Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей районный «Детский экологический центр»
Конспект открытого занятия:
Разработала: Лебедева Л.М.
педагог доп. образования
г. Светлоград 2014
Тема занятия: Простейшие условные знаки. Тип занятия: Закрепление и повторение знаний. Форма проведения: Игровая. Дата проведения занятия: 2.12.2014г. Цель: Закрепление знаний обучающихся о способах изображения на планах и картах различных природных и искусственных объектов, сооружений с помощью условных знаков. Задачи: Обучающая: Закреплять знания об условных топографических знаках, продолжать формировать умение применять знания на практике: читать карты и планы, зарисовывать условные знаки. Развивающая: Развивать память, внимание, логическое мышление, Воспитывающая: Воспитывать умение работать в коллективе, учить слушать товарищей. Методы и приёмы: Слово педагога, беседа, использование наглядности, игровые
приёмы, соревновательные приёмы, практические упражнения, работа в группах и в парах. Дидактический материал: Схема топографического маршрута; 12 топознаков
( формат А4); задания на каждом этапе в конвертах; для задания №1 топографический диктант, листы белой бумаги, простые карандаши (по количеству детей), фломастеры; для задания №2 18 топознаков; карточки для игры на внимание; 2 комплекта заданий
по ориентированию с компасом, лист бумаги, карандаш, карточки для домашнего задания. Оборудование: Компас, 10 планшетов, секундомер, стойки, доска, магнитики. План занятия. 1.Вводная часть. Речь педагога: - Здравствуйте, ребята! Вопрос детям: - Скоро лето и мы с вами пойдём в поход. Как нас тогда будут называть? ( Туристы). Какими должны быть туристы? Ответы детей. Речь педагога: Правильно. Молодцы! ( Смелыми, дружными, умелыми…. и здоровыми). Вопрос детям: А что значит быть здоровыми? ( Не болеть, быть сильными, ловкими, быстрыми…). Что нужно, чтобы быть здоровыми? (Закаляться, делать по утрам зарядку). Ну что же, я вижу, вы готовитесь к походу серьёзно: закаляетесь, делаете зарядку. Ответы детей Вопрос детям: - А что ещё вы знаете и умеете, что может пригодиться в походе?
(Укладывать рюкзак, выкладывать костры, ставить палатку…) А что нужно взять с собой в поход, чтобы не заблудиться? Ответы детей (Карту и компас). Речь педагога: - Сегодня мы поиграем в поход и с помощью вот этой схемы и компаса, а так же с помощью ваших знаний условных топографических знаков
и умений их рисовать и находить постараемся пройти весь контрольно- топографический маршрут и вернуться назад.
2. Основная часть. Речь педагога: - Ребята, вы знаете, что, чтобы пройти любой маршрут, нужен надёжный командир. Вопрос детям: Кто у нас сегодня им будет? ( Выборы командира). Объяснение правил прохождения маршрута: Команда идёт по схеме Маршрута (приложение №1), останавливаясь на определённых этапах, обозначенных условными знаками, причём из двух представленных нужно выбрать правильный (тот, который показывает стрелка на схеме). На каждом этапе находиться конверт с заданием. Задание нужно выполнить, разбившись на группы с помощью жеребьёвки (кроме первого, где задания выполняется каждым участником отдельно).
Каждый участник группы, первой правильно выполнившая задание, получает жетончик –солнышко. Речь педагога: В конце занятия количество жетончиков подсчитывается. У кого их
будет больше, тот лучше всех справился с заданиями.
Задание №1. Топографический диктант.
Вслух читается диктант, ребята зарисовывают условные
знаки, названия которых услышали, затем проверяют задание
друг у друга. (Приложение № 2)
Задание №2. Поиск условных знаков по групповой принадлежности.
Ребята разбиваются на пары, и каждая получает задание: собрать по 6 карточек с условными топознаками различной групповой принадлежности: искусственные сооружения, растительность, водные объекты. ( Приложение № 3) Задание №3. Игра " Внимание!"
Играющие встают в круг, предварительно получив карточки с условным знаком. Водящий называет какой- либо знак и тот игрок, у которого этот знак, должен оббежать круг и встать на своё место. Задание №4. " Разложи знаки правильно".
Ребята делятся на две группы, и каждая получает по 2 комплекта карточек с условными знаками (нарисованными и текстовыми пронумерованными от 1 до 10).Каждая группа даёт другой поочерёдно по два задания: за 1,5 минуты запомнить, под каким номером название какого топознака, а затем на память разложить в таблице знаки-рисунки под оответствующими номерами. Задание №5. " Север, запад, юг, восток".
Ребята делятся на две группы и каждая поочередно находит, какой условный знак в какой стороне находиться, записывая это на листе бумаги. Правильность выполнения проверяет другая группа. Речь педагога: После выполнения последнего задания команда должна вернуться на исходную позицию. Здесь подсчитывается количество жетончиков у каждого участника.
3. Заключительная часть. Речь педагога: Итак, мы с вами прошли сегодня сложным топографическим маршрутом. Вопрос детям: Каким он был? (Интересным, сложным, лёгким, весёлым).Ответы детей Вопрос детям: Что мы делали на маршруте?( Ответы детей) Что больше всего понравилось? Ответы детей. Речь педагога: Я от себя хочу сказать, что с вами можно пойти в любой поход, не заблудимся и не потеряемся! Домашнее задание:- Нарисуйте, пожалуйста, с помощью условных топознаков план своей дороги из дома в школу. Речь педагога: Посмотрите, вот здесь у меня кружочки красного и синего цветов. Если вам понравился "поход", вы вешаете на эту доску красный кружок, если не понравилось, какой? Спасибо!
приложение 1 Зарисовать топографический диктант.
Однажды наша группа пошла в поход. Выйдя из здания, мы перешли шоссе1,спустились по тропинке2 к берегу реки3, перешли её по деревянному мостику4 и дальше пошли по грунтовой дороге5 через редкий лес6. Потом наш путь проходил через заросли
кустарника7 и по большому лугу8, заросшему красивыми цветами.
Наконец мы пришли на берег небольшого чистого озера9. Здесь мы пообедали, а потом купались в озере и загорали на песке10 и играли в мяч. Потом мы поднялись на вершину небольшого холма11, где растёт высокая сосна12. С вершины было очень хорошо видно всё вокруг. Потом мы спустились с холма и вернулись домой по тропинке вдоль ручья13, по пути напившись чистой воды из родника14.
В походе было интересно и весело!
приложение 2 Каждая команда собирает знаки разного вида: Искусственные сооружения, Растительность. Водные объекты. приложение 3 Игра " Внимание" Цель игры: Развивать внимание, память, быстроту реакции. Правила игры: Играющим раздаются топознаки, они встают в круг. Водящий называет какой-либо условный знак, и тот игрок, у которого он в руках, должен оббежать круг и встать на своё место. приложение 4 " Разложите знаки правильно!"
Каждая команда даёт другой команде задание:
Запомнить за полторы минуты, под каким номером (от 1 до 6) название какого топознака, а потом разложить на память рисунки этих топознаков в таблице.
“Север, запад, юг, восток.”
Каждая команда даёт другой команде задание:
С помощью компаса определить, какой условный знак находиться
на севере, западе, юге, востоке.