СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе Герасим и его окружение. Сострадание и жестокость.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа

 Цитата - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. 

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из главных мыслей лекции, доклада.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе Герасим и его окружение. Сострадание и жестокость.»







Конспект

урока литературы

в 5 классе



Герасим и его окружение.

Сострадание и жестокость.


















Тема урока: Герасим и его окружение. Сострадание и жестокость.

Цели : продолжить работу над анализом теста рассказа И.С. Тургенева «Муму»; показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя; развивать навык эмоционального восприятия фактов, умение работать в группе; воспитывать чувство сострадания.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка д/з

- Опрос учащихся

- Индивид.раб.со слабыми(карт)

3. Изучение новой темы

1) Беседа

На предыдущем уроке мы свами выяснили, что Герасим – необычный человек, отличающийся от окружающей его дворни, человек со своей нелегкой судьбой.

-Как же складывались его отношения с дворовыми?

-Что отличало Герасима от них? (Чувство собственного достоинства). А что это за чувство? (высказывания учащихся оформляют письменно).

Можете ли вы сказать, что оно есть у вас? А у Капитона? Татьяны? Многочисленная дворня у барыни, но есть ли люди похожие на Герасима? Чтобы разобраться в этом, посмотрим, как складывались отношения Герасима с двумя героями – Капитоном и Татьяной. Почему важно разобраться во взаимоотношениях именно с этими персонажами? (Они сыграли важную роль в судьбе Герасима)

2) Работа с учебником

Словарная работа

Цитата - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из главных мыслей лекции, доклада.

3) Работа в группах

1 группа. Герасим и Барыня.

-Чем Герасим выделяется среди окружающих? (примеры из текста). Какой вы видите барыню?

-Автор называет работу Герасима «неистомной». Какой смысл он вкладывает в это слово?

-Чем был для Герасима переезд в Москву? Как он воспринял нарушение привычного хода жизни?

-Что добавляло сравнение со львом к нашему представлению о герое? (Богатство натуры Герасима проявляется во взаимоотношениях с Татьяной)

2 группа. Татьяна

-Кто такая Татьяна? Найдите ее описание внешности? Инсценируйте диалог Татьяны с Гавриловой. Какой мы видим ее в этой сцене? Как развивались отношения между Герасимом и Татьяной?

3 группа. Капитон

-Кто такой Капитон? Проинсценируйте диалог Капитона с Гаврилой. Каким человеком предстает перед нами Капитон?

Вывод: мы выяснили, что в центре внимания И.С. Тургенева – Герасим.

Капитон и Татьяна оттеняют его необычность. Какие детали портрета передают отношение автора к герою и героине? Как вы изобразите в цвете взаимоотношения автора к герою и героине? Как вы изобразите в цвете взаимоотношения Герасима и Капитона; Герасима и Татьяны? Обоснуйте. (Красный цвет – романтические отношения; черный - цвет отрицательных эмоций)

Ответы учащихся аргументируются текстом.

4) Вопросы к беседе:

-Почему дворовые решили пойти на хитрость?

-Разгадал ли эту хитрость Герасим?

-В чем проявилось превосходство Герасима над другими дворовыми?

-Почему Герасим так легко отказался от Татьяны?

-Каким он предстал перед нами в сцене прощания с Татьяной?

-Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей с Герасимом?

4. Рефлексия

Работа над нравственными понятиями:

Чувство собственного достоинства – способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.

Бездуховность – без сочувственного, живого отношения к кому-нибудь или чему-нибудь, бессердечный.

Жестокосердие (устар.жестокосердый) – жестокий, бессердечный, лишенный чувства жалости.

Равнодушие – безразличный, безучастный, лишенный интереса к чему-либо, а также выражающий безразличие, безучастие.

5. Домашнее задание: нарисовать одного из героев рассказа. Подготовить комментарий к рисунку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!