Конспект
урока литературы
в 5 классе
Герасим и его окружение.
Сострадание и жестокость.
Тема урока: Герасим и его окружение. Сострадание и жестокость.
Цели : продолжить работу над анализом теста рассказа И.С. Тургенева «Муму»; показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя; развивать навык эмоционального восприятия фактов, умение работать в группе; воспитывать чувство сострадания.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка д/з
- Опрос учащихся
- Индивид.раб.со слабыми(карт)
3. Изучение новой темы
1) Беседа
На предыдущем уроке мы свами выяснили, что Герасим – необычный человек, отличающийся от окружающей его дворни, человек со своей нелегкой судьбой.
-Как же складывались его отношения с дворовыми?
-Что отличало Герасима от них? (Чувство собственного достоинства). А что это за чувство? (высказывания учащихся оформляют письменно).
Можете ли вы сказать, что оно есть у вас? А у Капитона? Татьяны? Многочисленная дворня у барыни, но есть ли люди похожие на Герасима? Чтобы разобраться в этом, посмотрим, как складывались отношения Герасима с двумя героями – Капитоном и Татьяной. Почему важно разобраться во взаимоотношениях именно с этими персонажами? (Они сыграли важную роль в судьбе Герасима)
2) Работа с учебником
Словарная работа
Цитата - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из главных мыслей лекции, доклада.
3) Работа в группах
1 группа. Герасим и Барыня.
-Чем Герасим выделяется среди окружающих? (примеры из текста). Какой вы видите барыню?
-Автор называет работу Герасима «неистомной». Какой смысл он вкладывает в это слово?
-Чем был для Герасима переезд в Москву? Как он воспринял нарушение привычного хода жизни?
-Что добавляло сравнение со львом к нашему представлению о герое? (Богатство натуры Герасима проявляется во взаимоотношениях с Татьяной)
2 группа. Татьяна
-Кто такая Татьяна? Найдите ее описание внешности? Инсценируйте диалог Татьяны с Гавриловой. Какой мы видим ее в этой сцене? Как развивались отношения между Герасимом и Татьяной?
3 группа. Капитон
-Кто такой Капитон? Проинсценируйте диалог Капитона с Гаврилой. Каким человеком предстает перед нами Капитон?
Вывод: мы выяснили, что в центре внимания И.С. Тургенева – Герасим.
Капитон и Татьяна оттеняют его необычность. Какие детали портрета передают отношение автора к герою и героине? Как вы изобразите в цвете взаимоотношения автора к герою и героине? Как вы изобразите в цвете взаимоотношения Герасима и Капитона; Герасима и Татьяны? Обоснуйте. (Красный цвет – романтические отношения; черный - цвет отрицательных эмоций)
Ответы учащихся аргументируются текстом.
4) Вопросы к беседе:
-Почему дворовые решили пойти на хитрость?
-Разгадал ли эту хитрость Герасим?
-В чем проявилось превосходство Герасима над другими дворовыми?
-Почему Герасим так легко отказался от Татьяны?
-Каким он предстал перед нами в сцене прощания с Татьяной?
-Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей с Герасимом?
4. Рефлексия
Работа над нравственными понятиями:
Чувство собственного достоинства – способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.
Бездуховность – без сочувственного, живого отношения к кому-нибудь или чему-нибудь, бессердечный.
Жестокосердие (устар.жестокосердый) – жестокий, бессердечный, лишенный чувства жалости.
Равнодушие – безразличный, безучастный, лишенный интереса к чему-либо, а также выражающий безразличие, безучастие.
5. Домашнее задание: нарисовать одного из героев рассказа. Подготовить комментарий к рисунку.