СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по алгебре 8 класс тема «Метод интервалов»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: обеспечение усвоения решения квадратных неравенств методом интервалов.

Развивающая: развитие умений анализировать, выделять главное,

обобщать.

Воспитательная: формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, воспитание внимания, сообразительности и аккуратности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре 8 класс тема «Метод интервалов»»

Урок № 80 Конспект урока по алгебре 8 класс

тема «Метод интервалов»


Цели урока:

Образовательная: обеспечение усвоения решения квадратных неравенств методом интервалов.

Развивающая: развитие умений анализировать, выделять главное,

обобщать.

Воспитательная: формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, воспитание внимания, сообразительности и аккуратности.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Устная работа а)Какие неравенства соответствуют промежуткам

[0+∞) (-∞ 5) [-3 5) (-∞ -5]

б) Какие неравенства соответствуют геометрическим моделям:


в) Какие промежутки соответствуют геометрическим моделям:


г) Разложить многочлен на множители:

х2-4=

х3-х=

д) Решите неравенства: 1) х2 - 9 ≤ 0 2) х2-5х+6≥0

3) (х-3)(х+4)(2х-5)0

3. Постановка проблемы.

На предыдущих уроках мы научились решать квадратные неравенства. Для чего же нам нужен еще и метод интервалов? Допустим, нам надо решить вот такое неравенство: (x − 5)(x + 3) 0

Какие есть варианты? Первое, что приходит в голову большинству учеников — это правила «плюс на плюс дает плюс» и «минус на минус дает плюс». Т.е. неравенство свелось к совокупности двух систем, которая, впрочем, легко решается:

Второй вариант – раскрыть скобки, в результате получается квадратное неравенство, графический метод решения которого также хорошо отработан.

Имеем: x2 − 2x − 15 0. Ветви параболы направлены вверх, т.к. коэффициент a = 1 0. График пересекает ось OX в точках x = 5 и x = −3.

Эскиз этой параболы:

Функция больше нуля там, где она проходит выше оси OX, т.е. интервалы (−∞ −3) и (5; +∞)

Почему эти методы неэффективны? Мы рассмотрели два решения одного и того же неравенства. Оба они оказались весьма громоздкими. В первом решении возникает совокупность систем неравенств. Второе решение тоже не особо легкое: нужно помнить график параболы и еще кучу мелких фактов.

И это было очень простое неравенство. В нем всего 2 множителя. А теперь представьте, что множителей будет не 2, а хотя бы 4.

Например: (x − 7)(x − 1)(x + 4)(x + 9)

Как решать такое неравенство? Перебирать все возможные комбинации плюсов и минусов? Рисовать график — тоже не вариант, поскольку непонятно, как ведет себя такая функция на координатной плоскости. Для таких неравенств нужен специальный алгоритм решения, который мы сегодня и рассмотрим.

4. Изучение нового материала.

Что такое метод интервалов?

Метод интервалов — это специальный алгоритм, предназначенный для решения сложных неравенств вида f (x) 0 и f (x)

  1. Решить уравнение f (x) = 0;

  2. Отметить все полученные корни на координатной прямой. Таким образом, прямая разделится на несколько интервалов;

  3. Выяснить знак (плюс или минус) функции f (x) на самом правом интервале. Для этого достаточно подставить в f (x) любое число, которое будет правее всех отмеченных корней;

  4. Отметить знаки на остальных интервалах. Для этого достаточно запомнить, что при переходе через каждый корень знак меняется.

  5. Выписать интервалы, которые нас интересуют. Они отмечены знаком «+», если неравенство имеет вид f (x) 0, или знаком «−», если неравенство имеет вид f (x)

5. Закрепление

1. Разобрать решение неравенств:

а) (x − 2)(x + 7)

б) x 3х

в) 2 – 9)(х + 3)(х - 2) 0. На решение этого неравенства обратить особое

внимание, т.к. при переходе через х = – 3 знак на соседних интервалах не меняется.

2. Работа в парах.

Каждой паре учеников предлагается решить неравенства и заполнить таблицу 1 (решению каждого неравенства соответствует буква, ее и нужно занести в таблицу)

1

(2 – х)(8 – х)


х ˂ 1 и х 7

И

2

(1 – х)(7 – х) 0

2 ˂ х ˂ 8

А

3

(х – 2)(5 + х) 0

х ˂-5 и х 2

М

4

х 2 – 5х 0

х ˂ 0 и х 5

О

5

2х – 5х 2

х ˂ 2

С

6

(х – 2)(2х - 3)2

0 ˂ х ˂ 2,5

Р

7

(– х 2 + 9)(5х + 2) 0

х 2

Г

8

2 – 4)(х +2) 0

х ˂-3 и -0,4 ˂ х ˂ 3

Т


7

4

3

1

6

8

1

5

5

2

4

7













Таблица 1

В результате заполнения таблицы возникает имя Томас Гарриот.

7

4

3

1

6

8

1

5

5

2

4

7

Т

О

М

А

С

Г

А

Р

Р

И

О

Т

В связи с этим дается краткая историческая справка.

Знаки неравенства в их современном виде придумал английский математик Томас Гарриот (1560—1621). Книга с такими обозначениями вышла после смерти автора, в 1631 году. Знаки «» являлись повёрнутыми на 90° буквами V и этим полюбились математикам (2, с.680)

3. Выполнение упражнений из учебника

№ 296 (1,3)

6. Рефлексия деятельности на уроке

Сегодня мы научились решать неравенства методом интервалов. Однако существуют более сложные неравенства — дробные. Для них тоже можно применять метод интервалов, но это тема для следующего урока.

После этого обучающимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3. безразлично

3. помогал другим

3. не понял

7. Домашнее задание

§ 16, № 297(2,4), 298(2,4)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!