Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: С.А.Есенин «Черемуха».
Цель: на основе стихотворения С.Есенина «Черемуха» подвести учеников к осознанию воздействия великой силы лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека
Планируемые результаты:
· Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
· Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
· Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
Формируемые УУД:
Личностные:
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
- выражать свое собственное мнение;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
- :
- планировать свои действия;
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
- эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
- самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
- высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
· формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование:
· Компьютер, проектор, экран, карточки для работы в парах, цветные полоски бумаги, учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Родная речь».
· Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, потрите ладошки… Вы почувствовали тепло? Соедините руки с соседом по парте и подарите ему частичку своего тепла. Улыбнитесь и начнём работу.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
- Сегодня мы продолжаем открывать мир поэзии. Давайте вспомним, что такое поэзия?
- обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова
III. Речевая разминка
Слайд 1
-Ребята, читаем вслух слова:
лоза ножки дружок
коса рожки рожок
IV. Актуализация знаний
- Можно ли сказать , что пары этих слов похожи?
- Чем?
- Вы только что назвали один из главных признаков стихотворения
- Скажите, ребята, что такое рифма?
- Посмотрим на экран и прочитаем строки из стихотворений, вы, наверняка, их знаете и легко сможете продолжить.
Слайд 2.
Белая берёза Еду. Тихо. Слышны звоны.
Под моим окном Под копытом на снегу.
…… ……..
-Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. Назовите автора?
(С.Есенин)
V. Формулировка темы, целеполагание, мотивация к учебной деятельности
- ПОКАЗАТЬ ПОРТРЕТ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (на доске)
-Что вы знаете об этом поэте из прошлых уроков литературного чтения?
Слайд 3 (дом Есенина, красивые места)
Учитель: рассказ о поэте .
Слайд 4 ( цветущая черёмуха около дома)
Рассмотрите следующий слайд, что особенно привлекает ваше внимание?
- Именно так называется стихотворение С.А.Есенина, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.(Тема записана на доске)
- Зная тему урока, скажите, что бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?
VI. Работа по теме урока.
1. Первичное восприятие
- Чтобы достичь наших целей, обратимся к стихотворению «Черёмуха» в учебнике.
1)ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ
Вопросы после чтения:
- Понравилось вам это стихотворение?
- О чём оно?
-- К какому жанру его можно отнести? ( лирическое стихотворение)
- Какие чувства охватили поэта, когда он писал эти строки?
Учитель: ребята, мы увидели, что лирические стихи отражают душевное состояние поэта и его настроение.
2)ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ
- Прочитайте это стихотворение про себя и представить картину, описанную автором в стихотворении.
Вопросы после чтения:
- Какой вам представилась черемуха?
- Какие картины возникли в вашем воображении после чтения?
3)СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Какие слова вызвали у вас затруднения?
Медвяная - ароматная, с запахом мёда.
Пряная - острая, ароматная по запаху и вкусу.
Вкрадчиво - стараясь вызвать доверие, расположить к себе Проталинка - место, где частично растаял снег.
4) АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Чтобы лучше понять поэтический мир Есенина , мы проанализируем это стихотворение.
Работа в парах:
- Обсудите в парах вопрос, с какой целью автор написал стихотворение «Черёмуха» и дайте свой ответ.Варианты ответов у вас записаны на карточках .
Слайд №5 ( на экране )
1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха.
2.Чтобы передать свою радость.
3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы.
- Ещё раз обратимся к содержанию стихотворения, чтобы понять настроение автора и ощутить чувства, возникшие в наших сердцах.
- При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?
-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (ЭПИТЕТЫ)
- Для чего нужны эпитеты?
. Выборочное чтение:
- Какие слова использует автор для описания образа черёмухи?
- С чем сравниваются ветки дерева?
УЧИТЕЛЬ: автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась)
- Для чего автор использовал с стихотворении столько эпитетов и красивых сравнений?
Продолжим работу в парах: у вас на столе в конвертах цветные бумажные полоски
Мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия.
Прочитайте его выразительно и закройте его тем цветом, которое соответствует вашему настроению, чувству.
- Какие цвета у вас получились?
- Почему в основном вы использовали яркие, сочные и светлые тона?
Учитель: ребята, это ещё раз подтверждает, что лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Эту особенность лирических стихотворений обязательно запомните.
Учитель: Мы с вами подробно разобрали стихотворение «Черёмуха».
- Какое время года описал С.Есенин в этом стих-ии?
- А упоминается ли в нём о погоде, которая стояла в дни цветения Черёмухи?
- Вы правы, но согласитесь, мы легко о ней можем догадаться , попробуйте!
- зачитайте слова, которые помогают об этом догадаться?
Выразительное чтение
- Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и
одновременно свои чувства.
VII. Итог урока
А теперь постарайтесь ответить на главный вопрос сегодняшнего урока :
- Что вы не знали о творчества С.Есенина , а сейчас знаете - это новое для вас?
VIII. Рефлексия
- Ребята, я предлагаю вам провести самооценку работы на уроке.
- Встаньте те, кто считает, что работал сегодня отлично и заслужил отметку «5».
- Встаньте те, кто заслужил «4»?
- Поднимите руку те, кто считает свою работ удовлетворительной и вы готовы поставить себе «3»?
IX. Домашнее задание.
- Предлагаю к следующему уроку выучить стихотворение С.Есенина «Черёмуха» а те, кто пожелают, нарисуйте к нему иллюстрацию.