СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнедеятельность организмов» 6 класс По программе В.В.Пасечника.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дан по рейтинговой системе, где количество набранных баллов соответствует определённой оценке

Просмотр содержимого документа
«Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнедеятельность организмов» 6 класс По программе В.В.Пасечника.»


Конспект

повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнедеятельность организмов»

6 класс

По программе В.В.Пасечника.


  • Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о системах живых организмов, особенностях их строения и жизнедеятельности.

  • Образовательные:

  • - систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности живых организмов;

  • - продолжить формирование представлений о растениях и животных как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях органов и систем органов;

  • Закрепить знания об особенностях строения систем животных и растений в зависимости от выполняемой функции.

Развивающие:

  • -развивать понятие о растении как живом организме, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;

  • - продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

  • - способствовать формированию умений обобщать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, развивать мышление, память.

  • Воспитательные:

  • -воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

  • - развивать умение работать в группе, слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

  • - содействовать воспитанию интереса к биологии.



  • Оборудование: учебник В.В. Пасечник “Биология. 5- 6 классы”, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, рабочая тетрадь к уроку, раздаточный материал в группах.



  • Задачи урока: создать условия для развития:

  • 1.предметных компетенций посредством раскрытия основных процессов жизнедеятельности растительного организма, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;

  • 2.общепредметных компетенций:

  • - ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

  • - учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и логической рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

  • - информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

  • -коммуникативных посредством развития умений диалогической и монологической речи через организацию работы в группах;

  • -социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать свое рабочее место;

  • -личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

  • Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

  • Предметные УУД: выявление взаимосвязи между особенностями их строения и функциями, между работой органов и системой органов организма

  • Познавательные УУД: умение работать с текстом, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

  • Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам.

  • Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

  • Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.


  • Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: рейтинг - урок, групповая технология, «мозговой штурм» (проблемные задачи), тестирование, использование ИКТ.


Ход урока:

Учитель: мы с вами в течение полугода изучали, что растения и животные являются живыми организмами. Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы?

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки живых организмов

-дыхание (поглощение и выделение газов)

-питание (поглощение различных веществ, усвоение и их перестройка в вещества своего организма);

-размножение (воспроизведение себе подобных);

-рост (увеличение массы и размеров организмов);

-развитие (качественные изменения организмов);

-раздражимость (реакция на изменения окружающей среды);

-выделение (удаление продуктов жизнедеятельности);

-обмен веществ;

-смерть

Учитель: Тема нашего урока «Жизнедеятельность организмов».

Давайте подумаем, какова цель нашего урока. На доске записаны слова в помощь. Закончите предложение, вставив нужные слова «Доказать, что растения и животные - …………………организмы, что все процессы ………….растений и животных………….между собой и окружающей …………».



Нормативы рейтинга, на основании которого выставляется итоговая оценка: (на доске)

  • “Отлично” – 25-28 баллов.

  • “Хорошо” – 20-24 балла.

  • “Удовлетворительно” – 14-19 баллов.

  • “Неудовлетворительно” – менее 14 баллов.





  1. Проверка общих знаний по теме (max 6 баллов).

I группа

  1. Чем отличается питание животных от питания растений?

  2. Каких животных называют хищниками, какие приспособления для добывания пищи у них имеются?

  3. В чем состоит значение дыхания?

  4. Какие вещества передвигаются внутри растений в процессе обмена веществ?

  5. В чем заключается сходство и различие в передвижении веществ у одноклеточных и многоклеточных животных?

  6. Где у растений накапливаются продукты обмена веществ? Как происходит выделение вредных веществ у растений?



II группа

  1. Что такое корневое питание, какой участок корня осуществляет всасывание воды с растворенными минеральными веществами из почвы?

  2. Назовите известных вам всеядных животных. Зачем медведь к зиме «нагуливает» жир?

  3. Какой процесс называют дыханием?

  4. Что такое восходящий поток? По каким проводящим тканям он осуществляется?

  5. Состав крови. Значение эритроцитов и плазмы крови.

  6. Какие продукты обмена веществ выделяются из организма позвоночных животных? Через какие органы происходит выделение?



III группа

  1. Что такое фотосинтез?

  2. Что такое гетеротрофное питание? Приведите примеры растительноядных животных.

  3. Какие органы дыхания животных вы знаете.

  4. Что такое нисходящий поток? По каким проводящим тканям он осуществляется?

  5. Каково значение сердца в транспорте веществ у животных? Возможно ли движение крови в обратном направлении?

  6. Какие функции выполняет лист в жизни растения?





  1. «Мозговой штурм» (max 4 балла).



I группа

Докажите необходимости наличие для фотосинтеза: хлоропластов, углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.



II группа

Докажите необходимости наличие для фотосинтеза: воды, поступающей из почвы, света.



III группа

Весной у березы, сделав в коре срез, берут сладкий березовый сок. Докажите что это нисходящий поток. Что произойдет с березой, если взять много сока?





  1. Задания на сравнение и соотношение понятий и процессов

(max 6 баллов).

Соотнесите понятия к процессу:

1.солнце;

2.вода;

3. углекислый газ; А) Дыхание

4.охлаждение;

5.кислород ; Б) Фотосинтез 6.устьице;

7.свет; В) Испарение

8.корень;

9.ночь;

10.крахмал.




Выберите верные утверждения.

1) только растения могут поглощать энергию солнечного излучения;

2) всех хищников необходимо уничтожать;

3) питание растений воздухом называется воздушным питанием;

4) с помощью хлорофилла, света, углекислого газа и воды в листе образуются органические вещества (сахара);

5) все наземные животные дышат лёгкими;

6) автотрофы - организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических;

7) все водные обитатели дышат кислородом, растворённым в воде;

8) самая совершенная система переноса веществ – кровеносная;

9) тромбоциты участвуют в дыхании;

10) деревья вблизи уличных фонарей позже сбрасывают листья.



Заполните таблицу



Дыхание

Фотосинтез

Поглащается

Поглащается

Выделяется

Выделяется

Время суток

Время суток

В каких клетках

В каких клетках

Органические вещества

Органические вещества

Энергия

Энергия



  1. Рефлексия:

Учитель.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без _______ расти и жить не станут!







  1. Индивидуальные проверочные тесты

(max 12 баллов).



Учащиеся выполняют т/к №1 в рабочих тетрадях на страницах 30-31.

У вас на столах рабочие тетради, в них напечатан тест, внизу есть таблица «Личный результат». Заполните эту таблицу и поставьте сами себе оценку, за свои знания по теме

« Процессы жизнедеятельности в живых организмах».

Заключительная часть: оценки будут озвучены на следующем уроке по итогам проверки индивидуальных тестов, исходя из количества набранных баллов.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!