький видеофрагмент. Каким способом решал квадратное решение Мухаммед аль-Хорезми? Это ведь новый способ решения квадратного уравнения для нас? Какая же тема нашего урока? А какова цель нашего урока?

Записали тему урока в тетрадь, достали таблицы «ЗУН», заполнили первые 2 столбика. Какие же способы решения квадратных уравнения вы знаете? А зачем нам нужно знать несколько способов решения квадратных уравнений?

12 февраля 1535 года между Фиори и Н.Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за два часа решил все предложенные Фиори 30 задач, в то время как сам Фиори не решил ни одной задачи Тартальи.

Итак, Тарталья решил за два часа 30 задач. Сколько уравнений 2-ой степени вы сможете решить за один урок?

  1. Групповая работа

Каждая группа изучала свой способ решения квадратного уравнения, вы должны внимательно слушать выступающих, делать необходимые записи в тетрадях, задавать вопросы, если что-то непонятно. После выступления вам будет предложены уравнения , которые нужно решить данным способом.

Не забывайте, лозунги нашей работы: «Прежде чем сделать - подумай».

«Оцени на глаз»

«Научился сам- научи другого».

  1. Карточки свободной группе

  2. Результаты проверки

Итак, выступили все 6 групп. С какими же способами решения квадратных уравнений вы сегодня познакомились?

  1. Закрепления. Способ закрепления « Пазл». Соберите, пожалуйста, со способами решения квадратных уравнений. 1 колонка-способ, 2-формулы корней, 3- нужно подобрать квадратное уравнения, которое решается данным способом.

Проверка.

Квадратное уравнение – это очень важное понятие алгебры, очень интересное и невероятное. Мы с вами уже знаем столько способов, что не хватит пальцев на руках, а сколько еще не знаем… Например, способ с помощью номограммы, это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 «Четырехзначные математические таблицы» Брадис В.М ; решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки. Вы можете почитать его дома, подготовить сообщение, по новому неизвестному нам способу.

Во время выполнения групповой работы, я вам раздавала карточки, чтобы вы вспомнили еще один способ, хорошо нам знакомый - графический. Посмотрите мой способ. Как найти корни этого уравнения?

Давайте с вами вернемся к таблицам «ЗУН» и заполним 3 столбик.


Я подвела итоги работы групп----------------

  1. Домашнее задание.

1). Составить кластер по новым способам решения ( подумать о плюсах и минусах каждого способа)

2). Подумать о способе переброски коэффициента-какой способ решения квадратного уравнения там спрятан).

3) Уравнения даны разного уровня сложности- решить на выбранную отметку.


  1. Теперь давайте оценим свою работу на уроке( индивидуальную и в группе). Листочки сдать руководителю группы.

  2. Рефлексия. Давайте в группах составим синквейн квадратному уравнению

1 стока – тема (1 слово имя существительное)

2 строка – описание темы (2 слова имя прилагательное)

3 строка – описание действия (3 слова глагол)

4 строка – отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)

5 строка – суть темы (1 слово синоним)


«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу различными способами, чем решать три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт». Чем больше способов решения мы знаем, тем мы сильнее. Этими словами, которые принадлежат У. У. Сойеру, мы заканчиваем наш урок. Благодарим всех за внимание.





Приложение №1

№1 Задания для самостоятельного решения:

1)

2)

3)

№2 Задания для самостоятельного решения:

1).

2).

3).

№3 Задания для самостоятельного решения:

1).

2).

3).

4).

5).

№4 Задания для самостоятельного решения:

1).

2).

3).

4).

№5 Задания для самостоятельного решения:

1).

2).

3).

4).

5).

№6 Задания для самостоятельного решения:

1).

2).

3).

4).

5).


Решите квадратное уравнения графическим способом 3x2+2x-1 =0

Приложение №2





Номер задания

№1

№2

№3

№4

№5

№6

баллы

























Приложение №3

Фамилия __________________ Имя _______________

Номер задания

Устный счет

(1 уравнение 1балл)

Работа в группе

(1 уравнение 1балл)

Задание на карточке

Дополнительный балл за ответ у доски

Работа с таблицей

Всего

баллы









Приложение №4



ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, где а + b + с = 0

х1=1, х2=с/а.

2-7х+2=0

ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, где a - b + с = 0, или b = а + с,

х1=-1, х2= - с/а.

11х2+27х+16=0

ах2+вх+с=0,

где а = с, в =а2+1

х1=-а, х2 =-1/а

2+10х+3=0

ах2+вх+с=0, а ≠ 0,

где а = с, в = -(а2+1)

х1=а, х2=1/а

2-5х+2=0

ах2+вх+с=0, а ≠ 0,

где а = -с, в=а2-1

х1=-а, х2=1/а

2+8х-3=0

ах2+вх+с=0, а ≠ 0,

где а = -с, в = -(а2-1)

х1=а, х2=-1/а

2-8х-3=0

метод «переброски»

ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0,

у2 + by + ас = 0

х11/2, х22/2;

2-9х+9=0



Домашнее задание

Уравнения

Баллы

1

20x2 - 6x = 0

2

2

3x2 - 5x + 4 = 0

2

3

100x2 + 53x – 153 = 0

3

4

35x2 – 8 = 0

3

5

7x2 + 8x + 2 = 0

3

6

299x2 + 300x + 1 = 0

3

7

4x2 – 4x + 3 = 0

3

8

(x – 8)2 – (3x + 1)2 = 0

4

9

х4 + 7х² - 8 = 0

4

10

4(x – 1)2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0

4

11

2-х)2-14(х2-х)+24=0

5

12

2+3х-25)2-6(х2+3х-25)= - 8

5

13

2(х2+ )-7(х + )+9=0

6

14

4+9х32+9х+2=0

10



«3» - 10-15 баллов, «4»- 16-30 баллов, более 31 балла –«5». Можно решать одно уравнение разными способами.

Приложение №6

ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, где а + b + с = 0

х1=1, х2=с/а.

2-7х+2=0

ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0, где a - b + с = 0, или b = а + с,

х1=-1, х2= - с/а.

11х2+27х+16=0

ах2+вх+с=0,

где а = с, в =а2+1

х1=-а, х2 =-1/а

2+10х+3=0

ах2+вх+с=0, а ≠ 0,

где а = с, в = -(а2+1)

х1=а, х2=1/а

2-5х+2=0

ах2+вх+с=0, а ≠ 0,

где а = -с, в=а2-1

х1=-а, х2=1/а

2+8х-3=0

ах2+вх+с=0, а ≠ 0,

где а = -с, в = -(а2-1)

х1=а, х2=-1/а

2-8х-3=0

метод «переброски»

ах2 + bх + с = 0, а ≠ 0,

у2 + by + ас = 0

х11/2, х22/2;

2-9х+9=0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!