Повторение домашнего задания (5мин) | Как вы считаете, какое из прав, определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка? Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас? Взять из Конвенции 1 – 2 права. Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребёнка? Инсценизация учащимися конфликтной ситуации (опережающее задание – см. приложение 1) Вопросы к ситуации: Как произошёл этот конфликт? Почему? Что чувствовали действующие лица? Счастливый ли был конец? Как этот конфликт мог быть предотвращён? Какие другие концовки могли бы быть? Какие и чьи права были проигнорированы? (См. Конвенцию). Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.Выход из конфликта – совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта. | Выполняют тест. Отвечают на вопросы. Фронтальная работа. Выдвижения гипотез |
Изучение нового материала (20 мин) | «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» . - Так записано в ст. 2 Конституции РФ. На прошлом уроке мы рассматривали права и обязанности гражданина, сегодня мы поговорим о маленьких гражданах. Попытайтесь смотря на план сегодняшнего урока самостоятельно сформулировать записать тему урока. - Знакомство обучающихся с основными правами ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ (см. приложения 2 и 3). - Я предлагаю вам вместе составить схему со статьями вышеуказанных кодексов. Организация работы со статьями вышеуказанных кодексов (вместе с учителем составить в тетради схему). Личные права детей СК РФ, ст. 54 – 59 | Имущественные права ребёнка СК РФ, ст. 60 | Право жить и воспитываться в семье; Право знать своих родителей; Право на их заботу, на совместное с ними проживание; Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие; Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками; Право на защиту своих прав и законных интересов; Право выражать своё мнение; Право на имя, отчество и фамилию; Право на изменение имени и фамилии. | Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих; Право на имущество, полученное в дар; Право на имущество, полученное в порядке наследования; Право на распоряжение собственными доходами; Право на распоряжение имуществом, приобретённым на собственные средства. | Дееспособность ГК РФ, ст. 26 – 28 Малолетних | Несовершеннолетних | С момента рождения до 6 лет | С 6 до 14 лет | От 14 до 18 лет | | Вправе самостоятельно совершать: Мелкие бытовые сделки; Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации; Сделки по распоряжению средствами, полученными ими от законных представителей или с их согласия от третьих лиц. Ответственность по сделкам несут родители, усыновители, опекуны. Они же отвечают за вред, причинённый малолетними. | Вправе самостоятельно совершать: Все сделки, которые могут совершать малолетние, распоряжаться своими доходами; Авторское право; Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; С 16 лет – членство в кооперативе; Самостоятельно несут имущественную ответственность и за причинённый ими вред. Полная дееспособность может наступить до 18 лет: при вступлении в брак. Эмансипация (ГК, ст. 27). | - Из предыдущих курсов изучения обществознания вы знаете права ребенка до 13 лет. Давайте посмотрим какие же права наступают у ребенка с 14 лет. Слайд 16-17. | Смотрят презентацию. Записывают тему Термины. Отвечают на вопросы. Выдвижения гипотез. Выполняют задания в рабочей тетради Фронтальная работа Работа с учебником. |