Тема: Категории и классы авиационных моделей
Цель: развитие личности учащихся в сфере технического творчества.
Задачи:
Развивать ценностное отношение к «Человеку и Творчеству».
Осваивать терминологию. Формировать научно-технический кругозор.
Развивать специальные технические способности у учащихся, приобщать их к инженерно-конструкторской работе. Формировать навыки работы с инструментами, агрегатами и приспособлениями, станками; навыки работы в индивидуальном и групповом проекте.
Организовывать профориентацию в политехнических специальностях.
Методические рекомендации. Основным документом, регламентирующим постройку авиационных летающих моделей, являются Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР.
В основе этих Правил - положения кодекса ФАИ: технические требования к моделям и правила соревнований по ним.
В настоящее время в нашей стране существуют следующие категории авиационных моделей:
Свободнолетающие (категория по ФАИ - F1): планер, резиномоторная (с резиновым двигателем), таймерная, комнатная модель самолета.
Кордовые (F2): скоростная, гоночная, модель "воздушного боя", пилотажная.
Радиоуправляемые (F3): пилотажная, модель планера.
Модели-копии (F4): кордовая, радиоуправляемая модель самолета.
Нечемпионатных классов: модели планера, резиномоторная и таймерная типа «летающее крыло», полукопия вертолета; модель планера, резиномоторная, таймерная; схематические модели планера и самолета; кордовая полукопия.
Соревнования проводят по следующим классам моделей:
свободнолетающим: планер (класс по ФАИ - F1A), резиномоторная (F1B), таймерная (F1C), комнатная (F1D) в запуске на продолжительность полета в семи турах с ограничением времени фиксации в туре - 3 мин; комнатным - в шести турах без ограничения фиксации в туре;
кордовым скоростным (F2A) - на достижение максимальной скорости полета на дистанции 1000 м;
кордовым пилотажным (F2B) - на качество выполнения комплекса фигур высшего пилотажа в ограниченное время;
кордовым гоночным (F2C) - на прохождение дистанции 10000 м одновременно тремя экипажами за минимальное время;
кордовым "воздушного боя" (F2D) - в ведении "боя" двумя экипажами в ограниченное время;
радиоуправляемым пилотажным (F3A) - на качество выполнения комплекса фигур пилотажа в ограниченное время;
радиоуправляемым моделям планеров (F3B) - на продолжительность, дальность и скорость полета (многоборье);
кордовым копиям (F4B) - на качество воспроизведения внешнего вида, полета и масштабную точность прототипа;
радиоуправляемым копиям самолетов (F4C) - на качество воспроизведения внешнего вида, полета и масштабную точность прототипа.
Перечисленные классы моделей принято называть чемпионатными - по ним проводятся чемпионаты СССР, Европы и мира.
Кроме названных выше классов, как у нас в стране, так и за рубежом проходят соревнования и по моделям нечемпионатных классов:
а) свободнолетающим:
планер, резиномоторная и таймерная типа "летающее крыло", полукопия вертолета - в запуске на продолжительность полета в пяти турах с ограничением времени фиксации в туре - 3 мин;
планер (класс А-1), резиномоторная (В-1), таймерная (С-1) - в запуске на продолжительность полета в пяти турах с ограничением времени фиксации в туре - 2 мин;
схематические модели планера и самолета - в запуске на продолжительность полета в трех турах с ограничением времени фиксации в туре - 1 мин;
Выступая с перечисленными выше моделями на соревнованиях, авиамоделист может выполнить норматив спортивного разряда.
Дадим определение каждой модели.
Модель планера - модель летательного аппарата, не имеющая собственной силы тяги; подъемная сила создается аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Запускают модель с помощью леера не длиннее 50 м.
Технические требования к моделям планеров |
Минимальная масса | 410 г |
Площадь несущей поверхности | 32-34 дм2 |
Максимальная удельная грузоподъемность | 50 г/дм2 |
Резиномоторная модель - модель летательного аппарата, снабженная резиновым двигателем; подъемная сила создается аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности.
Технические требования к резиномоторным моделям |
Минимальная масса без двигателя | 190 г |
Максимальная масса смазанного двигателя | 40 г |
Площадь несущей поверхности | 17-19 дм2 |
Максимальная удельная грузоподъемность | 50 г/дм2 |
Таймерная модель - модель летательного аппарата, у которой энергия, необходимая для полета, обеспечивается поршневым двигателем, а подъемная сила создается аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности.
Технические требования к таймерным моделям |
Максимальный рабочий объем двигателя | 2,5 см3 |
Удельная грузоподъемность | 20-50 г/дм2 |
Время работы двигателя | не более 7 с |
Минимальная полетная масса (г) численно равна 300-кратному рабочему объему двигателя (см3) |
Применение настроенного выпуска (резонансных труб) двигателя запрещено |
Комнатная модель - модель летательного аппарата, снабженная резиновым двигателем, способная летать только в закрытом помещении; подъемная сила ее создается аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Запускают модель с рук.
Технические требования к комнатным моделям |
Минимальная масса модели без резинового двигателя | 1 г |
Максимальный размах крыла | 650 мм |
Кордовая модель - это модель летательного аппарата, сила тяги которой обеспечивается поршневым двигателем, а подъемная сила - действием аэродинамических сил на неподвижно закрепленные поверхности. Во время полета кордовой модели авиамоделист, находящийся на земле, управляет ею с помощью двух нерастягиваемых нитей (или тросов). Допускается применение реактивного двигателя (кроме РДТТ) массой не более 0,5 кг.
Технические требования к кордовым моделям |
Скоростная модель |
Максимальный рабочий объем двигателя | 2,5 см3 |
Площадь несущей поверхности | не более 5 дм2 |
Максимальная удельная грузоподъемность | 100 г/дм2 |
Пилотажная модель |
Максимальная масса | 5 кг |
Рабочий объем двигателя | не более 10 см3 |
Максимальная площадь несущей поверхности | 150 дм2 |
Удельная грузоподъемность | не более 100 г/дм2 |
Гоночная модель |
Максимальная масса | 700 г |
Максимальный рабочий объем двигателя | 2,5 см3 |
Минимальная площадь несущей поверхности | 12 дм2 |
Максимальная вместимость топливного бака | 7 см3 |
Модель "воздушного боя" |
Максимальная масса | 5 кг |
Максимальный рабочий объем двигателя | 2,5 см3 |
Максимальная площадь несущей поверхности | 150 дм3 |
Удельная грузоподъемность | не более 100 г/дм2 |
Время "боя" | 4 мин |
Кордовая модель-копия |
Максимальная масса с топливом: одномоторная | 5 кг |
многомоторная | 7 кг |
Максимальный рабочий объем двигателя: одномоторная | 10 см3 |
многомоторная | 20 см3 |
Максимальная площадь несущей поверхности | 150 дм2 |
Удельная грузоподъемность | не более 150 г/дм2 |
Радиоуправляемая модель - это модель летательного аппарата, подъемная сила которого создается действием аэродинамических сил на неподвижно закрепленные поверхности, а выполнение фигур обеспечивается радиокомандами. Различают следующие классы радиомоделей: пилотажные, копии самолетов, модели планеров.
Технические требования к радиоуправляемым моделям |
Масса модели | не более 6 кг |
Максимальный рабочий объем двигателя | 10 см3 |
Максимальная площадь несущей поверхности | 150 дм2 |
Длина леера | не более 300 м |
Модель «летающее крыло» - модель летательного аппарата, подъемная сила которого создается аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленную поверхность - крыло; у модели не должно быть горизонтальной поверхности дополнительно к крылу, а само крыло должно представлять одно целое с органами продольной балансировки - закрылками; не допускается щель между крылом и закрылками более 5 мм.
Технические требования к моделям «летающее крыло» по массе и площади такие же, как и к моделям классов F1A, FIB, F1C (обычной схемы).
Модель-полукопия вертолета - модель летательного аппарата с мотором поршневого типа; подъемная сила ее создается аэродинамическими силами, возникающими в процессе вращения ротора.
Технические требования к моделям-полукопиям вертолетов |
Максимальный рабочий объем двигателя (двигателей) | 2,5 см3 |
Количество лопастей ротора | не менее 2 |
Максимальная ометаемая площадь | 300 дм2 |
Максимально допустимый коэффициент заполнения - отношение площади лопастей ротора к ометаемой площади | 0,4 |
Минимальная площадь миделя фюзеляжа | 0,3% от ометаемой площади |
Максимальная площадь горизонтального оперения | 1,5% от ометаемой площади |
Технические требования к моделям классов А-1, В-1 и С-1 |
Модель планера (А-1) |
Минимальная масса | 220 г |
Площадь несущей поверхности | не более 18 дм2 |
Максимальная удельная грузоподъемность | 50 г/дм2 |
Длина леера | не более 50 м |
Резиномоторная модель (В-1) |
Минимальная масса без двигателя | 100 г |
Максимальная масса смазанного двигателя | 25 г |
Площадь несущей поверхности | не более 14 дм2 |
Максимальная удельная грузоподъемность | 50 г/дм2 |
Таймерная модель (С-1) |
Минимальная масса | 300 г, умноженные на объем двигателя в см3 |
Максимальный рабочий объем двигателя | 1,5 см3 |
Удельная грузоподъемность | 20-50 г/дм2 |
Время работы двигателя | не более 10 с |
Модель-полукопия воспроизводит летательный аппарат (прототип) в масштабе с некоторыми отклонениями.
В модели-полукопии (иногда их называют контурными копиями) должны быть сохранены масштабные размеры такие же, как и в моделях-копиях, за исключением толщины фюзеляжа, киля, мотогондол, колес и других надстроек при виде в плане (сверху). Кабина и другие застекленные части прототипа должны быть прозрачными. Шасси могут быть упрощенными, но по схеме подобными стойкам прототипа.
Технические требования к кордовым моделям-полукопиям |
Максимальная полетная масса | 5 кг |
Максимальный рабочий объем двигателя (двигателей) | 6 см3 |
Максимальная площадь поверхности | 150 дм2 |
Удельная грузоподъемность | не более 150 г/дм2 |
В последние 3-5 лет все большее развитие получают модели электролетов (как кордовые, так и свободнолетающие). Пока нет стабильных правил проведения соревнований по этим моделям; их запуски носят скорее развлекательный характер. Особенно эффектен полет кордовых копий - электролетов.
.