МКОУ «Утамышская СОШ»
Разработка
открытого урока по русскому языку
в 6 классе
на тему:
«Личные местоимения».
Саидова Зумруд Османовна,
учитель русского языка и литературы.
2015г..
Тема урока « Личные местоимения».
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, распечатки поэтического текста.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
Послушайте стихотворение «Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).
Моя грамматика
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
- В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях)
- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
3. Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в таблицу .
Как ты говоришь о себе? (я)
Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)
Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)
Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно)
Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)
Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)
Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)
Вывод: личные местоимения бывают 1,2,3 лица, ед и мн числа.
Я и мы, ты и вы
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
4. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом.(Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:
Именительный – Я;
Родительный – Меня;
Дательный – Мне;
Винительный – Меня;
Творительный – Мной;
Предложный – обо Мне.
- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением)
- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)
- Что особенного вы отметили в склонении данного
местоимения ?
- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
5. Новый материал. Формирование навыков и умений.
- Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
На экране вы видите таблицу.
- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
- Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование, например:
тебя – тобой, меня – мне.
- Третья особенность:
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
- Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).
- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
6. А теперь обратимся к самому важному в жизни человека - любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней.
Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета (записано на доске.) Обозначьте род, число, падеж, лицо местоимений, содержащихся в стихотворении.
Кругом зима. Жестокая пора!
И за сердце хватает холод лютый;
Но верь весне. Ее (притяжательное) промчится гений;
Опять теплом и жизнью дыша.
- Чему нужно учиться у природы?
Стойкости, выживанию. У нее главное свойство - отдавать все, что у нее есть. Она никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как и у природы.
7. - А сейчас отдохнем. Каким образом?
Составим загадки, включающие личные местоимения, и попытаемся их разгадать.
Задание: Из слов, записанных на доске, составить загадки.
* Не спит; она; то полна; то стройна; по ночам.
- То полна, то стройна
По ночам не спит она. (Луна.)
* Голос умолкает; на свет; голос человеческий; его рождает; оно умирает.
- Голос человеческий
На свет его рождает,
Голос умолкает –
Оно умирает. (Эхо.)
8. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
III. Найдем и исправим ошибку в их употреблении. Обозначить род, число, падеж правильно употребленных местоимений.
Пользоваться нею – ею [3 л., ж.р ,тв.п.]
Плывут по нем — по нему [3 л., м.р., дат.п.]
Говорить с им - с ним [3 л., м.р.тв.п.]
Без его решили - без него [3 л., м.р., дат.п.]
Был у его - у него[3 л., м.р. р.п.]
Подойти к ей - к ней [3 л., ж.р.,д.п.]
Обратиться к ему - к нему [3 л., м.р., д.п.]
- Какая особенность проявляется у местоимений 3 лица? (У местоимений 3 лица в косвенных падежах появляются предлоги).
1. Работа с деформированным текстом на карточках. Работа в парах.
Задание: восстановить деформированный текст, заменить повторяющееся слово местоимением, указать число и лицо местоимений.
Карточка.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.
Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней),
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Проверка. (Читают исправленный текст). (Слайд 11)
9.Выводы по уроку.
- Итак, ребята, мы еще раз убедились в том, что личные местоимения могут разнообразить, украсить нашу речь.
10. Подведение итогов. Рефлексия
- С какой частью речи познакомились на уроке?
- Почему эта часть речи получила такое название?
- Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание?
11. Домашнее задание.
Выучить определение на стр. 298.
Упр.658 стр. 300.