Урок по теме «Двоичная система счисления.»
Цели:
-закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления»
- правила перевода чисел из одной системы в другую;
Задачи:
совершенствовать навыки перевода чисел в позиционных системах счисления
формировать умение учащихся работать самостоятельно и в парах;
формировать системно-информационный подход к анализу информации, общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.
Начало урока.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
Условно «да» и «нет».
Как цвет чернил на белизне страницы.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
В них алгебра с гармонией роднится,
Как с физиком – поэт.
Всего два знака: «ноль» и «единица» –
Условно «да» и «нет».
Как вы думаете, о чем идет речь?
Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания по теме «Системы счисления», вместе будем размышлять, думать, считать, анализировать, работать в группах и индивидуально, возможно, и ошибаться, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших».
Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля. «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело». (Презентация).
– Для начала я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Слайд)
1. Понятное и точное указание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи (Алгоритм).
2. Это наука, которая изучает структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике (Информатика).
3. Некоторая величина (Число).
4. Символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит (Цифры).
5. Единица измерения количества информации (Бит).
6. В этой системе счисления от положения знака в записи числа не зависит величина, которую он обозначает (Непозиционная).
7. Устройство вывода символьной и графической информации (Монитор).
Сегодня на уроке мы проведем диктант по основным понятиям темы системы счисления.
- Сейчас я буду зачитывать высказывания, а вы будете писать «1», если высказывание истинно, если ложно – «0». Все эти символы записывайте в одну строчку.
Высказывания:
1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. (1)
2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. (0)
3. Основание системы счисления – это количество цифр, используемых для записи числа. (1)
4. В двоичной системе счисления алфавит это 1 и 2 (0)
5. В римской системе счисления символ D используется для обозначения числа 100. (0)
(Правильный ответ: 10100)
– У вас получилось число в двоичной системе счисления. Переведите его в десятичную.
– Какое число получилось? (Правильный ответ: 20)
Переходим ко второму этапу
“Скорость нужна, а поспешка вредна” (русская народная пословица)
Как вы понимаете эти слова?
Вспомним правила перевода из 10 в любую позиционную с/с и обратно.
Координатная плоскость - это плоскость, на которой задана определенная система координат.
Оси координат прямолинейная система координат с взаимно перпендикулярными осями на плоскости или в пространстве Ось Х, ось У. декартовой обычно называют прямоугольную систему координат с одинаковыми масштабами по осям (названной так по имени Рене Декарта)
Координаты точки— это пара чисел, в которой на первом месте стоит абсцисса, а на втором—ордината точки.
Задания на перевод из одной с/счисления в другую. (Приложение2)
Я попрошу вас разделиться на команды по 4 человека, сейчас я вам раздам задания с графическим диктантом, который вы будете выполнять в команде, но сначала придумайте название команды связанный с темой система счисления. Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.
Команда 1 . «Дельфин». Единичный отрезок – 1клетка.
(-8; 7), (-7; 8), (-5; 7), (-4; 8), (-2; 9), (0; 9), (2; 8), (5; 6), (9; 4), (10; 3), (8; 3), (6; 2), (6; 0), (5; -3), (4; -5), (2; -7), (0; -8), (0; -11), (-1; -12), (-2; -10), (-3; -9), (-5; -8), (-4; -7), (-3; -5), (-4; -3), (-6; -2), (-8; -3), (-9; -5), (-8; -7), (-6; -8), (-4; -7), (-1; -7), (1; -4), (1; -1), (0; 1), (-1; 2), (-6; 6), (-8; 7).
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
X | -10 (8) | -7 (8) | -5 (8) | -4 (8) | -2 (16) | 0 (16) | 2 (16) | 5 (16) | 11 (8) | 12 (8) | 8 (16) | 6 (8) | 6 (8) | 8 (8) | 4 (8) | 2 (8) | 0 (16) | 0 (16) | -1 (16) | -2 (16) |
Y | 7 (16) | 8 (16) | 7 (16) | 8 (16) | 11 (8) | 11 (8) | 10 (8) | 6 (8) | 4 (8) | 3 (16) | 3 (8) | 2 (16) | 0 (16) | -3 (16) | -5 (16) | -7 (16) | -10 (8) | -12 (8) | -14 (8) | -12 (8) |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |
X | -3 (16) | -5 (16) | -4 (16) | -4 (16) | -6 (16) | -8 (16) | -9 (16) | -8 (16) | -6 (16) | -4 (16) | -1 (16) | 1 (16) | 1 (16) | 1 (16) | 0 (16) | -1 (16) | -6 (16) | -8 (16) |
Y | -11 (8) | -10 (8) | -7 (8) | -5 (8) | -3 (8) | -2 (8) | -3 (8) | -5 (8) | -7 (8) | -10 (8) | -7 (8) | -7 (8) | -4 (8) | -1 (8) | 1 (8) | 2 (8) | 6 (8) | 7 (8) |
Результат построения
Команда 2 . «Ласточка». Единичный отрезок – 1клетка.
(5; 9), (5; 6), (10; 5), (13; 4), (9; 3), (3; 2), (2; 2), (-1; 3), (-1; 5), (-3; 4), (-6; -3),
(-8; 2,5), (-10;2), (-9; 3), (-9; 4), (-8; 5), (-7; 5), (-5; 7), (0; 11), (7; 15), (12; 22), (9; 16), (15; 20), (8; 14), (6; 11), (5; 9), (0;11), (-2; 12), (-4; 12), (-4; 15), (-5;20), (-7; 15), (-8; 11), (-8; 8), (-6; 8), (-5; 7).
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
X | 5 (8) | 5(8) | 12 (8) | -15 (8) | 11 (8) | 3 (8) | 2 (8) | -1 (8) | -1 (8) | -3 (8) | -6 (16) | -10 (8) | -12 (8) | -11 (8) | -11 (8) | -10 (8) | -7 (8) | -5 (8) | 0 (16) | 7 (16) |
Y | 9 (16) | 6 (16) | 5 (16) | 4 (16) | 3 (8) | 2 (8) | 2 (8) | 3 (8) | 5 (8) | 4 (16) | -3 (8) | 2,8 (16) | 2 (16) | 3 (16) | 4 (16) | 5 (16) | 5 (8) | 7 (8) | 11 (8) | 15 (8) |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
X | 14 (8) | 11 (8) | 17 (8) | 10 (8) | 6 (8) | 5 (8) | 0 (16) | -2 (8) | -4 (8) | -4 (8) | -5 (8) | -7 (8) | -10 (8) | - 10 (8) | 6 (8) | 5 (8) |
Y | 16 (16) | 10 (16) | 14 (16) | 14 (16) | 11 (16) | 9 (16) | 11 (16) | -12 (16) | -4 (16) | 15 (16) | 14 (16) | 15 (16) | 11 (16) | 8 (16) | 8 (16) | 7 (16) |
Результат построения
Команда 3 .«Самолёт». Единичный отрезок – 2 клетки.
(-2; 4,5), (-0,5; 4), (0; 4), (5,5; 6,5), (7,5; 5,5), (2,5; -1), (1,5; - 2), (- 5; - 7), (- 6; - 5), (-3,5; 0,5), (-3,5; 1), (-4; 2,5), (-5,5; 5,5) , (-5,5; 6), (-5; 6), (-2; 4,5), (-1; 3,5), (3,5; -2,5), (4,5; -3,5), (6,5;-2,5), (7,5;-3), (6;-5), (6,5;-6), (5,5;-5,5), (3,5;-7), (3;-6), (4;-4), (3;- 3), (-3; 1,5),(-4; 2,5).
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
X | -2 (8) | 0,4 (8) | 0 (8) | 5,4 (8) | 7,4 (8) | 2,4 (8) | 1,4 (8) | -5 (8) | -6 (8) | -3,4 (8) | 3,4 (16) | -4 (8) | -5,4 (8) | -5,4 (8) | -5 (8) | -2 (8) | -1 (8) | 3,4 (8) | 4,4 (8) | 6,4 (8) |
Y | 4,8 (16) | 4 (16) | 4 (16) | 6,8 (16) | 5,8 (16) | -1 (16) | -2 (16) | -7 (16) | -5 (16) | 0,8 (16) | 1 (16) | 2,8 (16) | 5,4 (16) | 6 (16) | 6 (16) | 4,8 (16) | 3,8 (16) | 2,8 (16) | 3,8 (16) | 2,8 (16) |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
X | 7,4 (8) | 6 (8) | 6,4 (8) | 5,4 (8) | 3,4 (8) | 3 (8) | 4 (16) | 3 (8) | -3 (8) | -4 (8) |
Y | -3 (16) | -5 (16) | -6 (16) | -5,8 (16) | -7 (16) | -6 (16) | -4 (16) | -3 (16) | 1,4 (16) | 2,8 (16) |
Результат построения
Команда 4. «Сорока». Единичный отрезок – 1клетка.
(-9; 1,5), (-7; 1,8), (-6; 2), (-5; 2), (-3; 1), (0; 1), (2; 2), (4; 5), (5; 7), (7; 8), (9; 8), (9; 7), (10; 7), (10; 5), (9; 3), (4; 0), (3; -1), (4; -4), (5; -5),(1; -5), (-1; -4), (0,5; -4,7), (0; -5),(-3; -4), (-7; 0), (-9; 0), (-8; 0,5), (-7; 0,1), (-7,5; 1), (-9; 1,5).
Лапы: (-5; -4), (-3; -4), (-4; -5), (-4; -6), (0; -6) и (-4; -7), (0; -5).
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
X | -11 (8) | -7 (8) | -6 (8) | -5 (8) | -3 (8) | 0 (8) | 2 (8) | 4 (8) | 5 (8) | 7 (8) | 11 (16) | 11 (8) | 12 (8) | 12 (8) | 11 (8) | 4 (8) | 3 (8) | 4 (8) | 5 (8) | 1 (8) |
Y | 1,8 (16) | 1,8 (16) | 2 (16) | 2 (16) | 1 (16) | 1 (16) | 2 (16) | 5 (16) | 7 (16) | 8 (16) | 8 (16) | 7 (16) | 7 (16) | 5 (16) | 3 (16) | 0 (16) | -1 (16) | -4 (16) | -5 (16) | -5 (16) |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
X | -1 (8) | 0,4 (8) | 0 (8) | -3 (8) | -7 (8) | 11 (8) | 10 (16) | -7 (8) | -7,4 (8) | 11 (8) | -5 (8) | -3 (8) | -4 (8) | -4 (8) | 0 (8) | -4 (8) | 0 (8) |
Y | -4 (16) | -4,8 (16) | -5 (16) | -4 (16) | 0 (16) | 0 (16) | 0,8 (16) | 0,8 (16) | 1 (16) | 1,8 (16) | -4 (16) | -4 (16) | -5 (16) | -6 (16) | -6 (16) | -7 (16) | -5 (16) |
Результат построения
Рефлексия: Ребята давайте подведем итоги нашего урока, чему новому вы научились на том уроке? Возникли ли у вас в ходе вашей командной работы затруднения? С чем они были связаны?
Оценивание: команда, которая лучше всех выполнила задание получает за урок по две 5 каждый, второе место одна 5, третье, четвертое место четверка. Ученик, выполнявший в команде большую часть работы получает дополнительную оценку.
Подведем итоги урока.
Я сегодня узнала (узнал).
Мне было трудно…
Какое задание было самым интересным?
Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
Полученные сегодня на уроке знания я могу применить …
Д/з.
Заключительный афоризм
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».
Ян Коменский