СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Безличные предложения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует умения находить безличные предложения по значению и структурным особенностям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Безличные предложения".»

МКОУ «Утамышская СОШ»






Разработка


открытого урока по русскому языку


в 8 классе


на тему:


«Безличные предложения».







Саидова Зумруд Османовна,

учитель русского языка и литературы.







2016г.




Тема урока: «Безличные предложения».

Цели:

1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его. Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей

Ход урока

1. Организационный момент

2. Орфографическая работа.

Решенный вопрос, жаренные в масле овощи, вареное мясо, выкрашенный отцом пол, плавленый сыр, вскопанный участок, вылепленный детьми снеговик, печенный в золе картофель, разбросанные вещи, лента привязана, ветреный день, жёваный лист, показанный фильм, варёная колбаса, нечаянный удар, истинный борец, деревянный забор, некошеная трава, бойцы мужественны, кипяченый чай.


– Назовите суффиксы причастий.
– Правописание –н- и -нн- в причастиях.

3. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)

(Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева).

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

– Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя.

О чём этот текст?
– Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
– В каком стиле написан текст?
– Какая часть речи наиболее часто употребляется? 
(глаголы)
– Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)
– А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.

На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера .

Односоставные: 1,2,3,4, 8,9,10,11,13,14,15,18.

Двусоставные: 5,6,7,12,16,17.

-Чем схожи односоставные определенно-личные и неопределенно-личные предложения?

-Что характерно для предложений, составляющих другую группу?

-Какие это предложения?





Каково их общее грамматическое значение?

( Все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

Что обозначают безличные предложения? 

Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным.

– Обратите внимание на главный член в безличных предложениях.

– Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:

1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния.
2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши.
3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать.
4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится. 
5. Словами нет: 11. И нет сил.
6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено.
7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.

4. Оформление таблицы.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

  1. Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)

  2. Личным глаголом в безличном значении.

  3. Инфинитивом

  4. Безличным глаголом ( с -ся и без -ся)

  5. Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)

  6. Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

  7. Возвратным глаголом в безличном значении



5. ИГРА «ДА – НЕТ» (физкультминутка)

- Я вам задаю вопрос, а вы если «ДА» - встаете, если «НЕТ» - сидите.

Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

6.Закрепление материала.

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные 
Г) безличные
Д) двусоставные

1. За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3. Москва. Царские палаты.
4. Будем вместе служить.
5. Мне не хватает нежности твоей.
6. Установились морозные дни.
7. Береги честь смолоду.
8. Уже совсем рассвело.
9. Сообщили о резком похолодании.
10. У меня нет уверенности.


7.Подведение итогов урока.

- О чем вы узнали на уроке?

- Когда используются безличные предложения?

- Что является сигналом безличности? (Формы сказуемых).

8. Задание на дом

Упр. 225.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!