СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "«Особенности работы над произведениями полифонического и гомофонно-гармонического склада на примере изучаемых пьес"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основных представлений ученицы с особенностями исполнения произведений полифонического и гомофонно-гармонического склада на примере изучаемых пьес

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "«Особенности работы над произведениями полифонического и гомофонно-гармонического склада на примере изучаемых пьес"»

Открытый урок в классе фортепиано

Преподаватель: Потачина Наталья Викторовна

Ученица: Ковардакова Мария, 4 класс.

Дата: 13 декабря 2017 г.

Тема урока: «Особенности работы над произведениями полифонического и гомофонно-гармонического склада на примере изучаемых пьес»

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование основных представлений ученицы с особенностями исполнения произведений полифонического и гомофонно-гармонического склада на примере изучаемых пьес.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сравнение музыки полифонического и гофонного плана;

  • научить ученицу основам полифонического мышления на примере Маленькой прелюдии №7 e-moll И.С. Баха;

  • формировать умение играть два голоса в различной артикуляции, динамике, инструментовке;

  • овладеть средствами музыкально-исполнительской выразительности: выразительное интонирование мелодии, фразировка.

Развиваюшие:

  • развивать полифоническое мышление; умение слушать и контролировать звучание.

  • развивать музыкально-слуховые, аналитические, исполнительские навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чувству стиля и формы музыкального произведения, инициативу и самостоятельность ученицы;

  • воспитывать бережное и уважительное отношение к исполнительским традициям другой эпохи через усвоение норм музыкального языка И.С. Баха.

Методы обучения:

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов звукоизвлечения);

  • эмоционально-волевой (подбор образных сравнений, художественных впечатлений);

  • интеллектуальный (анализ, обобщение).



План урока

  1. Организационный момент. Введение в тему.



  1. Основная часть.

  1. Термины – полифония и гомофония.

  2. Краткие биографические сведения о композиторе И.С. Бахе.

  3. Работа над Маленькой прелюдией №7 e-moll И.С. Баха:

  • музыкально-теоретический анализ произведения (анализ темы, противосложения, тонального плана, выявление формы);

  • работа по техническому освоению пьесы: выявление мотивного строения темы, тембрального различия голосов в имитации, работа над правильным интонационным и артикуляционным исполнением хореических мотивов в противосложении.



  1. Работа над пьесой гомофонно-гармонического склада «Музыкальная табакерка» Т.П. Николаевой:

  • интонированием мелодии, аккомпанементом, педализацией, работа над преодолением технических сложностей в исполнении.



  1. Заключительная часть.

Подведение итогов. Организация домашнего задания.









Ход урока

Тема нашего урока «Полифония и гомофония в музыке».

Прошу дать определение словам: полифония, гомофония.

Ученица: Полифония - это многоголосье, одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодических голосов (poli – много, phone – голос).

Гомофония - склад музыки, в котором один голос главный, а другие его сопровождают (gomo – один, phone – голос).

Музыка, в которой мы ясно слышим главную мелодию в одном голосе, а аккомпанемент в других голосах, называется музыкой гомофонного типа или гомофонией.



Учитель. Полифония – это вид многоголосия, получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха. В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.

Сообщение о биографии И.С. Баха.

Родился Себастьян в небольшом немецком городке Эйзенахе в 1685 году. Первые уроки игры на скрипке он получил от отца, городского музыканта. Мальчик имел прекрасный голос и пел в хоре городской школы.
Отец умер, когда Баху было 9 лет. И дальнейшим его воспитанием занимался брат. У брата имелся сборник нот «модной музыки» знаменитых тогда композиторов, но брат запирал ноты в шкаф, чтобы Иоганн не смог его достать.
Однако по ночам юный Бах все же умудрялся вытаскивать из шкафа сборник и тайком переписывал ноты. Свечи у него не было, и мальчик трудился при свете луны. Когда же работа была закончена, брат застал его, отобрал и нотный оригинал, и почти переписанную копию. В отчаянии Бах воскликнул: 
- Тогда я сам напишу такую музыку! Нет, я напишу еще лучше.
В 15 лет он начал самостоятельную жизнь. Иоганн был церковным органистом, играл на органе и клавесине. Сочинял много произведений для органа и клавесина. К старости он стал терять зрения, сказались переписки при свете луны. Ему сделали операцию, но это не помогло, и слепота поразила его окончательно. Умер в бедности и о нем совершенно забыли.

Удивительно то, что при жизни современники считали Баха непревзойдённым исполнителем, но совершенно не считали непревзойдённым композитором. Более того, многие считали его композитором средней руки. Именно искусство игры на органе и клавире вознесло его на вершину славы, и именно за это искусство он был почитаем современниками.

Всю жизнь Бах помимо сочинительства и концертной деятельности, занимался преподаванием музыки. Главными его учениками всегда были его сыновья. Часто учитель был настолько благосклонен, что сочинял для учеников небольшие пьесы. К педагогическим сборникам Баха относятся «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха», Инвенции и «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» в отличие от вышеназванных, при жизни Баха не существовал - его составил и издал в середине XIX веке (в 1848 году) Ф. Грипенкерль, известный немецкий музыкант.

Маша, мы с тобой уже играли пьесы И.С. Баха – это Менуэт соль минор. А теперь обратимся к маленьким прелюдиям.



Давай вспомним, что такое прелюдия в ХVII - ХVIII веках?

Ученица. В переводе с латинского языка слово «прелюдия» означает - делаю вступление. В ХVII - ХVIII веках прелюдиями были небольшие вступления импровизированного характера перед основным произведением.

Педагог. Со временем такие вступительные фантазии стали приобретать большую законченность и трактоваться как самостоятельный жанр. Каждая из прелюдий своеобразна по настроению, складу, фактурному изложению и воплощает, как правило, только один образ.

Прелюдии И.С. Баха написал со скромной целью – быть упражнениями для учеников, но тем не менее они в полной мере отразили всю мощь баховского гения. Они прочно вошли в педагогический репертуар, и помогают пианистам начинающим развивать полифоническое мышление, образность, навыки певучей манере игры, а главное позволяют столкнуться с творчеством великого И.С. Баха.



Маленькая прелюдия №7 e-moll из цикла «12 маленьких прелюдий».

Маленькая прелюдия №7 проникнута тонкостью мягкого, нежного, теплого настроения. Восьмые в маленькой прелюдии привносят неспешность, спокойствие, равномерное движение. Мягкое волнообразное движение восьмых, задержания, трехдольный метр, ми минор – все придает этой пьесе настроение тихой печали, без экспрессии и драматизма.

В ней проявляется имитация, есть более или менее завершенная тема.

Педагог: Что такое имитация? 

Ученица: Это повторение темы в другом голосе.

Педагог. Имитация – основной полифонический способ развития темы.  Как исполнять имитацию, подчеркивать ее или нет? В двухголосных полифонических пьесах И.С.Баха имитацию чаще всего следует подчеркивать не громкостью, а своим, отличительным от другого голоса –тембром или фразировкой или артикуляцией. Если верхний голос играть звонко и выразительно, а нижний – легко и тихо, имитация будет слышна яснее. 

При работе над Маленькой прелюдией очень пригодился бы совет И.С. Баха: смотреть на голоса как на людей, а на многоголосие как на беседу между этими людьми. Отдельные голоса - это «актеры», воплощающие на сцене определенные образы; то они выходят на первый план, то отступают на второй и даже на третий, совсем «в глубь сцены». Но никогда они не теряют образного характера, своего индивидуального лица, не выпадают из общего «драматургического действия».

Приступаем к анализу темы: мягкая, задушевная, глубоко лирическая. Каждые звук пропевается ясно, отчетливо.

  1. Определяем границы темы.

  2. Определяем мотивное строение (движение мелодии основывается по тонам аккордов).

  3. Проведение темы начинается со слабой доли. Это одно из характерных свойств баховских мотивов.

Сыграть проведения темы, чередующиеся в обоих голосах, и играть их подряд, последовательно сохраняя «инструментовку» голосов.

  1. Различие в тембре, характерном для каждого из голосов.

Предпочтительнее, чтобы тема в басовом регистре звучала тише и глуше, чем в сопрано. Подчеркивать не громкостью, а иным, отличным от другого голоса тембром.

  1. Несовпадение штрихов: legato в верхнем голосе, non legato в нижнем. 

  2. Различная фразировка.

Одновременное звучание двух голосов лучше услышать при игре в ансамбле с педагогам. Соединять оба голоса следует тогда, когда ученик свободно может играть каждый голос в отдельности: верные штрихи, аппликатура, фразировка, нужная звучность.

Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А.С.Пушкин.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
(А.С.Пушкин)

Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин)


Знакомство с противосложением.

Переходим к работе над мелодией сопровождающей имитацию темы – противосложением. Какие интервалы? Восходящая секвенция содержит синкопированные хореические мотивы (ямбический мотив, состоящий из двух звуков, первый из которых на слабую долю, а второй на сильную – твердое окончание «мужское»). Глубоко и значительно пропеть первый звук мотива разрешается тихо и нежно, плавное движение руки вверх, которая переносится и глубоко погружается в первую четверть следующего мотива. Динамика секвенции возрастает с каждым восходящим мотивом, приводя к вершине – кульминации первой части (т.6).

В кадансах полифоническая ткань становится более плотной, что надо понимать как увеличение звучности (заключительный каданс). После каданса наступает обычная смена регистра: вторая часть начинается с пиано, в левой – пианиссимо.

Задержание является одной из основ всей баховской полифонии. В прелюдии №7 можно легко обнаружить, что буквально вся ткань состоит из задержаний, которые являются здесь важнейшим импульсом развития. Самое страшное - исполнять эти задержания плоским невыразительным звуком. В качестве модели исполнения следует взять, например, такты 3-4 и проработать три элемента: 1) приготовление (ми- на третьей четверти), 2) задержание (первая четверть), 3) разрешение (вторая четверть). Затем нужно поработать над верхним голосом: взять интенсивно ми и после этого очень связно на небольшом подъеме руки немного тише извлечь ре. То же самое делать, добавив средний голос, в котором нужно несколько опереться на первую долю фа. Аналогичным образом учащийся должен работать над задержаниями во всей пьесе.

В дальнейшем он будет многократно (и не только в баховской музыке) встречаться с задержаниями, и при такой работе они никогда не пройдут мимо него, а будут им восприняты как активнейший и выразительнейший элемент языка.

Реальное выдерживание (пальцами) всех голосов принадлежит к труднейшим (в особенности на раннем этапе обучения) проблемам, выдвигаемым музыкой Баха. Здесь нужно с самого начала учиться правильной работе - играть каждый голос отдельно, играть двумя руками два голоса, которые должны быть исполнены одной рукой. Верхний голос играть звучно, глубоко, нижний – пиано.

При этом нужно, чтобы сразу же стало ясным тембровое различие между этими голосами (как об этом уже говорилось раньше). Пальцы должны ощущать это различие - поворот или наклон кисти будет способствовать перенесению опоры на верхний или нижний голос.

Разбор по голосам: провести каждый голос как самостоятельное одноголосное произведение.

Мелодические линии у Баха имеют мотивное строение. Часто между мотивами и фразами образуется вопросо-ответная взаимосвязь.

Форма этой пьесы – старинная двухчастная. Первая часть заканчивается в параллельной тональности G dur. Вторая часть также начинается в параллельном мажоре, возвращение в конце к главной тональности создает ощущение трехчастности, что обычно для старинной двухчастной формы.


Различные способы развития полифонического мышления:

Первый способ: Нижний голос обычно воспринимается хуже, чем верхний. Ученик играет нижний голос в октавном удвоении, а педагог – верхний голос.

Второй способ: Играть оба голоса и в то же время один из них - петь. 

Третий способ: Играть один из голосов, другой из них – петь. 


Разбор по два голоса:

  • умение слушать одновременно две мелодии;

  • выяснение соотношения звучности между голосами.

Выстраивание всего произведения в единое целое:

  • длина дыхания темы, ее динамика;

  • переходы из темы в тему – следить за пластичностью, различием тембров и динамики;

  • длина дыхания противосложения, его характер по отношению к теме, динамика;

  • переходы от тем к противосложениям и от них – к темам;

  • объединение всех элементов в кадансы-кульминации;

  • стремиться мыслить динамическими пластами – террасами, внутри каждой террасы – своя инструментовка.



При разучивании наиболее пригодными оказываются различные градации piano- с хорошим ощущением кончиков пальцев. При этом легче услышать каждый голос и не утомляет слух.

Морде́нт (итал. mordente, букв. — кусающий, острый) — мелодическое украшение, представляет собой сокращенный способ записи мелодических оборотов, распространенный в XVII – XVIII веках. Исполнять морденты надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе. Первый звук мордента играется несколько значительнее, а второй и третий – тише.

Для исполнения полифонических произведений от ученика требуются осмысленность, певучесть и постоянный слуховой контроль.

Прослушивание Маленькой прелюдии в исполнении Т.П. Николаевой.

Татьяна Петровна – наша землячка, родилась в 1924 г. в Бежице. Музыкой начала заниматься с 3 лет. Сейчас музыкальная школа, в которой она училась носит её имя. В 12 лет Т.П. уехала учиться в ЦМШ в г. Москву, закончила московскую консерваторию по классу фортепиано и композиторское отделение. Трижды Т.П. Николаева бывала в Брянске после своего отъезда на учебу и жительство в Москву. Однако она всегда помнила родной город. Была блестящей пианисткой и выдающимся педагогом.

Музыка И.С. Баха в творческой биографии Т.П. Николаевой занимает особое место. В 1950 г. стала победителем I международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге, председателем жюри конкурса был выдающийся композитор 20 века Д. Шостакович.

Работа над «Музыкальной табакеркой» Т.П. Николаевой.

Это пьеса гомофонно-гармонического склада. Здесь явно слышна мелодия и гармонический вальсовый аккомпанемент. Это программная пьеса, дан образ – музыкальная шкатулка.

Мелодии шкатулок были красивые, но с неживым оттенком («игрушечная» музыка), играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы были эти «штучки»!

Способ работы: сыграть отдельно аккомпанемент. Задача – сохранить движение в легком вальсе, цеплять пальцем бас, прослушать гармонию.

Мелодия - понять, как строятся фразы, почувствовать кульминационные точки.

Темп, есть замедления, как и у музыки в шкатулке.

Средняя часть – механичность, отсутствует как таковая мелодия.

В заключение урока, Маша, давай ещё раз отметим отличительные особенности полифонической и гомофонной музыки.

Задание: нотные примеры – различить по виду полифоническую и гомофонную музыку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!