2. Сообщение темы, задач урока. Повторение пройденного. Изучение нового материала. | — Прежде чем мы перейдем к теме урока, проверим домашнее задание. (домашнее задание - пейзаж) — Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с видами, жанрами и жанровыми разновидностями в изобразительном искусстве. Какие виды искусства вы знаете? (архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк) Какие жанры вы знаете? (натюрморт, портрет, пейзаж) По какому принципу произведения искусства можно разделить на жанры? (в зависимости от того, что изображает художник). На картинах какого жанра художники изображают природу? (пейзаж) Какие вы знаете жанровые разновидности пейзажа? (городской, сельский, архитектурный, морской, настроения) — Тема нашего урока – «Изображение пространства». Откройте тетради и запишите тему урока. Сегодня мы продолжим изучение пейзажа как жанра. А также поговорим о таком явлении, как перспектива и попробуем применить полученные знания на практике. — Когда я посмотрела ваши домашние работы, я заметила, что у многих работы выглядят плоско, нет ощущения глубины пространства. Почему так получилось? Эта проблема волновала художников во все времена. Решение художники нашли только во времена эпохи Возрождения. Передавать глубину пространства они стали с помощью перспективы. Приходилось ли вам раньше слышать это слово? Как вы думаете, что означает слово перспектива в изобразительном искусстве? — Чтобы понять, что такое перспектива и как художники открыли ее и научились применять, давайте обратимся к истории. — Как вы уже успели понять, перспектива – это, прежде всего, изображение пространства. Но в разные эпохи человек изображал пространство по-разному. — На слайде вы видите настенную роспись из эпохи Древнего Египта. Давайте проанализируем, что характерно для древнеегипетской росписи? — Изображения располагались рядами — фризами. Фриз — это декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, украшающей ту или иную часть архитектурного сооружения. Изображенные люди ритмически повторяют друг друга. Лица изображались в профиль. Изображение пространства отсутствует. — Хорошо. А теперь обратите внимание на следующий слайд. Здесь мы видим разную величину фигур людей. Как вы думаете, на что указывало увеличенное изображение человека? — Величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны. Предметы изображались отдельно, сами по себе, а протяженность земли и воздуха не передавались, будто бы и не существовали. — На следующем слайде вы видите настенную роспись «Пруд и сад». Что вы можете сказать об этом изображении? — На одном изображении совмещены вид сверху, спереди и в профиль. Деревья — спереди, пруд — сверху, рыбы — сбоку. Похоже на то, как рисуют дети. — Переходим к эпохе Древней Греции и Древнего Рима. Здесь уже стали пространственными изображения человека: развернулись в пространстве плечи, правдоподобными стали изображения людей, между людьми появились пространственные связи. Пейзаж в более поздних римских росписях стал украшать изображение, он не был единым, легко переходил в узор. К сожалению, до нашего времени дошло очень малое количество древнеримских и древнегреческих фресок. — Искусство Средних веков стало преимущественно религиозным как по сюжету, так и по назначению. Изображения были символическими, воздействующими на чувства зрителей. Большое внимание уделяется иконам. У пространства иконы свои законы построения, икона как будто открывается навстречу человеку. Линии в иконе, если их продолжить, расширяются в пространстве иконы. Такой метод называется обратной перспективой. Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными. — В эпоху Возрождения в европейском искусстве появился интерес к изучению мира и человека. Художники открыли перспективу, появились понятия линия горизонта, линии схода и точка схода. Перспектива — это система изображения пространства и объемных тел на плоскости. Линия горизонта — это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя, линия, где нам кажется, что небо встретилось с землёй. Линии схода — это воображаемые линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывающие положение объекта в перспективе. Точка схода — воображаемая точка, в которой соединяются линии схода. Запишите определение перспективы в тетрадь. — Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль, стало изображаемой реальностью. Теперь пространство в картинах стали строить по строгим законам перспективы, размещая в нем в соответствии с этими правилами людей, здания и другие предметы. — Большой вклад в изучение перспективы внес известный флорентийский архитектор и теоретик эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти (15в.). В первой книге своего трактата «Три книги о живописи» (1444—1450) Альберти подробно описывает способ построения перспективы, суть которого заключается в том, что неподвижную (фиксированную) точку зрения зрителя проецируют на воображаемую картинную плоскость, которая наподобие прозрачного стекла находится между зрителем и объектом. Эта плоскость перпендикулярна «главному лучу» зрения. Для изучения перспективы архитектор придумал «сетку Альберти». Ее изображение вы можете увидеть в учебнике. — Сегодня мы подробно познакомимся с линейной перспективой. Линейная перспектива — это закономерное изменение масштабов изображения объектов, расположенных на разном расстоянии. Линейную перспективу подробно изучают архитекторы. — Перед вами репродукция картины Джованни Каналетто (17-18в.) «Венеция». К какому виду искусства, жанру и жанровой разновидности она относится? (живопись, городской пейзаж) Удалось ли художнику передать глубину пространства? Рассмотрите ее и подумайте, как художник выстраивает картину, как строит пространство? — Художник намечает линию горизонта. Отмечает на ней точку схода, проводит к ней линии от переднего края холста. Объекты картины располагает вдоль этих линий, постепенно уменьшая их размер. — На пейзаже может быть одна или несколько точек схода. Одну точку схода использует известный русский пейзажист Исаак Ильич Левитан (19в.) в картинах «Осенний день. Сокольники» и «Лунная ночь». Также одна точка схода использована на картинах Анны Петровна Остроумовой-Лебедевой (19-20в.) «Амстердам», изображающей улицу города Амстердама и Александра Александровича Дейнеки (19-20в.) «1945, Берлин. Франкфуртер-Аллея». — Теперь рассмотрим пейзаж известного художника Винсента Ван Гога (19в.) «Сад с цветами», 1888 г. Чем отличается этот пейзаж от предыдущих? Правильно, художник использовал две точки схода. Егор Николаевич Зайцев (20в.) в картине «Двор» и А.А. Дейнека в картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» также используют две точки схода. — Какой вывод мы можем сделать? Знание и применение перспективы помогает передать глубину пространства на картине. Перечислим основные правила линейной перспективы: Чем дальше предмет, тем меньше он кажется; Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта; Линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту и стремиться к точке схода; Линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода; Мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные; Если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя. | Показывают домашнюю работу. Учащиеся отвечают, опираясь на материал предыдущего урока. Предположения учащихся. |