СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект К.Г.Паустовский "Кот - ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Паустовский К.Г. «Кот-ворюга» Цели: 1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; умение раскрывать портрет героя; продолжать формирование навыка работы в парах; 2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;  3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому. Оборудование и оснащение: 1)    мультимедиа проектор с экраном, 2)    рисунки с изображением котов, 3)    тест, 4)    портрет писателя.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект К.Г.Паустовский "Кот - ворюга"»











































Тема: Паустовский К.Г. «Кот-ворюга»

Цели: 1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; умение раскрывать портрет героя; продолжать формирование навыка работы в парах;

2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Оборудование и оснащение:

  1. мультимедиа проектор с экраном,

  2. рисунки с изображением котов,

  3. тест,

  4. портрет писателя.


1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

- Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его с загадки: (слайд 1)

Красив он и строен, длинноус и мохнат.

Он любит мышей, ненавидит собак.

Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)

- По каким признакам вы отгадали, что это КОТ? А кто увидел отгадку в самом тексте? Как называются такие стихи? (акростих)

- Давайте дружно проведём фонематическую (звуковую) зарядку:

М, Н, Г, Х, Ф, В, Р. (слайд 2)

- Все эти 7звуков могут издавать кошки.

Кстати, гораздо больше, чем собаки!

3. Операционный этап.

3.1. Выход на тему урока.


- Ребята, услышав звуки, кто-то пришёл на наш урок? (слайд 3)






Я отчаянный кот -

Ростом с комод,

Усище с аршин,

Глазище с кувшин,

Хвост трубой -

Вот я какой!

- Ребята, вы узнали гостя? (предположения детей)

- А хотите познакомиться с ним поближе? Это будет целью нашего урока, а поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот-ворюга». (слайд 4, с темой урока и портретом писателя)


- Ребята подготовили сообщение о Константине Паустовском.


Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл в Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге, в Первую мировую войну – санитаром, потом учил детей литературе, работал журналистом. Воевал в Гражданскую войну, а в Отечественную был военным корреспондентом. То есть много вёрст прошёл и проехал по Руси.

Но никогда не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе центра России. А природа – это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след. Каждый писатель, и Паустовский – в их числе.

- Ребята, а давайте посмотрим, какие ещё рассказы написал этот писатель? (слайд 5)

(Заячьи лапы, Барсучий нос, Растрёпанный воробей, Корзина с еловыми шишками, Подарок)

- У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в школьной библиотеке.


3.2.Работа над текстом. Словарная работа.


- В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно читать, сначала я, а потом вы – хором. (слайд 6)

(на слайде все слова стоят с ударением)

Отчаяние

Кукан

Тесовая (крыша)

Босяцкие (выходки)

Плотица

Подпалина

- Как вы их понимаете?


- А такое объяснение этим словам даёт толковый словарь. Прочитайте. (слайд 7,8,9,10)

Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности

Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную рыбу

Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород

Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека

Плотица небольшая рыба плотва

Подпалина – рыжеватое пятно на шерсти животного


- Рассказ называется «Кот-ворюга». Кого называют ворюгой? Давайте подберём однокоренные слова, которыми можно назвать того, кто ворует. (вор, воришка, ворище, ворюга) (слайд 11)


- Во время прослушивания подумайте, почему автор выбрал из этих слов именно слово ворюга?

- Возьмите карандаши, следите и отмечайте несоответствия между текстом и записью.

- Итак, приготовились, слушаем.

3.3.Прослушивание записи МР3.

- Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.


3.4.«Свободный микрофон»

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками»:

(слайд 12)

- «Впечатление произвел…»;

- «Запало в душу…»;

- «Был поражен…».

- Кто может объяснить, почему автор использовал в заглавии слово ворюга?

Вывод: - До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.


3.5. Физминутка «Это про меня»

«Да» - хлопать над головой

«Нет» - хлопать за спиной

- У него бесшумная походка…

- У него прекрасный нюх…

- Он лает, если к дому подходит кто-то чужой…

- Он умеет мурлыкать…

- С ней человек ходит на охоту…

- Он узнает об окружающем мире с помощью усов…

- Его называют другом человека…

- Он умывается собственной лапкой…


3.6. Вторичное чтение текста детьми.


3.7. Портрет в художественном произведении.

- Сейчас мы будем составлять литературный портрет кота-ворюги.

- Что входит в понятие портрет? (Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)


(слайд 13)


внешний вид


портрет действия, поступки характер

авторская оценка






Работа по рядам.

- Сейчас вы будете работать, используя всю 1-ю и 2-ю часть до слов «Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил». Вы должны будете найти в тексте определённую часть портрета и охарактеризовать кота по данному описанию. (выделенные слова – ключевые)

1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.

2 ряд – Находит описание действий и поступков кота.

3 ряд – Находит в тексте авторскую оценку.

- Время работы – 4 минуты.

Проверка.

1 ряд – Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.


- Что вы можете сказать о коте по его внешнему виду?

- Какие чувства он у вас вызывает?

Вывод: видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.(слайд14)


2 ряд обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

- Если бы вы не знали, что это о коте, то кого вы могли бы представить?

- Какой приём использует автор для придания коту яркого образа?

- Понравился ли вам кот? Почему?

Вывод: если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям сказали, что это делает хулиган – мальчишка, то есть на лицо явное олицетворение. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет. (слайд15)


3 ряд – Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.

- Нравится автору кот?

- Осуждает он его?

- Почему кот так поступает?


Вывод: кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время, мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из голодного положения. (слайд 16)


4. Рефлексия.


- Сегодня мы познакомились с еще одним котом. Как его зовут? (кто-то говорит, что кот - ворюга, а кто-то – Милиционер)

- А наш гость, какое имя предпочитает носить? (Милиционер)


- В рассказе К.Паустовского кот преобразился. Какие изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)

(слайд17) - Зачитайте фразы из текста.


- Кто и как помог коту в этом? (Люди. Они накормили кота,, и в благодарность, он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)

- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?

(Да, можем.)

- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

Нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.


(слайд 18)


Каждой птице и каждому зверю

нужна людская доброта.


- Как вы понимаете эти слова?

- А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них.)



Работа в парах..

- Подумайте, какие правила нужно соблюдать, чтобы кошкам было всегда уютно жить в вашем доме.

Проверка. (одна группа начинает, а другие добавляют)


- А вот какие правила подготовил я. Найдите те, которые вы не назвали. (дети их зачитывают)


(слайд 19)

  1. Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках.

  2. Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти.

  3. Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять.

  4. По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться.

  5. Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки.

  6. Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.


Тест-игра «Самый внимательный читатель» (в рабочих тетрадях по литературному чтению).

- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

(слайд 20)

Тест-игра.

  1. Кот был:

а) серый б) белый в) рыжий


2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели


3. Хвост у кота был:

а) пушистый б) облезлый в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели


5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб б) на тополь в) на берёзу


  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень б) как футбольный мяч


7. Будил всех:

а) стук яблок б) стон кота в) ветер


8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня б) карася в) плотицу


9. Поесть давали коту:

а) сметану б) жареную свинину в) творожники


10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня

(слайд 21)


Ключ:

  1. В

  2. Б

  3. В

  4. А

  5. В

  6. Б

  7. А

  8. В

  9. А, Б, В

  10. А

Проверка: - У кого 9-10 правильных ответов – подойдите к учительскому столу, возьмите красное сердечко и прикрепите его в центр корзины.

У кого 5-8 правильных ответов – возьмите синее сердечко и прикрепите его в центр.

У кого менее 5 правильных ответов – возьмите зелёное сердечко и прикрепите его в центр корзины.


- Кто прикрепил красные сердечки, погладьте себя по голове.

- Кто прикрепил синие сердечки, похлопайте себе.

- Кто прикрепил зелёные сердечки, не огорчайтесь, а дома более внимательно прочитайте рассказ ещё раз.

(слайд 22,23)

- Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших сердец превратился в милого кота, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский. Его книги ждут вас.

5. Домашнее задание:

(слайд24)


  1. Пересказать текст, нарисовать портрет кота-ворюги.

  2. Написать весёлый рассказ о своём любимце.


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!