Тема: Паустовский К.Г. «Кот-ворюга»
Цели: 1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; умение раскрывать портрет героя; продолжать формирование навыка работы в парах;
2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Оборудование и оснащение:
мультимедиа проектор с экраном,
рисунки с изображением котов,
тест,
портрет писателя.
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
- Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его с загадки: (слайд 1)
Красив он и строен, длинноус и мохнат.
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)
- По каким признакам вы отгадали, что это КОТ? А кто увидел отгадку в самом тексте? Как называются такие стихи? (акростих)
- Давайте дружно проведём фонематическую (звуковую) зарядку:
М, Н, Г, Х, Ф, В, Р. (слайд 2)
- Все эти 7звуков могут издавать кошки.
Кстати, гораздо больше, чем собаки!
3. Операционный этап.
3.1. Выход на тему урока.
- Ребята, услышав звуки, кто-то пришёл на наш урок? (слайд 3)
Я отчаянный кот -
Ростом с комод,
Усище с аршин,
Глазище с кувшин,
Хвост трубой -
Вот я какой!
- Ребята, вы узнали гостя? (предположения детей)
- А хотите познакомиться с ним поближе? Это будет целью нашего урока, а поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот-ворюга». (слайд 4, с темой урока и портретом писателя)
- Ребята подготовили сообщение о Константине Паустовском.
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл в Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге, в Первую мировую войну – санитаром, потом учил детей литературе, работал журналистом. Воевал в Гражданскую войну, а в Отечественную был военным корреспондентом. То есть много вёрст прошёл и проехал по Руси.
Но никогда не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе центра России. А природа – это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след. Каждый писатель, и Паустовский – в их числе.
- Ребята, а давайте посмотрим, какие ещё рассказы написал этот писатель? (слайд 5)
(Заячьи лапы, Барсучий нос, Растрёпанный воробей, Корзина с еловыми шишками, Подарок)
- У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в школьной библиотеке.
3.2.Работа над текстом. Словарная работа.
- В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно читать, сначала я, а потом вы – хором. (слайд 6)
(на слайде все слова стоят с ударением)
Отчаяние
Кукан
Тесовая (крыша)
Босяцкие (выходки)
Плотица
Подпалина
- Как вы их понимаете?
- А такое объяснение этим словам даёт толковый словарь. Прочитайте. (слайд 7,8,9,10)
Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности
Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную рыбу
Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород
Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека
Плотица – небольшая рыба плотва
Подпалина – рыжеватое пятно на шерсти животного
- Рассказ называется «Кот-ворюга». Кого называют ворюгой? Давайте подберём однокоренные слова, которыми можно назвать того, кто ворует. (вор, воришка, ворище, ворюга) (слайд 11)
- Во время прослушивания подумайте, почему автор выбрал из этих слов именно слово ворюга?
- Возьмите карандаши, следите и отмечайте несоответствия между текстом и записью.
- Итак, приготовились, слушаем.
3.3.Прослушивание записи МР3.
- Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
3.4.«Свободный микрофон»
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками»:
(слайд 12)
- «Впечатление произвел…»;
- «Запало в душу…»;
- «Был поражен…».
- Кто может объяснить, почему автор использовал в заглавии слово ворюга?
Вывод: - До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.
3.5. Физминутка «Это про меня»
«Да» - хлопать над головой
«Нет» - хлопать за спиной
- У него бесшумная походка…
- У него прекрасный нюх…
- Он лает, если к дому подходит кто-то чужой…
- Он умеет мурлыкать…
- С ней человек ходит на охоту…
- Он узнает об окружающем мире с помощью усов…
- Его называют другом человека…
- Он умывается собственной лапкой…
3.6. Вторичное чтение текста детьми.
3.7. Портрет в художественном произведении.
- Сейчас мы будем составлять литературный портрет кота-ворюги.
- Что входит в понятие портрет? (Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)
(слайд 13)
внешний вид
портрет действия, поступки характер
авторская оценка
Работа по рядам.
- Сейчас вы будете работать, используя всю 1-ю и 2-ю часть до слов «Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил». Вы должны будете найти в тексте определённую часть портрета и охарактеризовать кота по данному описанию. (выделенные слова – ключевые)
1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.
2 ряд – Находит описание действий и поступков кота.
3 ряд – Находит в тексте авторскую оценку.
- Время работы – 4 минуты.
Проверка.
1 ряд – Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.
- Что вы можете сказать о коте по его внешнему виду?
- Какие чувства он у вас вызывает?
Вывод: видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.(слайд14)
2 ряд – обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
- Если бы вы не знали, что это о коте, то кого вы могли бы представить?
- Какой приём использует автор для придания коту яркого образа?
- Понравился ли вам кот? Почему?
Вывод: если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям сказали, что это делает хулиган – мальчишка, то есть на лицо явное олицетворение. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет. (слайд15)
3 ряд – Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.
- Нравится автору кот?
- Осуждает он его?
- Почему кот так поступает?
Вывод: кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время, мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из голодного положения. (слайд 16)
4. Рефлексия.
- Сегодня мы познакомились с еще одним котом. Как его зовут? (кто-то говорит, что кот - ворюга, а кто-то – Милиционер)
- А наш гость, какое имя предпочитает носить? (Милиционер)
- В рассказе К.Паустовского кот преобразился. Какие изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)
(слайд17) - Зачитайте фразы из текста.
- Кто и как помог коту в этом? (Люди. Они накормили кота,, и в благодарность, он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)
- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?
(Да, можем.)
- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)
Нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.
(слайд 18)
Каждой птице и каждому зверю
нужна людская доброта.
- Как вы понимаете эти слова?
- А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них.)
Работа в парах..
- Подумайте, какие правила нужно соблюдать, чтобы кошкам было всегда уютно жить в вашем доме.
Проверка. (одна группа начинает, а другие добавляют)
- А вот какие правила подготовил я. Найдите те, которые вы не назвали. (дети их зачитывают)
(слайд 19)
Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках.
Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти.
Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять.
По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться.
Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки.
Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.
Тест-игра «Самый внимательный читатель» (в рабочих тетрадях по литературному чтению).
- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».
(слайд 20)
Тест-игра.
Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:
а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
(слайд 21)
Ключ:
В
Б
В
А
В
Б
А
В
А, Б, В
А
Проверка: - У кого 9-10 правильных ответов – подойдите к учительскому столу, возьмите красное сердечко и прикрепите его в центр корзины.
У кого 5-8 правильных ответов – возьмите синее сердечко и прикрепите его в центр.
У кого менее 5 правильных ответов – возьмите зелёное сердечко и прикрепите его в центр корзины.
- Кто прикрепил красные сердечки, погладьте себя по голове.
- Кто прикрепил синие сердечки, похлопайте себе.
- Кто прикрепил зелёные сердечки, не огорчайтесь, а дома более внимательно прочитайте рассказ ещё раз.
(слайд 22,23)
- Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших сердец превратился в милого кота, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский. Его книги ждут вас.
5. Домашнее задание:
(слайд24)
Пересказать текст, нарисовать портрет кота-ворюги.
Написать весёлый рассказ о своём любимце.
10