-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. – Проверьте, друзья, Готовы ли вы начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! -Сегодня я предлагаю вам отправиться в «В Страну Слов ». А каких слов вы узнаете позже. Чтобы попасть в эту страну нужен волшебный предмет. Какие волшебные предметы вы знаете? А нам поможет зеркало! 1.Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения 3.Самомассаж рук: *большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой; *при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной; *заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук; *дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук. Отгадайте загадки: Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал... (снег) Мы его слепили ловко. Глазки есть и нос-морковка. Чуть тепло — заплачет вмиг И растает... (снеговик)
В гости к нам приходит, Хороводы водит, Новый год встречает, Деду помогает. Тонкая фигурка - Внученька – (Снегурка).
Это сказочные сани, Даже в гору едут сами.(Снегоход) - Какие это слова? (Однокоренные слова) - Теперь догадались в стране каких слов мы побываем? (В стране однокоренных слов). Сформулируйте тему занятия (Однокоренные слова) - Для того чтобы мы смогли начать наш урок, я попрошу вас заполнить билеты. Откройте тетради и запишите дату: ….и тему занятия. - А как мы узнаем в стране слов семейство родственных, однокоренных слов? Для этого нужно ответить на вопрос «Какие слова называются однокоренными?» - Сформулируем цели нашего урока: - знать, какие слова называются однокоренными - уметь подбирать однокоренные слова . - Давайте попробуем сформулировать правило, что такое однокоренные слова? На доске: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА - Что значит «однокоренные»? (слова, которые имеют один корень) ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ - Хорошо я с вами согласна. А теперь послушайте сказку: Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где же ему родственников искать? - Кто же оказался чужаком среди родственников воды? (Водитель) - Почему гости не сразу приметили чужака? (Похожий корень ) - Какой вывод делаем? ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ ОДИНАКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ - А теперь ответьте на главный вопрос: Какие слова называются однокоренными? Вывод : Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными. - Не поможете ли вы ему найти родственников? Откройте тетради, слова запишем в 2 столбика. - Вы, наверное устали? Давайте отдохнем. Массаж биологически активных зон “Неболейка” (для профилактики простудных заболеваний). Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживать ладонями шею сверху – вниз) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями «в стороны – вместе») «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (Раздвигать указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами) Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони). Игра «Найди лишнее слово» а) фронтально Лес, лесной, лестница, лесник. Гора, гореть, горный, пригорок. Тепло, теплица, теплый, жаркий. б) Самостоятельно с взаимопроверкой. (по карточкам) А теперь поиграем в игру «Засели домик». Одновременно в два домика приехали «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики? На доске: лис- мор- вод- Лиса морской вода Лист моряк водичка Лисонька мороз водный Лисий морячок водитель А теперь проверим кто самый внимательный и быстрый. Я назову пары слов, если услышите родственные слова, то хлопните в ладоши, если слова не родственные то хлопать не нужно. Зима-зимушка лёд-ледник Снег- мороз ветер-быстро Снег –снеговик холод -мороз Зима-лето дед мороз - снегурочка Мороз-Морозко ёлка-ёлочка - Возьмите карточки, прочитайте задание. - Вставьте пропущенные буквы. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты? -Какие мы цели ставили в начале урока? - знать, какие слова называются однокоренными - уметь подбирать родственные слова. -Мы достигли целей нашего урока? Оцените свою работу. Рефлексия «Методика 5 пальцев» Урок наш окончен За то, что упорно, И выполнен план. Усердно трудились! Спасибо, ребята, И знания ваши Огромное вам, Нам всем пригодились! |