СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и презентация "Особенности древнегреческой керамики"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по культуре Древней Греции в 5 классе – 3-4уроки по теме «Декор, человек, общество, время», 19-20 урок  из 35 уроков по Изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Особенности древнегреческой керамики»

Практическая работа

«Особенности древнегреческой керамики»


Данный урок по культуре Древней Греции в 5 классе – 3-4 уроки по теме «Декор, человек, общество, время», 19-20 урок из 35 уроков по Изобразительному искусству. Явление антропоморфности свойственно всей древней культуре, в том числе и античной, поэтому с методической точки зрения урок лучше начать с развития керамики вообще и древнегреческой в частности. Необходимо также сделать акцент на мифологичность сознания древнего человека: сосуд - вместилище – дом – человек - душа, подчеркивая при этом ритуальную роль сосуда. Урок рассчитан на два часа, поэтому более подробно учитель должен все же остановиться непосредственно на вазописи (стили, сюжеты и т. д.). На данном уроке необходима наглядность. Я считаю, что презентация Power Point “Древнегреческая вазопись” вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. При желании учитель может очень быстро ее подогнать под план своего урока (у каждого свое видение урока). Если нет возможности использовать материалы презентации, необходимо обратить внимание на приложения, где есть весь основной иллюстративный материал.

При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории. Урок предполагает и опережающие задания, и должен учитывать региональный компонент (дети сравнивают орнаменты и делают вывод). Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии здесь не обойтись. Необходимо обратить внимание на оформление доски. Детей надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе. Домашнее задание предполагает практическую работу - роспись вазы. Это может быть роспись готовой заготовки или собственное творение. Такая позиция приводит к особому пониманию художественной красоты как сочетания технологии и смысла, а вазопись – это и есть идеальное сочетание формы и образа.




План-конспект урока


Цель: познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи в керамике.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества;

  • Научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента

Развивающие:

  • Совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий;

  • Продолжать формирование познавательного интереса к истории Древней Греции.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительные качества в понимании прекрасного и безобразного;

  • Воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.


Оборудование: Мультимедийные проектор, презентация «Древнегреческая вазопись», силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги




Ход урока


  1. Организационный момент.

Звучит мелодия «Сиртаки»


  1. Формирование новых знаний

Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземноморья, на острова Эгейского моря. Закройте глаза и представьте себе картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит, перекатывается галька, трепещет парус и надувается под свежим средиземноморским ветром.

Слайд 1.

Откройте глазки. Вот мы и в Древней Греции. Она расположена среди уютных долин, оливковых рощ и невысоких гор под удивительно голубым небом.

Слайд 2.


Учитель.

Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали:

С детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас.

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийские игры они

Тоже придумали в древние дни!

Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

Было гончарное их мастерство!


Слайд 3.


Слайд 4.

Побывав в Греции, посетив древние города и храмы, накупавшись в теплом море, хочется сохранить в памяти воспоминания об этой удивительной стране. Хочется иметь небольшой сувенир, при взгляде на который можно было бы сразу мысленно оказаться в Греции. Лучше всего для этого подходит греческая керамика. В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии.

На самой главной торговой площади, которая называлась Агора,

Слайд 5.

продавали знаменитые вазы, которые являются одним из выдающихся явлений мировой художественной культуры.

Слайд 6.


Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу, проходя мимо Агоры, мы попадаем в гончарную мастерскую, где кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. Когда-то греческий мастер не просто лепил сосуд для какой-либо нужды (например, кратер для смешивания вина, амфоры и пифосы для хранения оливкового масла, вина и зерна), а создавал некую модель мира.

Слайд 7.

Кусок глины вращался на гончарном круге, под руками мастера возникало яйцеподобное тулово. Что интересно, древние греки представляли, что земля имеет форму овоида – яйца. И, естественно, возникла идея населить тулово греками: танцовщицами, юношами, занимающимися спортом, пирующими эллинами и другими. Вращается гончарный круг – движется Земля – оживают фигуры. Сюжетами стали не только спортивные состязания, незатейливый повседневный быт греков, но и обожаемые древние мифы, любимые боги.


Прекрасны эти античные вазы

Они пленительны и нежны,

Они изысканно - небрежны,

То гармонически - размерны,

То соблазнительно – неверны,

Всегда законченны и цельны,

Неизмеримо – нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих.

В.Брюсова «Античные вазы»


Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд. Гончарное искусство быстро развивалось.

Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Готовые вазы просушивали на солнце, после чего их расписывали особой глазурью.

Слайд 8.


Вся эта прекрасная панорама повествует нам о таком удивительном виде древнегреческого искусства как гончарное искусство и вазовая роспись, которую греки наносили на керамические изделия.

Ребята, вспомните миф, связанный с керамической вазой. (Если дети не вспомнят, учитель рассказывает миф о Пандорре). Пандорру слепила Афина из глины, Гефест обжег ее в огне, чтобы отомстить людям за огонь, украденный для них Прометеем.

Слайд 9.

Став женой Эпиметея, она, ради любопытства, открыла данный ей на хранение глиняный сосуд – пифос (большой яйцевидный сосуд для хранения вина, воды, зерна) и из него вырвались все беды человеческого рода, и лишь маленькая надежда осталась под крышкой сосуда.

- Давайте сегодня на уроке попробуем разобраться в стилях древнегреческой живописи.

- А что такое керамика? ( Керамика – это изделие из обожженной глины).

Слово «керамика» произошло от названия афинского предместья Керамик и обозначает все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх, откуда и пошел обычай – награждать победителей спортивных соревнований кубками.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Слайд 10.


На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Слайд 11.

Виды греческих орнаментов

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые. Самым распространенным греческим узором является меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Существует предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так и возник этот знаменитый греческий орнамент. Любили греки так же изображать волну и бутон лотоса.

Слайд 12.

Лучшие образцы греческой вазописи геометрического стиля — это афинские амфоры VIII века до н.э. Их росписи отличаются высоким художественным совершенством, строго продуманной композицией и удачно сочетаются с формой сосуда.

В каждой полосе многократно повторяется определенный геометрический узор: треугольники, покрытые сеткой, ромбы с точкой посредине, различные варианты рисунка из переплетающихся линий.

Часто горизонтальные полосы включали квадратные поля, и художник заполнял их фигурками зверей и птиц, розетками и стилизованными листьями, а также изображением креста с загнутыми под прямым углом концами, который считался солнечным знаком у многих народов древности.

Слайд 13:

Составные части древнегреческого сосуда (по рисунку).

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Слайд 14:

Типы древнегреческих сосудов

Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Основные типы сосудов принято распределять по трем основным группам:

- Сосуды для хранения различных припасов

- Застольная посуда для питья вина

- Вазы для масла

Давайте посмотрим на них.

- Амфора. Сосуд из глины, с расширенной верхней и суженной нижней частью

тулова, с двумя ручками. Он служил для транспортировки вина, масла.

- Пелика. Для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда.

- Гидрия. За пресной водой нужно было ходить к роднику. Кувшин, в котором удобнее всего было нести ее домой, имел две горизонтальные ручки и одну вертикальную, по форме очень похож на амфору, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом.

- Лекиф. А эта керамическая ваза служила для хранения душистого масла и благовоний, которые использовались спортсменами для натирания тела. Прикрепляли кувшин к поясу.

- Кратер. Этот сосуд объемный. Он удобен для смешивания жидкости. С большим туловом, с широким горлом, с двумя ручками.

- Киаф. Особый черпак для разливания воды и вина.

- Килик. Плоская чаша на ножке, с двумя тонкими горизонтальными ручками для питья.

- Стамиос. Громадные глиняные бочки для хранения зерна.


- Кроме гончара важную роль при создании керамики играли мастера, расписывающие сосуды – вазописцы.

В росписи ваз существует два вида техники.

ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.

Слайд 15.

Сначала возник чёрнофигурный вид вазописи. Для росписи сосудов использовали чёрный лак. Фигуры людей чёрного цвета прекрасно выделялись на оранжево-красном фоне.

Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет.

Слайд 16.

Затем возник более совершенный краснофигурный стиль. Фигуры на глине обводили контуром, а всё остальное пространство покрывалось чёрным лаком. Внутри краcного силуэта прорисовывали тонкими линиями детали фигур, черты лица, складки одежды.

Обведя контуры фигур, все свободные от изображений части вазы покрывали черным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. При обжиге лак приобретал ровную зеркальную поверхность с удивительным по красоте оливковым отливом, а светлые фигуры особенно выразительно выступали на этом фоне.

Роспись сосуда должна была соответствовать пропорциям изделия (форме), его объему и предназначению.




III. Практическая работа.


Слайд 17.

Представьте себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз уже выбраны, заготовки лежат перед вами и вам их нужно расписать.

Над росписью вазы будут работать два художника – один выполняет орнаментальную роспись прямо на заготовке вазы (таблица с видами орнамента на доске), а другой на фрагменте заготовки выполняет сюжетную роспись.

Вы можете изобразить сцену из любого понравившегося вам мифа или нарисовать бога, богиню или героя с их отличительными символами. Например, символ Посейдона – трезубец, а животные, посвященные этому богу, – конь и дельфин.

Изображая людей, передавая движение, пользуйтесь привычной для вас последовательностью. Сразу кистью (если сложно, то можно сделать быстрый карандашный набросок), соблюдая пропорции, рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем и одевая. На последнем этапе прорисовываете тонкими линиями детали – складки одежды, мускулатуру, волосы и т.д.

Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле – краснофигурном и чернофигурном. После завершения вы приклеиваете сюжетную композицию к заготовке вазы.


IV. Обобщение знаний по теме.

- Чем отличается краснофигурный стиль росписи ваз от чернофигурного стиля?

- Какую роль играло декоративное искусство Древней Греции?

- Какие сюжеты чаще всего изображались на вазах?

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

- Чему вы научились на уроке?

- Как вы сами оцениваете свою работу?


V. Итоги урока. Выставка работ, выставление оценок


VI. Домашнее задание: Дорисовать вазы


Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. То есть ваза – это неотъемлемая часть их жизни от 3-летнего возраста и до смерти. Обратимся к словам Ю. Лотмана: “ В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей”. Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами. Одну комнату большого всемирного дома мы осмотрели, проложили незримый мостик между античностью и нашим временем, и если в каждого из вас античная ваза перельет, хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче.

Спасибо за урок!



Используемые ресурсы:


  1. Мифы Древней Греции. Серия «Мир легенд». – М.: «Махаон», 2010 (стр. 127)

  2. http://galinasoleil.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/konspekti_urokov/konspekti_urokov/

  3. http://www.greece4all.ru/podarok-iz-grecii/v-chem-osobennost-grecheskoj-keramiki.html

  4. http://otherreferats.allbest.ru/culture/d00190185.html

  5. http://liorasun55.livejournal.com/310605.html




Лучшие работы











Миф «Пандора»


 Когда Прометей похитил для смертных божественный огонь, научил их искусствам и ремеслам и дал им знания, счастливее стала жизнь на земле. Зевс, разгневанный поступком Прометея, жестоко покарал его, а людям послал на землю зло. Он повелел славному богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей, подобным взгляду бессмертных богинь. Дочь Зевса, Афина-Паллада, должна была выткать для нее прекрасную одежду; богиня любви, златая Афродита, должна была дать ей неотразимую прелесть; Гермес - дать ей хитрый ум и изворотливость.

Тотчас же боги исполнили повеление Зевса. Гефест сделал из земли необычайно прекрасную девушку. Оживили ее боги. Афина-Паллада с харитами облекли девушку в сияющие, как солнце, одежды и надели на нее золотые ожерелья. Оры возложили на ее пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали боги ее Пандорой, так как от всех их получила она дары. Пандора должна была принести с собой людям несчастье.

Когда это зло для людей было готово, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея, Эпиметею. Мудрый Прометей много раз предостерегал своего неразумного брата и советовал ему не принимать даров от громовержца Зевса. Он боялся, что эти дары принесут с собой людям горе. Но не послушался Эпиметей совета мудрого брата. Пленила его своей красотой Пандора, и он взял ее себе в жены. Вскоре Эпиметей узнал, сколько зла принесла с собой Пандора людям.

В доме Эпиметея стоял большой сосуд, плотно закрытый тяжелой крышкой; никто не знал, что в этом сосуде, и никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит бедами. Любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по всей земле те бедствия, которые были некогда в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Крышка сосуда снова захлопнулась, и не вылетела Надежда из дома Эпиметея. Этого не пожелал громовержец Зевс.

Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь мириады бедствий распространились среди людей. Теперь злом наполнялись и земля, и море. Незваными и днем, и ночью приходят к людям зло и болезни, страдания несут они с собой людям. Неслышными шагами, молча приходят они, так как лишил их Зевс дара речи, - он сотворил зло и болезни немыми.

Просмотр содержимого презентации
«особенности древнегреческой вазописи»

Торговая площадь Агора

Торговая площадь Агора

В гончарной мастерской

В гончарной мастерской

Керамика – это изделие из обожженной глины

Керамика – это изделие из обожженной глины

Меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии.  Пальметта
  • Меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии.
  • Пальметта – стилизованные пальмовые листья
Амфора

Амфора

Чернофигурный стиль (VI в. до н. э.)  : Красный фон и роспись черным лаком Изображения - орнаменты и мифологические сюжеты.

Чернофигурный стиль (VI в. до н. э.) :

  • Красный фон и роспись черным лаком
  • Изображения - орнаменты и мифологические сюжеты.

Краснофигурный стиль (кон.VI века до н. э)  :

Краснофигурный стиль (кон.VI века до н. э) :

  • Фон – черный, а рисунки оставляются в цвете глины
Используемые ресурсы:

Используемые ресурсы:

  • http://murzim.ru/uploads/posts/2010-10/1288549105_image009.jpg
  • http://www.junior.ru/mhk/trubarova/vazopis1.htm
  • http://statica2.obnovlenie.ru/foto/original/2007/04/13/dd5535762e9d7c19448e5a2024c15efe.jpg
  • http://www.hellenicnavy.gr/upload/wallpapers/1280/wallpaper02.jpg
  • http://s004.radikal.ru/i208/1003/0d/1b9153997786.jpg
  • http://www.interdidactica.es/index.php?lan=ru&game=co088 игра
  • http://img-2006-09.photosight.ru/26/1666977.jpg
  • http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/16.jpg
  • http://www3.vspu.ac.ru/historic/internation_hist/images/kampan.jpg
  • http://www.utexas.edu/courses/mythologein/images/62612apollobow.jpg
  • http://www.hermitage.nl/media/img/beeld/alexander_de_grote/14.jpg
  • http://www.archdesignfoto.com/wp-content/uploads/2009/03/cherno-figurnaja_amfora1.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!