СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урок. Явление электромагнитной индукции.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: изучить физические особенности явления электромагнитной индукции, сформировать понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток.

Развивающая: формировать  умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развивать  познавательные интересы и способности школьников при выявлении сути процессов, формировать умение выполнять эксперименты, выявлять зависимости, выдвигать гипотезы, делать обобщения.

Воспитательная: способствовать развитию познавательных интересов учащихся, понимание ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов, минилаборатория по электродинамике.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация, мотивация, целеполагание.

(фронтальная беседа).

 

1. Назовите источники магнитного поля.

2. Что называют линиями магнитного поля? 

3.Что представляют собой магнитные линии прямого проводника, соленоида и постоянного магнита?

4. Назовите и сформулируйте правило для определения  направления линий магнитной индукции прямого тока,  соленоида?

5.  От чего зависит магнитный поток?

Ну, а сейчас мы совершим небольшое путешествие во времени…

Итак 1820 год. Дания.  Вопрос : Опишите опыт.

 

Впервые связь между электричеством и магнетизмом обнаружил, Ганс Христиан Эрстед- профессор химии Копенгагенского университета. А точнее не он, а студент, имя которого не вошло в историю. Как- то  Эрстед  читал лекцию о  свойствах электрического тока  нагревать проволоку. Рядом с проволокой лежал компас, никакого отношения к опыту не имевший, и один из студентов заметил движение стрелки компаса в тот момент, когда я включал и выключал ток.

Говорят, что случайность- дополнение неизбежности. Данное открытие, пожалуй, еще одна иллюстрация к словам Луи Пастера: « Случай помогает лишь умам, подготовленным к открытию». Так было положено начало новой отрасли физики – электромагнетизму.

1820-1826. Франция Ампер. Опишите опыт

 

АМПЕР

 

Именно Ампер первым произнес слова «сила тока». Но не в том главная  его заслуга.

«Я свел все  магнитные явления к чисто электрическим эффектам»- эти  слова сохранились в протоколе заседания академии от 18 сентября 1820 года.

Ампер показал, что два проводника, по которым идет ток, притягиваются или отталкиваются подобно магнитам. А катушки с током взаимодействуют как магниты.

Итак, электрический ток порождает магнитное поле.

 Проблема: А может ли магнитное поле породить ток?  « … превратить магнетизм в электричество!»

 

  1. Усвоение новых знаний.  Историческая справка

 

МАЙКЛ ФАРАДЕЙ.

 

Майкл родился 22 сентября 1791 года в семье лондонского кузнеца. Обучение в школе закончилось неожиданно. Он не мог произносить звук «р» и вместо него говорил «в». Учительница, которую выводило из себя произношение мальчика, дала старшему брату мелкую монету, чтобы он купил палку и бил Майкла, пока тот не научится правильно выговаривать «р». Мать братьев была возмущена и забрала детей из школы насовсем.

В 13 лет Майкл стал работать  в книжной лавке сначала разносчиком газет и книг, затем овладел переплётным мастерством. Он читал много книг по химии и электричеству. Член Лондонского Королевского общества  Денс предложил мальчику прослушать курс лекций известного химика Г.Дэви.

Фарадей законспектировал лекции Дэви, переплел их и отправил  ему с просьбой предоставить ему возможность поработать в лаборатории. Сначала Дэви отказал Майклу, т.к. не было свободных мест.  Но через некоторое время Фарадея взяли в лабораторию мыть посуду. Постепенно он вырос из лаборанта в учёного и поставил перед собой цель Превратить магнетизм в электричество

Опыт Фарадея: Только движущийся магнит вызывает в катушке ток.

Показать опыт Фарадея.

Вводим понятие:  индукционный ток.

 

  1. Экспериментальное задание

 

Вопрос: В чём заключается явление электромагнитной индукции?

Вопрос: Какие условия необходимы для существования явления ЭМИ?

Посмотрите ещё один способ получения явления ЭМИ.

 (Видеофрагмент)

Демонстрация работы генератора переменного тока.

 

  1. Применение (работа с текстом)

Краткое сообщение учениками

 

  1. Плиты на основе явления электромагнитной индукции

 

Теплопередача в индукционной плите происходит при помощи электромагнитных волн. Внутри плиты находится мелкая катушка – проводник высококачественного электрического тока. Электромагнитные волны беспрепятственно проходят сквозь стеклокерамическую поверхность и продолжают вихревые циркулирующие токи в нижнем слое дна посуды. Они-то и разогревают дно посуды, а вместе с ним – и пищу. При этом через стеклокерамику не происходит никакой теплопередачи. Если по завершению приготовления пищи поверхность и остается слегка теплой, то только по тому, что она нагрелась от дна кастрюли, а не наоборот.

Особенное внимание хочется уделить вопросу безопасности индукционных плит. О том, что возможность ожогов этот инновационный «представитель» кухонной техники сводит практически к нулю. Кроме того, радует тот факт, что процесса «очистка поверхности плиты от накипи» для индукционных плит просто не существует. Легкость в приготовлении пищи дополняется легкостью ухода за плитой: достаточно просто протереть ее поверхность влажной салфеткой.

 

2. Идея из прошлого для утюга будущего

 

В начале прошлого века горничные в богатых домах, а у бедняков - сами хозяйки, для разглаживания замятин на белье или одежде пользовались тяжелым чугунным утюгом, который нужно было нагревать на плите или каминной решетке. Потом пришло время электрической бытовой техники, и об этих опасных утюгах  благополучно забыли. Однако ненадолго. Ведь идея создания беспроводного концептуального утюга Induction Iron, спроектированного дизайнером по имени Тереза Глимскар, родом как раз из прошлого.

Концепт, по задумке автора, должен работать с помощью электромагнитной индукции. Ставим утюг  на «плиту» на которой он за счёт явления электромагнитной индукции разогревается, ждем положенное время, - и получаем нагретый утюг, которым можно спокойно гладить вещи.

 

3. Поезд на магнитной подушке

В поезде на магнитной подушке сверхпроводящие катушки с током, размещенные на дне вагона, индуцируют ток в алюминиевых катушках на полотне дороги. Отталкивание сверхпроводящих катушек и катушек на полотне дороги приподнимает вагон над землей. Движение поезда вызывается взаимодействием сверхпроводящих катушек, расположенных  вдоль стенок вагонов, и катушек внутри ограничительных бортиков полотна дороги.

 

  1. Закрепление Тест  Правильные ответы (В, А,А,В,Г)
  2. Итог урока.  Сегодня на уроке мы с вами
  • изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток

 

Дом.зад. § 21

 

Экспериментальное задание 1: Наблюдение явления электромагнитной индукции

 

Цель: Исследовать способ получения индукционного тока при движении катушек относительно друг друга

Оборудование: источник электропитания, два металлических сердечника на подставках,  две катушки К1 и К2, миллиамперметр, соединительные провода, элементы планшета: ключ, гнёзда для подсоединения источника тока и миллиамперметра.

 

Ход работы:

  1. Соберите цепь по схеме.

При этом на цилиндрический сердечник, закреплённый на подставке с помощью крепёжного болта надевают  катушку К1, которую подключают через ключ к источнику электропитания, вторую катушку К2  одевают на  сердечник и соединяют с миллиамперметром.

Для подключения катушки К2 к миллиамперметру используют гнёзда Г1 и Г2

 

  1. Перемещая,  катушки относительно друг друга, обратите внимание на небольшие колебания миллиамперметра и сделайте вывод.

 

Вывод:

 

Экспериментальное задание 2: Наблюдение явления электромагнитной индукции

 

Цель: Исследовать способ получения индукционного тока при включении и выключении ключа.

Оборудование: источник электропитания, два металлических сердечника на подставках,  две катушки К1 и К2, миллиамперметр, соединительные провода, элементы планшета: ключ, гнёзда для подсоединения источника тока и миллиамперметра.

 

Ход работы:

  1. Соберите цепь по схеме.

При этом на цилиндрический сердечник, закреплённый на подставке с помощью крепёжного болта надевают  катушку К1, которую подключают через ключ к источнику электропитания, вторую катушку К2  одевают на  сердечник и соединяют с миллиамперметром.

Для подключения катушки К2 к миллиамперметру используют гнёзда Г1 и Г2

 

  1. Включая и выключая ключ, обратите внимание на небольшие колебания миллиамперметра и сделайте вывод.

Вывод: 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок. Явление электромагнитной индукции.»

Тема урока по физике в 9 классе с призентацией: «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы»


Цели урока: познакомить учащихся с особенностями строения атомного ядра.

Образовательные:

  • Повторить, обобщить и углубить знания о составе атомных ядер;

  • Сформировать понятие «изотопы веществ»;

  • Сформировать понятие «ядерная сила»;

  • Изучить свойства ядерных сил;

Развивающие:

  • Развить умения совершать мыслительные операции: анализ, синтез, систематизацию, сравнение, конкретизация;

  • Развивать интерес к физике;

  • Показать связь теоретических знаний с практикой;

  • Научить пользоваться Периодической системой Менделеева для определения состава атомного ядра;

  • Продолжить формирование умения применять теоретические знания при решении задач;

  • Способствовать развитию гибкого мышления учащихся;

  • Способствовать развитию у учащихся внимания;

Воспитывающие:

  • Воспитание целостной картинки мира;

  • Воспитать умение использовать знания, полученные учащимися при изучении других предметов;

  • Показать связь физики с химией.



Оборудование: интерактивная доска, Периодическая система Менделеева, презентация к уроку.


Слайд 4. Фронтальный опрос:

  1. Кто первый выдвинул гипотезу о том, что в состав атомных ядер всех химических элементов входит ядро атома водорода? (английский физик Эрнест Резерфорд)

  2. В каком году были получены факты подтверждающие справедливость данной гипотезы? (В 1919 г при наблюдении взаимодействия α – частиц с ядрами атомов азота)

  3. Как иначе называется ядро атома водорода? (протон от греческого слова protos – первый)

  4. Благодаря изобретению, какого прибора окончательно было доказано существование протона? (камера Вильсона)

Слайд 5.

  1. Запишите на доске символьное обозначение протона (11Н, 11р)

  2. О существовании, каких частиц входящих в атомное ядро в 1920 году выдвинул предположение Эрнест Резерфорд? (нейтрон)

  3. Кем и когда данное предположение было доказано? (в 1932 г - английский физик Джеймс Чедвиг (ученик Резерфорда))

  4. Запишите на доске символьное обозначение нейтрон (10n).


Запись даты и темы урока на доске

Слайд 1. «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы»

Слайд 6. В истории современной физики есть год, который называют «годом чудес». Это 1932 год. Одним из его «чудес» было открытие нейтрона и создание нейтронно - протонной модели атомного ядра (советскими физиками – Д.Д.Иваненко и Гапоном; немецким физиком – Вернером Гейзенбергом; итальянским физиком – Майораном).

Слайд 7. Ядро имеет форму шара R ≈ 10-15 м, в нем сконцентрировано приблизительно 99,96% всей массы атома, ρ = 2,7∙1017 кг/м³.

Протон: р (1919 г), время жизни 10³¹ лет, m = 1836,2me, qp = +e

Нейтрон: n, q=0, время жизни вне ядра 15 мин, m=1838,7me

Обе эти частицы часто называют еще нуклонами.

Слайд 8. Число частиц входящих в состав атомного ядра называется массовым числом и обозначается A.

Число протонов в ядре называется зарядовым числом и обозначается Z.

Число нейтронов входящих в состав ядра обозначается N.

A= N + Z

Дальнейшее исследование атомных ядер привело к обнаружению того, что у одного и того же химического элемента атомы могут иметь ядра разной массы.

Причем все эти атомы обладали одинаковыми химическими свойствами, а, следовательно, имеют одинаковый заряд ядра. Если заряды ядер одинаковы, значит, имеют один и тот же порядковый номер в таблице Д.И.Менделеева, т.е. занимают в таблице одну и туже клетку.

Слайд 9 . Определите общее число частиц, входящих в состав атомного ядра магния, из них, сколько будет соответственно протонов и нейтронов. Заполнить таблицу.

Символ

Число частиц в ядре

Число протонов в ядре

Число нейтронов в ядре

2412Mg




2512Mg




2612Mg





Слайд 10. Все разновидности одного химического элемента назвали изотопами.

Изотопы – это разновидность данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер.

Сейчас уже экспериментально доказано, что почти все химические элементы имеют изотопы.

Например:

Водород

Уран

11Н - протий

21Н - дейтерий

31Н – тритий.

23492U

23592U

23892U

23992U


Наличие, каких частиц входящих состав ядра различно для изотопов? (нейтронов)

Именно наличие, различного числа нейтронов в ядрах изотопов является причинной различных физических свойств химических веществ, которые более подробно будут изучены в 11 классе.

Гипотеза о протонно – нейтронном составе атомного ядра подтвердилась, но возникает следующий вопрос: почему ядро не распадается на отдельные частицы?

Слайд 11. Чтобы ответить на поставленный вопрос вспомним ранее изученный материал:

Между всеми телами имеющими массу существует взаимное притяжение. Сила тяготения рассчитывается по закону всемирного тяготения: F=Gm1m2/r2.

Протоны, входящие в состав ядра обладают положительным зарядом, а значит, между ними возникает отталкивание, к тому же сила электрического отталкивания в 1039 раз больше чем сила гравитационного притяжения. Только из этого факта можно сделать вывод, что между частицами входящими в состав ядра возникает взаимодействие еще более сильное, чем электрическое, иначе протоны, входящие в состав ядра разлетелись с огромной скоростью.

Слайд 12. Ученые пришли к выводу, что в природе существует еще один вид взаимодействия, которое было названо сильным.

Слайд 13. Силы притяжения между частицами входящими в состав ядра назвали ядерными.

Слайд 14. Свойства ядерных сил:

  • являются только силами притяжения;

  • во много раз больше кулоновских сил;

  • не зависят от наличия заряда;

  • короткодействующие: заметны на расстоянии r ≈ 2,2∙10 -15 м;

  • взаимодействуют с ограниченным числом нуклонов (свойство насыщения).

Поскольку ядерные силы не зависят от наличия заряда и существуют между любыми парами p p,p n,n n именно поэтому протоны и нейтроны, входящие в состав ядра назвали нуклонами (от латинского слова nucleus– ядро).

Закрепление.

Слайд 15.

Заполнить таблицу.

Название вещества

Символ

Массовое число, A

Зарядовое число, Z

Число нейтронов, N

Гелий


4




Cu

64





7

3


Германий



32

41





10


F

20


10


Слайд 16.

Определить недостающий химический элемент.

Слайд 17. Составьте вопросы к кроссворду(1 вариант – к словам расположенным по горизонтали, 2 вариант – к словам расположенным по вертикали)

Подведение итогов урока: выставление оценок и запись домашнего задания.

Слайд 18. Д/з: §23 Кабардин О.Ф.

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!