Тема: Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Общие цели урока:
· Определить основные тенденции развития СССР гг, охарактеризовать экономические реформы Хрущева, их особенности;
· развивать способности учащихся, осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа;
· формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления истории;
· воспитывать интерес к исторической науке.
Оборудование: учебник Загладина Н. В. «История Отечества. XX – начало XXI вв».11 класс, слайды, презентация, электронный учебник.
Основные понятия : субъективизм, волюнтаризм,
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного задания.
Эпиграф урока:
Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд.
Осторожно с прошлым, осторожно,
Не разбейте глиняный сосуд.
В Высоцкий.
«Жить стало лучше!?»
Вступительное слово учителя.
Хрущев и его время. (Слайд №1). Один из важнейших и непростых периодов нашей истории.
Важных- потому, что непосредственно перекликается с идущими в стране переменами.
Непростых- потому, что касается десятилетия, которое поначалу назвали «славным», а затем периодом волюнтаризма и субъективизма.
Годы, когда он находился у власти, было принято при нем называть в печати «великим десятилетием». Сейчас годы хрущевского правления оценивают неоднозначно. Cоучастие в репрессиях 30-х и 40-х годов, подавление венгерского восстания, расстрел в Новочеркасске и послесталинская "оттепель", освобождение узников ГУЛАГа, реабилитация репрессированных народов, паспорта и пенсии для колхозников, прежде живших, по сути, на положении государственных крепостных.
Формулировка проблемного задания: дать объективную оценку этому периоду и личности Хрущева.
III.Изучение нового материала.
План.
1.Борьба за власть в конце 1950х гг.
2.Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.
3.Административные реформы.
Слово учителя.
Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним основные события, происходившие в стране после смерти Сталина.
Работа по датам: 5 марта 1953г, сентябрь 1953г, 1954г, февраль 1956г, 1962г.
1.Борьба за власть в конце 1950х гг.
После 20 съезда партии во внутренней политике СССР наблюдались противоречивые тенденции. Продолжалась реабилитация жертв репрессий, в тоже время намечается ужесточение политики. Какой характер носил процесс десталинизации?
Работа по документу.
Прочитать высказывание публициста Н. Носова и ответить на вопросы.
Из высказывания публициста Н. Носова.
« С вершины бюрократической пирамиды был сброшен ее творец, в замшелых стенах абсолютистского сооружения пробили отдушину, впустили живительный воздух. Но сама-то пирамида осталась со всеми своими иерархическими этажами и даже пустующим самодержавным креслом на макушке. А пока кресло не убрано, всегда будет соблазн взобраться на него и примериться так, что бы все, что было предпринято, можно было назвать лишь послаблением, а не демократией. У нас ведь как, ежели за воротник не хватают - уже и демократия. А на самом деле демократия –это не когда тебе что-то разрешают, а когда ты сам себе разрешаешь».
Вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что процесс десталинизации в годы, когда во главе руководства страной находился Н. С.Хрущев, носил крайне ограниченный характер? Если согласны, то чем вы это объясните?
(Хрущев пытался реформировать систему, повернуть ее лицом к людям, пересмотреть дела жертв сталинских репрессий. Выступление Хрущева на съезде - мужественный поступок человека, который впервые сказал правду стране о Сталине,
Но -хрущевская десталинизация носила ограниченный характер. Хрущев критиковал не сталинизм, а лично Сталина. Некоторые проблемы были совсем не затронуты(незаконные массовые репрессии против крестьянства в годы коллективизации).Хрущев был убежденным сталинистом. Его преобразования не имели целью изменить систему, а только придать ей большую устойчивость, несколько модифицировав ее.)
После 20 съезда консервативные силы открыть выступали против демократизации страны, пытались сместить Хрущева.
Сообщение учащегося о борьбе за власть в конце 50-х г.(слайд 2)
Задание : прослушать сообщение и ответить на впросы:
-Почему Хрущев отправил в отставку маршала Жукова, который активно его поддерживал и в 1953г и в 1957г?
(Жукова обвиняли в том, что тот решил поставить армию выше правящей партии. Хрущев опасался Жукова, который имел большой авторитет).
-Какую роль сыграл Жуков укрепляя власть Хрущева?
(по его инициативе в Москву на реактивных самолетах доставили отсутствующих в Москве и поддержавших Хрущева членов партии).
2.Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг.
Слайд 3.
1956г. Визит Хрущева в Англию. Он встретился в советском посольстве с Черчиллем. Старый британский лев сказал: «Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам…»
Вопрос: Какой совет дал Черчилль Хрущеву? Как вы думаете, о чем хотел предупредить Черчилль Н. С.Хрущева?
(Хотел бы посоветовать Вам не слишком торопиться. Можно преодолеть пропасть в два прыжка, а можно упасть в неё».(слайд 4)
Слово учителя
Какие реформы были проведены в 1953-64г мы узнаем из фильма.
· приоритетное развитие сельского хозяйства и предприятий группы «А»;
· продолжение экстенсивного развития экономики;
· усиление внимания к развитию науки и техники, освоению космоса;
· освоение целины.
Задание учащимся: по ходу изучения данного вопроса заполнить таблицу «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева».
достижения
просчеты
Вопрос: Назовите достижения и просчеты социально- экономического развития страны в годы правления Хрущева.
(Слайды 5-10)
1964г-отставка Хрущев.
Сообщение.
-Почему был отстранен Хрущев?
Работа с понятиями: субъективизм, волюнтаризм.
(партийно-государственная номенклатура была недовольна попытками лидера выйти из-под контроля и непредсказуемостью Хрущева.
Причем постоянно приходилось руководству дипломатического ведомства сглаживать экстравагантные заявления лидера.
Генералитет недоволен сокращением армии и односторонними уступками западу.
Активную роль сыграли и органы госбезопасности, хорошо помнившие о разгроме карательной системы гг.
Хрущев не сыскал особой симпатии в основных слоях общества6 рабочие - недовольны перебоями в снабжении, крестьяне - новым завинчиванием гаек в деревне, интеллигенция- разгромными посещениями выставок, гонениями на литературу.
Стана устала от постоянных экспериментов. Авторитет лидера падал вместе с уровнем жизни населения.)
IV. Закрепление изученного материала. Обмен мнениями.
-Известно, что скульптор Э. Неизвестный, создавая памятник на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве (слайд 11), использовал сочетание белого и черного мрамора. Что, на ваш взгляд он этим выразил?
(Знаменитый памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище изваян наполовину из черного, наполовину - из белого мрамора.
Это глубоко символично, как и то, что память бывшего лидера увековечил скульптор Эрнст Неизвестный, бывший при Хрущеве в немилости. )
-Дайте объективную оценку этому периоду времени и главе государства Н. С.Хрущеву.
V. Итог урока.
Домашнее задание