Разработка урока
русской литературы по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889)
для 10-11 класса (2 урока)
Фроловой Татьяны Владимировны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Черемшанский лицей»
Черемшанского района
Черемшана
Республики Татарстан
2014 год
Разработка урока по русской литературе по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889)
10-11 класс (2 урока) (слайд 1)
Цели: (слайд 2)
- познакомить с рассказом А.П.Чехова «Пари»;
- раскрыть тему и идею произведения;
- продолжить обучение анализу художественного произведения;
- развивать умения разрешения проблемной ситуации;
- развивать умение работать в группах и высказывать свою точку зрения;
- воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, текст рассказа «Пари», проектор.
Методы и приемы: беседа, создание проблемной ситуации, составление таблицы, характеристика героев, устное словесное рисование и т.п.
План
Организационный момент
Обращение к личному опыту.
Чтение 1 части рассказа.
Чтение 2 части рассказа
Беседа по тексту.
Работа по составлению таблицы «Банкир и юрист в момент спора»
Создание проблемной ситуации
Работа в группах. Создание таблицы «Годы заключения»
Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет.
Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем
Подведение итогов.
Обсуждение домашнего задания.
Ход урока:
Организационный момент
Обращение к личному опыту.
- Любите ли вы спорить? (слайд 3)
- Как, в каких условиях происходит ваш спор?
- О чем вы спорите? Какие темы поднимаете?
- Мы сегодня познакомимся с рассказом Чехова «Пари». Каково значение слова
«пари»? (слайд 4)
- Какие синонимы можете подобрать к этому слову? (слайд 5)
- Как вам кажется, в чем будет заключаться пари в рассказе?
III. Чтение 1 части рассказа. (слайд 6)
- запишите ваши первые впечатления.
- Какие вопросы вы задаете себе после чтения начала рассказа?
- Возникал ли когда-нибудь подобный спор между вами?
- Какое окончание рассказа вы ожидаете?
IV. Чтение 2 части рассказа. (слайд 7)
- Ваши ощущения после прочтения 2 половины рассказа.
- Совпадает ли окончание рассказа с вашими представлениями? Неожидан ли для вас конец рассказа?
V. Беседа по тексту. (слайд 8)
- В каких условиях происходят события произведения?
- Кто является главным героем?
- Почему Чехов называет героев по их профессии и не упоминает имени?
- Что послужило толчком к развитию создавшейся ситуации?
- С помощью каких приемов характеризует своих героев писатель? (прямая
характеристика, их реплики)
VI. Работа по составлению таблицы «Банкир и юрист в момент спора»
(слайд 9-10)
| Банкир | Юрист |
Возраст | Человек с жизненным опытом | Молодой человек, лет 25 |
Качества | Избалованный, нервный, не знавший счета своим миллионам, легкомысленный, в восторге от удачно заключенного пари Ведет азартные биржевые игры, рискованно спекулирует, горячий, бесстрашный, самонадеянный, гордый богач | Любит деньги, алчный, готов променять свободу на деньги |
Отношение к смертной казни и пожизненному заключению | Считает, что «смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения. Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно». | «И смертная казнь, и пожизненное заключение безнравственно, но если бы мне предложили выбрать между казнью и пожизненным заключением, то я, конечно, выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак» |
Что ставит на кон | Ставит 2 миллиона – пустяк «Добровольное заточение гораздо тяжелее обязательного» | Ставит свободу |
Предположение о том, чем закончится пари | Жалость к юристу, снисхождение, уверенность в том, что тот не выдержит заключение. | Увеличение срока заключения с 5 до 15 лет |
VII. Создание проблемной ситуации (слайд 11)
- Какой проблемный вопрос задает Чехов устами своих героев? (Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет?)
- Какая еще точка зрения представлена в споре? (Один из гостей: «Все безнравственно…, потому что имеет одну и ту же цель – отнятие жизни. Государство – не Бог. Оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет») . (слайд 12)
- Чью точку зрения поддерживаете вы в данный момент? Почему?
- На каких условиях было заключено пари? (составление схемы). (слайд 13)
- надзор Юрист - музыкальный
- нельзя выходить за порог флигеля инструмент
в саду банкира - книги
- можно писать письма
- не видеть, не слышать людей окно - пить вино
- получать письма и газеты записка - курить табак
внешний мир
Банкир
срок заключения: 12.00 14.11. 1870 – 12.00. 14.11.1885 . (слайд 14)
- Какую оценку, исходя из таблицы и схемы, вы могли бы дать поступку героев?
- Одобряете ли вы это пари?
VIII. Работа в группах. Создание таблицы «Годы заключения» . (слайд 15)
(класс делится на три группы и анализирует «Мысли чувства юриста», «Музыку, которую он слушал», «Книги, которые он читает». Затем составляется обобщающая таблица).
Год заключения | Мысли, чувства, ощущения. (слайд 16) | Музыка (слайд 17) | Книги (слайд 18) |
1 год | Страдал от одиночества и скуки. Отказался от вина и табака, так как вино возбуждает желания, а это враги узника и нет ничего скучнее, как пить вино и никого не видеть. Табак же портит воздух. А табак | Слышались звуки рояля. | Книги легкого содержания: романы со сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии. |
2 год | - | Музыка смолкла | Читал только классику |
5 год | Попросил вина, ел, пил, лежал на постели, зевал, сердито разговаривал сам с собой. Не раз плакал. | Слышалась музыка. | Книг не читал, но по ночам садился писать, писал долго и под утро разрывал все написанное на клочки. |
вторая половина 6 года | Узнал 6 языков в совершенстве, испытывал счастье от того, что может понимать гениев. | - | Изучал языки, философию, историю, науки, так что банкир не успевал выписывать книги (за 4 года прочел около 600 томов) |
10 год | - | - | Читал Евангелие неподвижно целый год, историю религий и богословие |
последние два года | Вел себя как в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой. | - | Читал без разбора (естественные науки, Байрон, Шекспир, химия, медицинский учебник, роман, философский или богословский трактат) |
- Проанализируйте, как меняются увлечения юриста в течение 15 лет. Какой год можно считать переломным? Почему? (слайд 19)
- Какая сторона жизни выходит для него на первый план?
IX. Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет. (слайд 20-21)
| Банкир | Юрист |
Возраст | Старый | 40 лет |
Занятия | Банкир средней руки, трепещет при всяком повышении или понижении бумаг. | На столе, на двух креслах, на ковре, возле стола, лежали раскрытые книги |
Внешность | - | Научился сидеть неподвижно, не похож на обыкновенных людей, скелет, обтянутый кожей, длинные женские кудри, косматая борода, цвет лица желтый с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, рука тонка и худа, в волосах седина, старчески изможденное лицо |
Чем занят в последнюю ночь перед окончанием срока пари? | Пари было прихотью сытого миллионера. Думает, что «должен заплатить 2 миллиона. … все погибло: я окончательно разорен». Не знал, чего у него больше – денег или долгов? Мысли о необходимости убийства юриста (1 грех), отведение подозрения от себя на сторожа (2 грех), подозревает юриста в алчности «видит во сне миллионы» (3 грех). Вновь мысль о возможности лишения человека жизни другим человеком. | Спит сидя, спокойно |
- Какие изменения произошли в героях?
X. Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем. (слайд 22)
1 письмо «Дорогой мой тюремщик!» (6 год заключения)
- Что звучит в этом письме? (ирония)
- Какие земные качества еще звучат в юристе? (Просьба о выстреле в саду, если его признают владеющим в совершенстве 6 языками. Стремление к тщеславию, признанию себя равным гениям)
2 письмо «Завтра в 12 часов я получаю свободу…» (накануне освобождения)
- Что звучит в письме сейчас?
(отказ от земных благ, страстей)
- Какие важные философские и нравственные категории проявляются? (Совесть, Бог, мудрость, которую дали «ВАШИ КНИГИ». В то же время осознание своего превосходства по уму, презрение к свободе, жизни, здоровью, земным благам. Всё мираж, призрак. Все смертны. Все путают правду – ложь, красоту-безобразие).
- Что дали годы заключения юристу? (слайд 23)
- Произошло ли что-то в сознании банкира? Изменил ли он свое отношение к юристу?
- Кто, по-вашему, выиграл пари?
- Даром ли прошли годы заключения? Только ли для юриста стали они полезны? Вредны?
- Какую оценку сделали сами герои, судя по концу рассказа?
- Дает ли однозначный ответ спору сам автор, А.П.Чехов?
- Проследите жизненный путь героев.
Банкир: уверенный хозяин жизни ----- казнь – лучшее ------- желание доказать,
что он прав ------- азарт, риск ----- банкротство ------ желание смерти юриста ---- попытка покушения ----- духовное обнищание. (слайд 24)
Юрист: молодой, желание денег ----- любая, но жизнь ---- заключение ----- чтение книг и изучение языков ----- физическое старение ----- обретение духовной мудрости ----- отказ от денег ---- презрение ко всему, ощущение бренности и конечности бытия --- ??? (открытый финал) . (слайд 25)
Работа с образами-символами. (слайд 26)
- Какие вещи в рассказе приобретают символическое звучание? (Темная комната – душа, заржавевший замок: банкир не заглядывал в комнату 15 лет. Спичка зажженная и потухшая – надежда на возрождение. В темной комнате узника горела свеча в темноте – душа жива, познанием ее занимался все 15 лет)
- Как можно определить основную идею произведения? (главный вопрос заключается не в том, кто выиграл пари или проиграл, а в вопросе о назначении человека в этом мире). (слайд 27)
- Можно ли дать однозначный ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале?
- Можно ли сказать, что аскетичный образ жизни возвышает человека?
- Почему же юрист отрицает всех и вся?
- На чьей стороне вы?
- Изменилось ли ваше мнение? Почему?
- В чем истинное назначение человека?
XI. Подведение итогов.
- Как сегодня решается вопрос о смертной казни и пожизненном заключении в нашей стране? В мире? (слайд 28)
XII. Обсуждение домашнего задания:
Письменная творческая работа «В этом пари я на стороне…»
Письменная творческая работа «Я выступаю за смертную казнь, потому что…»
Письменная творческая работа «Я выступаю за пожизненное заключение, потому что…» (с опорой на высказывания, статьи известных людей нашего времени и предшественников о вопросе смертной казни.)