СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку по рассказу А.П.Чехова "Пари"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке литературы по рассказу замечательного классика А.П.Чехова "Пари".

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку по рассказу А.П.Чехова "Пари"»















Разработка урока

русской литературы по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889)

для 10-11 класса (2 урока)





Фроловой Татьяны Владимировны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Черемшанский лицей»

Черемшанского района

Черемшана

Республики Татарстан














2014 год


Разработка урока по русской литературе по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889)

10-11 класс (2 урока) (слайд 1)

Цели: (слайд 2)

- познакомить с рассказом А.П.Чехова «Пари»;

- раскрыть тему и идею произведения;

- продолжить обучение анализу художественного произведения;

- развивать умения разрешения проблемной ситуации;

- развивать умение работать в группах и высказывать свою точку зрения;

- воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.


Оборудование: портрет А.П.Чехова, текст рассказа «Пари», проектор.


Методы и приемы: беседа, создание проблемной ситуации, составление таблицы, характеристика героев, устное словесное рисование и т.п.

План


  1. Организационный момент

  2. Обращение к личному опыту.

  3. Чтение 1 части рассказа.

  4. Чтение 2 части рассказа

  5. Беседа по тексту.

  6. Работа по составлению таблицы «Банкир и юрист в момент спора»

  7. Создание проблемной ситуации

  8. Работа в группах. Создание таблицы «Годы заключения»

  9. Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет.

  10. Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем

  11. Подведение итогов.

  12. Обсуждение домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Обращение к личному опыту.

- Любите ли вы спорить? (слайд 3)

- Как, в каких условиях происходит ваш спор?

- О чем вы спорите? Какие темы поднимаете?

- Мы сегодня познакомимся с рассказом Чехова «Пари». Каково значение слова

«пари»? (слайд 4)

- Какие синонимы можете подобрать к этому слову? (слайд 5)

- Как вам кажется, в чем будет заключаться пари в рассказе?


III. Чтение 1 части рассказа. (слайд 6)

- запишите ваши первые впечатления.

- Какие вопросы вы задаете себе после чтения начала рассказа?

- Возникал ли когда-нибудь подобный спор между вами?

- Какое окончание рассказа вы ожидаете?


IV. Чтение 2 части рассказа. (слайд 7)

- Ваши ощущения после прочтения 2 половины рассказа.

- Совпадает ли окончание рассказа с вашими представлениями? Неожидан ли для вас конец рассказа?


V. Беседа по тексту. (слайд 8)

- В каких условиях происходят события произведения?

- Кто является главным героем?

- Почему Чехов называет героев по их профессии и не упоминает имени?

- Что послужило толчком к развитию создавшейся ситуации?

- С помощью каких приемов характеризует своих героев писатель? (прямая

характеристика, их реплики)


VI. Работа по составлению таблицы «Банкир и юрист в момент спора»

(слайд 9-10)


Банкир

Юрист

Возраст

Человек с жизненным опытом


Молодой человек, лет 25

Качества

Избалованный, нервный, не знавший счета своим миллионам, легкомысленный, в восторге от удачно заключенного пари

Ведет азартные биржевые игры, рискованно спекулирует, горячий, бесстрашный, самонадеянный, гордый богач

Любит деньги, алчный, готов променять свободу на деньги








Отношение к смертной казни и пожизненному заключению

Считает, что «смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения. Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно».


«И смертная казнь, и пожизненное заключение безнравственно, но если бы мне предложили выбрать между казнью и пожизненным заключением, то я, конечно, выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак»

Что ставит на кон

Ставит 2 миллиона – пустяк

«Добровольное заточение гораздо тяжелее обязательного»

Ставит свободу

Предположение о том, чем закончится пари

Жалость к юристу, снисхождение, уверенность в том, что тот не выдержит заключение.

Увеличение срока заключения с 5 до 15 лет


VII. Создание проблемной ситуации (слайд 11)

- Какой проблемный вопрос задает Чехов устами своих героев? (Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет?)

- Какая еще точка зрения представлена в споре? (Один из гостей: «Все безнравственно…, потому что имеет одну и ту же цель – отнятие жизни. Государство – не Бог. Оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет») . (слайд 12)

- Чью точку зрения поддерживаете вы в данный момент? Почему?

- На каких условиях было заключено пари? (составление схемы). (слайд 13)

- надзор Юрист - музыкальный

- нельзя выходить за порог флигеля инструмент

в саду банкира - книги

- можно писать письма

- не видеть, не слышать людей окно - пить вино

- получать письма и газеты записка - курить табак

внешний мир

Банкир

срок заключения: 12.00 14.11. 1870 – 12.00. 14.11.1885 . (слайд 14)


- Какую оценку, исходя из таблицы и схемы, вы могли бы дать поступку героев?

- Одобряете ли вы это пари?


VIII. Работа в группах. Создание таблицы «Годы заключения» . (слайд 15)

(класс делится на три группы и анализирует «Мысли чувства юриста», «Музыку, которую он слушал», «Книги, которые он читает». Затем составляется обобщающая таблица).

Год заключения

Мысли, чувства, ощущения. (слайд 16)

Музыка (слайд 17)

Книги (слайд 18)

1 год

Страдал от одиночества и скуки. Отказался от вина и табака, так как вино возбуждает желания, а это враги узника и нет ничего скучнее, как пить вино и никого не видеть. Табак же портит воздух. А табак

Слышались звуки рояля.

Книги легкого содержания: романы со сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии.

2 год

-

Музыка смолкла

Читал только классику

5 год

Попросил вина, ел, пил, лежал на постели, зевал, сердито разговаривал сам с собой. Не раз плакал.

Слышалась музыка.

Книг не читал, но по ночам садился писать, писал долго и под утро разрывал все написанное на клочки.

вторая половина 6 года

Узнал 6 языков в совершенстве, испытывал счастье от того, что может понимать гениев.

-

Изучал языки, философию, историю, науки, так что банкир не успевал выписывать книги (за 4 года прочел около 600 томов)

10 год

-

-

Читал Евангелие неподвижно целый год, историю религий и богословие

последние два года

Вел себя как в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой.

-

Читал без разбора (естественные науки, Байрон, Шекспир, химия, медицинский учебник, роман, философский или богословский трактат)

- Проанализируйте, как меняются увлечения юриста в течение 15 лет. Какой год можно считать переломным? Почему? (слайд 19)

- Какая сторона жизни выходит для него на первый план?


IX. Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет. (слайд 20-21)



Банкир

Юрист

Возраст

Старый

40 лет

Занятия

Банкир средней руки, трепещет при всяком повышении или понижении бумаг.

На столе, на двух креслах, на ковре, возле стола, лежали раскрытые книги

Внешность

-

Научился сидеть неподвижно, не похож на обыкновенных людей, скелет, обтянутый кожей, длинные женские кудри, косматая борода, цвет лица желтый с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, рука тонка и худа, в волосах седина, старчески изможденное лицо

Чем занят в последнюю ночь перед окончанием срока пари?

Пари было прихотью сытого миллионера. Думает, что «должен заплатить 2 миллиона. … все погибло: я окончательно разорен». Не знал, чего у него больше – денег или долгов?

Мысли о необходимости убийства юриста (1 грех), отведение подозрения от себя на сторожа (2 грех), подозревает юриста в алчности «видит во сне миллионы» (3 грех). Вновь мысль о возможности лишения человека жизни другим человеком.

Спит сидя, спокойно

- Какие изменения произошли в героях?


X. Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем. (слайд 22)

1 письмо «Дорогой мой тюремщик!» (6 год заключения)

- Что звучит в этом письме? (ирония)

- Какие земные качества еще звучат в юристе? (Просьба о выстреле в саду, если его признают владеющим в совершенстве 6 языками. Стремление к тщеславию, признанию себя равным гениям)


2 письмо «Завтра в 12 часов я получаю свободу…» (накануне освобождения)

- Что звучит в письме сейчас?

(отказ от земных благ, страстей)

- Какие важные философские и нравственные категории проявляются? (Совесть, Бог, мудрость, которую дали «ВАШИ КНИГИ». В то же время осознание своего превосходства по уму, презрение к свободе, жизни, здоровью, земным благам. Всё мираж, призрак. Все смертны. Все путают правду – ложь, красоту-безобразие).


- Что дали годы заключения юристу? (слайд 23)

- Произошло ли что-то в сознании банкира? Изменил ли он свое отношение к юристу?

- Кто, по-вашему, выиграл пари?

- Даром ли прошли годы заключения? Только ли для юриста стали они полезны? Вредны?

- Какую оценку сделали сами герои, судя по концу рассказа?

- Дает ли однозначный ответ спору сам автор, А.П.Чехов?


- Проследите жизненный путь героев.

Банкир: уверенный хозяин жизни ----- казнь – лучшее ------- желание доказать,

что он прав ------- азарт, риск ----- банкротство ------ желание смерти юриста ---- попытка покушения ----- духовное обнищание. (слайд 24)

Юрист: молодой, желание денег ----- любая, но жизнь ---- заключение ----- чтение книг и изучение языков ----- физическое старение ----- обретение духовной мудрости ----- отказ от денег ---- презрение ко всему, ощущение бренности и конечности бытия --- ??? (открытый финал) . (слайд 25)

Работа с образами-символами. (слайд 26)

- Какие вещи в рассказе приобретают символическое звучание? (Темная комната – душа, заржавевший замок: банкир не заглядывал в комнату 15 лет. Спичка зажженная и потухшая – надежда на возрождение. В темной комнате узника горела свеча в темноте – душа жива, познанием ее занимался все 15 лет)


- Как можно определить основную идею произведения? (главный вопрос заключается не в том, кто выиграл пари или проиграл, а в вопросе о назначении человека в этом мире). (слайд 27)

- Можно ли дать однозначный ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале?

- Можно ли сказать, что аскетичный образ жизни возвышает человека?

- Почему же юрист отрицает всех и вся?

- На чьей стороне вы?

- Изменилось ли ваше мнение? Почему?

- В чем истинное назначение человека?

XI. Подведение итогов.

- Как сегодня решается вопрос о смертной казни и пожизненном заключении в нашей стране? В мире? (слайд 28)

XII. Обсуждение домашнего задания:

  1. Письменная творческая работа «В этом пари я на стороне…»

  2. Письменная творческая работа «Я выступаю за смертную казнь, потому что…»

  3. Письменная творческая работа «Я выступаю за пожизненное заключение, потому что…» (с опорой на высказывания, статьи известных людей нашего времени и предшественников о вопросе смертной казни.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!