СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия по теме "Состав слова. Однокоренные слова"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, познакомить с понятием "однокоренные" (родственные) слова, "корень".

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме "Состав слова. Однокоренные слова"»

Конспект логопедического занятия


Тема урока: Состав слова. Однокоренные слова

Цель: знакомство с понятиями «однокоренные» (родственные) слова, «корень».

Задачи:

Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания - формирование умения находить родственные слова, выделять в них корень

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты
Предметные:

научатся: находить родственные слова, выделять общую часть – корень;

Метапредметные:
познавательные использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.



Этапы урока

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Риски

Мотивация к учебной деятельности






Подготовительные упражнения








Создание проблемной ситуации

















Постановка темы урока





Постановка целей урока.






Работа над темой занятия.


























Физкультминутка












Первичное восприятие и закрепление нового материала.

Работа по карточкам. Взаимопроверка.

















Включение в систему знаний и повторение




Рефлексия учебной деятельности






-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Проверьте, друзья, 
Готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в «В Страну Слов ». А каких слов вы узнаете позже. Чтобы попасть в эту страну нужен волшебный предмет. Какие волшебные предметы вы знаете? А нам поможет зеркало!

1.Артикуляционная гимнастика

2. Дыхательные упражнения

3.Самомассаж рук:

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.


Отгадайте загадки:

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)


Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

В  гости к нам приходит,
Хороводы водит,
Новый год встречает,
Деду помогает.
Тонкая фигурка -
Внученька – (Снегурка).

Это сказочные сани,

Даже в гору едут сами.(Снегоход)


- Какие это слова? (Однокоренные слова)

- Теперь догадались в стране каких слов мы побываем? (В стране однокоренных слов). Сформулируйте тему занятия (Однокоренные слова)

- Для того чтобы мы смогли начать наш урок, я попрошу вас заполнить билеты. Откройте тетради и запишите дату: ….и тему занятия.


- А как мы узнаем в стране слов семейство родственных, однокоренных слов? Для этого нужно ответить на вопрос «Какие слова называются однокоренными?»

- Сформулируем цели нашего урока:

- знать, какие слова называются однокоренными

- уметь подбирать однокоренные слова .

- Давайте попробуем сформулировать правило, что такое однокоренные слова?

На доске: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

- Что значит «однокоренные»? (слова, которые имеют один корень)

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА


ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ

- Хорошо я с вами согласна. А теперь послушайте сказку:

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где же ему родственников искать?


- Кто же оказался чужаком среди родственников воды? (Водитель)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (Похожий корень )

- Какой вывод делаем?

ОДНОКОРЕННЫЕ

СЛОВА


ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ ОДИНАКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

- А теперь ответьте на главный вопрос: Какие слова называются однокоренными?

Вывод : Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.


- Не поможете ли вы ему найти родственников? Откройте тетради, слова запишем в 2 столбика.

- Вы, наверное устали? Давайте отдохнем.

Массаж биологически активных зон  “Неболейка” (для профилактики простудных заболеваний).

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(поглаживать ладонями шею сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею.
(
Раздвигать указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да  нам простуда не страшна! (потирают обе  ладони).


  1. Игра «Найди лишнее слово»

а) фронтально

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, теплый, жаркий.

б) Самостоятельно с взаимопроверкой. (по карточкам)


А теперь поиграем в игру «Засели домик».

Одновременно в два домика приехали «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?

На доске: лис- мор- вод-

Лиса морской вода

Лист моряк водичка

Лисонька мороз водный

Лисий морячок водитель

А теперь проверим кто самый внимательный и быстрый. Я назову пары слов, если услышите родственные слова, то хлопните в ладоши, если слова не родственные то хлопать не нужно.

Зима-зимушка лёд-ледник

Снег- мороз ветер-быстро

Снег –снеговик холод -мороз

Зима-лето дед мороз - снегурочка

Мороз-Морозко ёлка-ёлочка

- Возьмите карточки, прочитайте задание.

- Вставьте пропущенные буквы. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

Л…ска, л…сонька, л…са!

Ты в каких живешь лесах?

Л…сий хвост замел следы.

Где л…сичка? Видел ты?

-Какие мы цели ставили в начале урока?

- знать, какие слова называются однокоренными

- уметь подбирать родственные слова.

-Мы достигли целей нашего урока? Оцените свою работу.

Рефлексия «Методика 5 пальцев»

Урок наш окончен За то, что упорно,

И выполнен план. Усердно трудились!

Спасибо, ребята, И знания ваши

Огромное вам, Нам всем пригодились!









Ответы детей.


Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом








Отгадывают загадки:

Снег

Снеговик

Снегурочка

Снегоход


















Ответы детей




Однокоренные слова
















Работа по карточкам.

После прослушивания найти однокоренные слова и подчеркнуть их.














Варианты ответов


Делают вывод.


вода водитель

водичка водит

водолаз провод

подводник заводной




Отгадывают слова, пишут в тетрадь, выделяют корень слова.













Выполняют самостоятельно, затем меняются карточками с соседом


















Дети читают задание, сами объясняют что нужно делать

Ответы детей.


Лиска, лисонька, лиса, лисий, лисичка.
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!