СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты занятий в рамках проекта "Наш домашний логопед"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий в рамках проекта "Наш домашний логопед"»

Конспект № 1. (1 класс)

Тема: Развитие мимики и жестов.

Цель: Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: знакомство с невербальными средствами общения.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие; развивать артикуляционный аппарат; развивать моторику рук.

Воспитательные: воспитывать сотрудничество ребенка с учителем-логопедом.

Оборудование: картинки-эмоции, маленькие карточки-эмоции, карточки с артикуляционной гимнастикой, зеркало.

Ход занятия:

Организационный момент.

Учитель-логопед: Дзынь дзынь дзынь звенит звонок

Начинается урок

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

Работаю старательно

Слушаю внимательно.

Ребенок: Садится ровно за стол, готовится к занятию.

1. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед: У нас с тобой есть рот, а рот это дом для нашего языка. Твой язык еще не проснулся. Давай мы его разбудим. Для этого мы должны сделать гимнастику для нашего языка. Открываем наш дом и будим язык.

Ребенок: открывает рот.

Учитель-логопед: Покажи жителя дома, свой язык.

Ребенок: показывает язык (если необходимо, то учитель-логопед первый показывает, чтобы ребенок выполнил задание по подражанию).

Учитель-логопед: Вот твой язык и проснулся. Теперь мы будем все вместе: я, мама и ты, выполнять гимнастику. Мама показывает, а ты повторяешь.

«Наказать непослушный язычок». Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя». 5 – 10 секунд.

«Лопаточка». Рот в улыбке, положить язык на нижнюю губу, сделать его широким и удерживать в таком положении. 5 – 10 сек.

«Чистим зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, затем нижние. 5 – 10 сек.

«Качели». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать 2 – 5 сек., затем за верхние зубы. Поочередно менять положение языка 10 раз.

«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой. 10 раз.

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Круговые движения выполнять 5 - 6 раз.

«Лошадка». Открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щелкать языком. Выполнять 5 – 6 раз.

«Бублик». Округлить рот и произнести звук «О». 5 – 10 сек.

«Лягушка – хоботок». Улыбнуться и произнести звук «И», затем вытянуть губы вперед как хоботок и произнести звук «У». 5 – 10 сек.

2. Массаж лица.

Учитель-логопед: Язык наш устал после гимнастики, давай мы ему дадим отдохнуть. Погладим наше лицо ото лба до подбородка (5 раз).

Ребенок: своими руками гладит лицо ото лба до подбородка по подражанию за учителем-логопедом (если ребенок самостоятельно не может выполнить, то учитель-логопед помогает, управляя руками ребенка).

Учитель-логопед: Теперь постучим подушечками пальцев по лицу ото лба до подбородка.

Ребенок: своими руками выполняет постукивающие движения по лицу ото лба до подбородка по подражанию за учителем-логопедом (если ребенок самостоятельно не может выполнить, то учитель-логопед помогает, управляя руками ребенка).

II. Основная часть.

Игра «Обмен приветствиями»

Учитель-логопед: Давай мы вспомним, где у тебя голова (глаза, руки, рот).

Ребенок: показывает (если ребенок не может показать, то учитель-логопед напоминает, где голова (глаза, руки, рот).

Учитель-логопед: Поприветствуй меня только глазами (головой, руками, словами).

Ребенок: Моргает глазами. Затем головой, руками и если может словами «Привет, Здравствуйте».

Знакомство с эмоциями.

Учитель-логопед: Каждый человек испытывает разные чувства. И ты, и я. Мы радуемся, грустим, злимся и удивляемся. Посмотри, как я радуюсь (грущу, злюсь, удивляюсь). А теперь посмотри, сколько разных людей испытывают эмоции.

Учитель-логопед и ребенок рассматривают картинки. Учитель-логопед рассказывает, какая эмоция у человека изображена на картинке. Вместе повторяют эмоцию, изображенную на картинке.

Угадай эмоцию.

Учитель-логопед: Теперь мы с твоей мамой и с тобой поиграем в игру «Угадай мою эмоцию».

Мама показывает эмоцию, ребенок ее отгадывает, показывая картинку или говорит словами (радость, злость, удивление, грусть).

Упражнение на развитие мелкой моторики и на развитие воздушной струи «Алые цветы».

Учитель-логопед: Давай мы с тобой отдохнем и поиграем с нашими пальцами. Учитель-логопед показывает, ребенок повторяет.

(Поставили руки на локти и сложили ладони)

Наши алые цветы распускают лепестки.

(Ладони расходятся в разные стороны, пальцы раставляются)

Ветерочек дышит,

(Дышим на ладони)

Лепестки колышет.

(Наклоняем в разные стороны ладони)

Наши алые цветы закрывают лепестки.

(Сложили ладони вместе)

Головой качают,

(Наклоны вправо влево кистями рук)

Тихо засыпают.

(Изображаем движение «Ложимся спать»).

Массаж рук (мячиком Су - джок)

Учитель-логопед: Возьми в руку мяч. Я буду показывать, а ты повторяй (если ребенок самостоятельно не может выполнить упражнение, то учитель-логопед выполняет действия руками ребенка).

Ежик бегал на ладошке,

У него устали ножки.

На спинке иголки,

Ох, какие колкие!

Ежик ростом очень мал,

Нам иголки показал.

Ребенок катает шар на ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.

Игра «Зеркало».

Учитель-логопед: Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Мартышки». Мама будет показывать эмоцию, а ты за ней повторять.

Мама показывает грусть (злость, удивление, радость). Ребенок повторяет за мамой и смотрит в зеркало.

Ребенок отраженно повторяет за мамой эмоции (радость, злость, удивление, грусть).

III. Итог.

Учитель-логопед: Занятие подошло к концу. Ты сегодня молодец! Справился со всеми заданиями. Мы на занятии проходили эмоции людей. О каких эмоциях сегодня мы говорили и показывали друг другу?

Ребенок: отвечает «эмоции радость, грусть, злость и удивление.









































Конспект № 2. (3 класс)

Тема: Развитие языкового анализа и синтеза.

Цели:  формировать навык анализа и синтеза структуры предложения, навык грамматически правильного построения предложений; развивать зрительное внимание и память; развивать словесно – логическое мышление, пространственную ориентировку; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать навык самопроверки.

Оборудование: логопедические пособия по теме «Предложение»; карточки для самомассажа, «волшебный карандаш»; мяч; компьютер; тетрадь; ручка.

Ход занятия:
I. Орг. момент:
1.Эмоциональный настрой
Учитель-логопед:- Я хочу начать наше занятие с пожелания:
Говори всегда красиво!
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говори,
И, конечно, не спеши!

2.Введение в тему занятия.
Запись на мониторе компьютера: Медведь лежит на зелёной лужайке.
Учитель-логопед: - Прочитай (ребёнок читает предложение)
Учитель-логопед: - Что это?
Ребёнок:- Это предложение.
Учитель-логопед: — Что мы знаем о предложении?
Ребёнок:- Первое слово в каждом предложении пишем с большой буквы. В конце предложения при письме ставим точку.

3.Сообщение об организации учебной деятельности в ходе занятия.
Учитель-логопед: — Сегодня на занятии мы будем продолжать определять количество слов в предложении, составлять и записывать предложения.

II. Основная часть:
1.Тренировка слухового внимания и памяти:
1.1.Родитель: — Прослушай внимательно рассказ.
Подними карточку с изображением точки в конце каждого предложения.
Текст «Чижик»
У Гриши жил чижик. Он хорошо пел. Мальчик давал чижу корм. Чижик жил у Гриши всю зиму. Весной Гриша открыл клетку. Чижик улетел.

1.2. Учитель-логопед: — Определи количество предложений в рассказе (родитель читает текст ещё раз).
Ребёнок:- В этом тексте шесть предложений.

2.Работа с электронным пособием по теме «Предложение» (перед ребёнком монитор компьютера)
Учитель-логопед: — Прочитай предложения, заменяя картинки словами. Определи количество слов в каждом предложении.
Ребёнок: — Кошка сидит на высоком дереве. В данном предложении 5 слов.
— Мама купила в магазине яблоко. В данном предложении 5 слов.
— Красивая бабочка села на цветок. В данном предложении 5слов.
— Собака любит сидеть в конуре. В данном предложении 5 слов.
— У дедушки сломались новые очки. В данном предложении 5слов.
— Конь быстро скачет по полю. В данном предложении 5 слов.
— С дерева упал багряный листок. В данном предложении 5слов.
Словарная работа: слово «багряный».

3.Физ. минутка. Игра с мячом «Путаница»
Родитель:- Я бросаю тебе мяч, называю отдельные слова, а ты должен правильно составить предложение.
Родитель:- Девочка, кукла, рисовать, альбом, в. (Девочка рисует куклу в альбоме.)
Аналогичная работа с :- Окошко, на, маленькая сидеть, птичка.
— Мальчик, заводная, с, играть, машинка.
— Бабушка, внук, зелёная, вязать, шапочка.
— Кошка, мышка, гнаться, за, пушистая.

4. Дидактическая игра «Найди ошибки»
Запись на мониторе: мама шила сыну брюки. мальчик надел их. Он идёт в школу. Там ёлка. дети будут играть и петь
Учитель-логопед: — Прочитай. Найди ошибки в тексте. Исправь их.
Ребёнок:- Первое слово в первом, втором, четвёртом предложениях нужно записать с заглавной буквы. В конце последнего предложения нужно поставить точку.

5.Массаж карандашами .
Учитель-логопед: - Чтобы пальчики были ловкими и умелыми, проведём массаж с помощью волшебного карандаша (упражнения «Утюжок», «Добывание огня», «Пианино», «Прятки», «Подъёмный кран», «Вертолёт»).

6.Работа в тетради.
6.1. Учитель-логопед:- Открой тетрадь. Запиши число. Найди и выпиши спрятавшиеся слова (ребёнок выполняет задание).
— Составь и запиши предложение с любым из этих слов.
6.2.Развитие зрительного внимания и памяти.
а) Запись на мониторе: Маленькая девочка шла по улице.
Учитель-логопед:- Прочитай предложение. Запиши, как запомнил.
б) Самопроверка выполненного задания.
в) Составление схемы предложения.

III. Итог занятия:
Подведение итогов занятия:
Учитель-логопед:- О чем мы говорили сегодня на занятии?
Ребёнок:- Сегодня на занятии мы говорили о предложении.
Учитель-логопед: — Какое задание понравилось / не понравилось. Почему? Что было трудным? Что бы хотелось выполнить еще раз?












































Конспект № 3 (1 (доп). класс - ТМНР).

Тема: Ориентировка на своем теле. Руки.


Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления о человеческом теле, его частях, учить обследовать свое тело и тело другого человека, выделяя основные части, знакомить со строением рук.

  2. Формировать представления о предметах ближайшего окружения и способах действий с ними, активизировать пассивный словарь.

  3. Формировать невербальные средства общения (жестовый язык), учить обозначать жестом существительные и глаголы.

  4. Учить понимать и выполнять простую устную инструкцию педагога.

Коррекционные:

  1. Развивать произвольную деятельность, учить удерживать в руках разнообразные предметы, передавать их педагогу по просьбе.

  2. Развивать тактильно-двигательное восприятие, осязательную память.

  3. Развивать собственную активность ребенка.


Воспитательные:

  1. Развивать потребность ребенка в общении со взрослым.

  2. Формировать адекватные формы общения.


Оборудование: календарь дня, парные таблички с различными поверхностями (наждачная, бархатная бумага, дерево, ткань и др.), натуральные предметы (ложка, чашка, мыло, полотенце), тазик с водой, личные варежки ребенка, варежки разного вида и размера, перчатки; варенье, сок.


Ход занятия


  1. Организационный момент.

    • Работа с календарем дня (расписанием занятий в виде предметов-символов).

Учитель-логопед подводит ребенка к календарю дня, предлагает осмотреть предмет-символ: «Смотри, что это? Это мешочек. Что ты будешь делать? Я буду учиться». Ученик берет предмет, ощупывает его, выполняет все действия и воспроизводит жесты в совместно-разделенной с педагогом деятельности и частично самостоятельно. Мешочек – символ урока за партой.

    • Сообщение темы занятия. «Денис будет учиться с Натальей Анатольевной. Где Денис? Где Наталья Анатольевна? Где мама? Молодец. Будем играть с ручками».


  1. Повторение.

    • Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, формирование перекрестных движений. Повторение темы «Части тела».

- Занятие начинается с пассивной зарядки. Ребенок находится в горизонтальном положении, лежит на паласе.

Упр. 1. Левой рукой ребенка учитель проводит по правой руке от плечевого сустава вниз. Учитель-логопед комментирует: «Это правая рука Дениса. Будем смотреть».

Упр. 2. Левая рука ребенка на плечевом суставе правой руки. Правая рука поднимается и опускается, совершает вращательные движения в одну и в другую сторону. Учитель-логопед комментирует: «Это правое плечо Дениса. Рука поднимается, опускается и вращается – в одну сторону и в другую».

Упр. 3. Левая рука ребенка на локте правой руки. «Это локоть Дениса. Он сгибается, разгибается и вращается – в одну сторону и в другую».

Упр. 4. Левая рука ребенка на запястье правой руки. «Это запястье Дениса. Оно сгибается, разгибается и вращается – в одну сторону и в другую».

Упр. 5. «Есть пальцы на правой руке Дениса. Будем играть с пальчиками».

Этот пальчик большой.

Он самый веселый, он самый смешной.

Этот пальчик указательный,

Он серьезный и внимательный.

Этот пальчик средний,

Ни первый и ни последний.

Этот пальчик безымянный,

Он не просит каши манной.

Самый маленький – маленький мизинчик,

Любит бегать в магазинчик.

Под стишок пальцы левой руки удерживают пальцы правой и совершают вращательные движения.

Далее учитель-логопед проводит аналогичные упражнения с перекрестом, теперь правая рука ребенка удерживает левую руку (повторяется весь комплекс упражнений 1-5).

- Хлопки в ладоши обеими руками, ребенок выполняет самостоятельно. «Денис хлопает хорошо. Денис хлопает сам. Молодец».

- Переходим за стол, массаж и самомассаж рук (с кремом) (мама выполняет вместе с ребёнком).

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик я –

Вот и вся моя семья!


- Упражнение с маленьким мягким мячиком. «Будем играть с мячиком».

Это ручка правая,

Это ручка левая,

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут наши руки сильные, умелые.

(перекладывание из руки в руку мячика, нажимание на него под стихотворный ритм)

  1. Изучение нового материала.

    • Упражнение с тактильными табличками.

Учитель-логопед предлагает для ощупывания парные таблички с различной текстурой (по 2 пары, всего 4 пары), ребенок находит одинаковые на ощупь. Словарь, инструкции: «Возьми. Денис держит хорошо. Рука держит крепко. Денис осматривает хорошо. Положи одинаково. Одинаковые таблички. Разные таблички. Молодец».

    • Игра с варежками и другими предметами.

Ребенку предлагается для осмотра его личная вещь – варежка. «Это варежка. Надень. Сними» (поочередно на обе руки). «Что делал Денис? Денис надевал варежки. Хорошо. Все».

Затем предлагаются другие предметы.

«Это ложка. Возьми. Денис держит ложку рукой. Ешь ложкой (на ложке немного варенья). Дай ложку Наталье Анатольевне. Спасибо». «Денис держал ложку хорошо. Денис ел хорошо. Все».

«Это чашка. Возьми. Денис держит чашку рукой. Пей из чашки (в чашке немного соку). Дай чашку Наталье Анатольевне. Спасибо». «Денис держал чашку хорошо. Денис пил хорошо. Все». (Жестовое обозначение всех слов).

«Это мыло. Возьми. Денис держит мыло рукой. Мой руки. Дай мыло Наталье Анатольевне. Спасибо». «Денис мыл руки хорошо. Все».

«Это полотенце. Возьми. Денис держит полотенце рукой. Вытирай руки. Дай полотенце Наталье Анатольевне. Спасибо». «Денис вытирал руки хорошо. Все».

    • Игра «Надень-сними».

Родитель и ребенок в игровой форме надевают друг другу и снимают варежки из разных материалов.


    • Игра «Перчатка».


Пальчики, пальчики,

Сколько у вас карманчиков?

Один карманчик,

Два карманчика,

Три карманчика,

Четыре карманчика,

Пять карманчиков.

(родитель вместе с ребенком пересчитывают «пальчики» на перчатке)

Каждый пальчик спрячься в свой карманчик!

(надеваем перчатку, повторяем несколько раз с различными видами перчаток)

    • Динамическая пауза.

Учитель-логопед поет, поднимая руки ребенка вверх и опуская их вниз, ходит с ребенком по кругу, в конце говорит все тише и тише, присаживается на корточки. Некоторые движения ребенок по памяти выполняет сам. Выполняется 2-3 раза.

Как на горке снег-снег-снег!

И под горкой снег-снег-снег!

И на елке снег-снег-снег!

И под елкой снег-снег-снег!

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь!

  1. Закрепление материала.

    • Игра «Покажи-назови».

Ребенок показывает по просьбе учителя-логопеда части тела, части руки и предметы, используемые во время занятия, обозначает жестами. Ответы (жестами) на вопросы: «Что это? Что ты делал?»

  1. Итог занятия.

    • Оценка знаний и поведения ребенка. Жестовый рассказ «Что Денис сегодня делал?»

Воспроизводится в совместной с учителем-логопедом деятельности за исключением тех слов, жестовое обозначение которых доступно ребенку самостоятельно.

    • Работа с календарем дня.

Учитель-логопед подводит ребенка к календарю дня, предлагает осмотреть предмет-символ: «Смотри, что это? Это мешочек. Возьми. Что ты делал? Положи мешочек в коробку». Ученик берет предмет, ощупывает его, кладет предмет-символ в «коробку памяти» (это означает, что деятельность окончена).












Конспект № 4. (1 класс)


Автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИ:

Уточнить правильное произнесение звука [л] в слогах, сло­вах, предложениях.

Упражнять в определении наличия и места звука [л] в словах.

Упражнять в правильном употреблении форм творительного падежа имен существительных.

Закрепить умение образовывать формы родительного паде­жа множественного числа имен существительных.

Продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам-картинкам.

Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушки слон и белка; игрушка-дразнилка «Грибок»; на­борное полотно «Лесенка»; предметные картинки; набор кар­тинок «Один и много»; комплекты картинок для составления предложений (по три картинки в комплекте).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель-логопед. Слон решил отправиться в гости к Белочке. Пришел в лес, а где искать Белочку — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок. Решил у него спросить. А тот устроил Слону испытание, чтобы выяс­нить, что Слон умеет делать.

Ребенок совместно с мамой выполняет артикуляционную гимнастику для звука [л]: упражнения «Улыбка», «Ворота», «Иголочка», «Качели», «Чис­тим верхние зубы», «Сердитый язычок», «Бочки».

2. Понравилось Грибку, как Слон выполнил его задания, и решил отправить со Слоном своего помощника. Это звук, ко­торый слышится в словах Лампа, паЛка, стоЛ. Что это за звук? Ребенок отвечает.

3. Идет Слон за звуком [л] по лесу, шишки, веточки пинает: пла-пло-плу; клу-клы-кла; тла-тлы-тлэ; слэ-слу-сло.

Ребенок проговаривает слоговые цепочки, поочередно щелкая паль­цами.

4. По дороге Слон встретил гномов. Они собирают поезд, чтобы пустить его по лесной железной дороге. Слон решил им помочь. Сначала нужно выбрать только те вагоны, на кото­рых нарисованы картинки со звуком [л] в названии.

Ребенок по картинкам выбирает нужные вагоны. А теперь нужно так расположить вагоны, чтобы в начале по­езда оказались вагоны со звуком [л] в начале слова, затем в середине, а уже затем в конце.

5. Помог Слон гномам, и они отвезли его к Белочке. Но Белоч­ка живет на высоком дереве, к дуплу ведет лесенка (рис. 13).

















(Выставляет лесенку с картин­ками на каждой ступеньке: лож­ка, молоток, полотенце, лопата, палка, салфетка.)

Нужно назвать каждую картинку и подобрать к ним подходящие слова. Что эти­ми предметами делают?

Мама записывает названные ре­бенком слова.

6. А Белочка в это время наво­дит порядок, раскладывает пара­ми картинки: к картинке с изоб­ражением одного предмета под­бирает картинку с изображением нескольких таких же предметов.

Ребенок составляет пары, четко про­говаривая слова: лодка — много лодок, клумба — много клумб, булка — мно­го булок и т.д.

7. Услышала Белочка, что к ней гость пришел, и стала спус­каться к Слону по лесенке. А чтобы она не оступилась, Слон подсказывает ей каждую ступеньку. (Убирает с лесенки кар­тинки.)

Ребенок вспоминает их по тем словам, которые он подбирал. Мама называет слово, а ребенок вспоминает картинку, например: едят, чем? забивают чем? и т.д.

8. Сели Слон с Белочкой под деревом и стали играть с картинками: выкладывать из них дорожки, составляя краси­вые предложения.

Ребенок по трем картинкам составляет предложения.

Слава, елка, белка. Клава, кукла, платье. Данил, фломастер, клоун. Руслан, журнал, полка.

9. Итог занятия.

Учитель-логопед. Оставим Слона и Белочку, пусть они играют. А наше занятие подошло к концу. Ты сегодня наблюдал, как Слон шел в гости, и часто помогал ему. А какой звук был помощником у Слона?

Ребенок. Л-л-л.































Конспект № 5. (2 класс)

Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.

ЦЕЛИ:

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Закрепить умение определять наличие и место звука [р] в словах.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Продолжать учить образовывать существительные, обозна­чающие названия профессий.

Продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам.

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ: Разрезная картинка «Автобус»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или картинки: собачка, клоун, слон, нерпа; пред­метные картинки: рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, те­левизор (для определения места звука в слове); три «тумбы» (можно использовать разноцветные кубики); набор «шаров» — разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мозаика.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель-логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок. Сначала вычистим коврик (упражне­ние «Качели»). Постираем и прополоскаем платочки (упраж­нение «Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). А теперь — бегом в цирк (упражне­ние «Барабанщик»).

2. Впереди остановка. Собери картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки автобус.) Так на чем мы поедем? (На автобусе.) Поехали! Р-р-р! (Ребенок громко произносит звук [р].)

3. Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступа­ют дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.

пра — 2 дры — 3 рар — 2 рар — 3

пру — 3 бро — 2 pop — 3 рэр — 2

Родитель произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее циф­ре количество раз.

4. Учитель-логопед. На арене выступает клоун: он пытается большие пред­меты превратить в маленькие. Помоги ему.

Большое ведро, а маленькое ... ведерко. Большая коробка, а маленькая ... коробочка.

Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, картина, карандаш, рубашка.

5. Во время представления громко играет цирковой оркестр.

Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. Назови та­кие инструменты, в названии которых есть звук [р]: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.

Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет не­обходимые.

Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них игра­ет? Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик.) На трубе? На гармошке? На чем играет пиа­нист? А что понадобится гитаристу?

Ребенок отвечает.

6. А представление в это время продолжается. На арену вы­ходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середи­не — на вторую, а если в конце слова — на третью тумбу.

Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и поме­щает слона на нужную тумбу.

7. Следующее выступление можешь объявить сам: «Следу­ющим номером выступает нерпа!» С чем выступает нерпа? Ответь полным предложением.

Ребенок. Нерпа выступает с разноцветными шарами.

Родитель. На шарах у нерпы картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и составить с ними предложения (картин­ки: морковь, гитара, ромашка, ерш).

Ребенок выбирает из набора «шаров» пару и составляет по опорным словам предложение.

8. Учитель-логопед. Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ра-ра-ра — радуется детвора.

Ры-ры-ры — шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру — в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра — до свидания, детвора.

Ра-ра-ра — артистам отдыхать пора.

Ребенок проговаривает чистоговорки за учителем-логопедом.

9. Итог занятия.

Учитель-логопед. Пора возвращаться домой. Скажи, выступле­ния каких артистов тебе понравились? Отвечай предложени­ем. А какой звук ты брал с собой в цирк? Выложи букву Р фишками мозаики.

Ребенок выполняет.

































Конспект № 6 (1 класс - ТМНР).

Тема: Домашние животные.

Цель: активизация и расширение словаря по теме «Домашние животные»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширить и углубить представления детей о домашних животных.

Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательные:
- прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы, картинки с изображением домашних животных и их детенышей, картинка с силуэтами домашних животных.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

Здравствуйте!

- Собрались все мы в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. Основной материал:

Учитель-логопед:

- О ком мы сегодня будем говорить на занятии, ты узнаешь, отгадав загадки.

1) Отгадывание загадок:

Учитель-логопед:

1. Рыльце лепешкой,

С копытцами ножки,

Толстое брюшко,

Хвост, как стружка. (Свинья.)

Родитель:

2. Он рогат и бородат,

Строго смотрит на ребят.

Если кто-то озорничает –

Забодает, забодает, забодает! (Козел.)

Учитель-логопед:

3. Ходит печка

Вся в колечках. (Овца)

Родитель:

4. Кто меняет

Молоко на сено? (Корова.)

Учитель-логопед:

5. Скор, как стрела,

Силен, как вол.

В поле – бурлак,

В бою – орел. (Конь.)

Родитель:

6. К “своим” ласкается,

На “чужих” ругается.

В своем же теремочке

Сидит на замочке. (Собака.)

Учитель-логопед:

7. Глазки изумрудные,

Шубушка пуховая,

Песенки любезные,

Коготки железные. (Кошка.)

- Какие это животные? Где они живут? Как человек заботится о них? Какая от них польза?

2) Задание «Продолжи предложение»:

Родитель:

- Я буду читать предложение, а ты должен будешь его продолжить.

Собака лает, грызет кости, сторожит …
Лошадь ржет, пасется …
Кошка мурлыкает, ловит мышей, умывается …
Корова мычит, ест траву …

Учитель-логопед:

3) Задание «Что общего и чем отличаются?»

- Посмотри внимательно на картинку и скажи, что общего и чем отличаются кошка и собака? Коза и корова?

Учитель-логопед:

4) Физминутка «Теленок»:

- Отгадай загадку:

Этот маленький ребенок
Спит без простынь и пеленок,
У него четыре ножки, 
Он гуляет без пальто.
Он сказать не может: «Мама,
Есть хочу!» А потому
Целый день мычит упрямо:
«Му-у-у!»
Это вовсе не ребенок –
Это маленький … (теленок).

- Немножко отдохнем – выполним упражнение «Теленок» :
Му-му – я рогатый. (2 раза подпрыгнуть, показать пальцами рожки)
Му-му – я хвостатый. (2 раза подпрыгнуть, показать одной рукой хвост)
Му-му – я ушастый. (2 раза подпрыгнуть, показать уши)
Му-му – очень страшный. (2 раза подпрыгнуть, испугать)
Му-му – испугаю. (2 раза подпрыгнуть, испугать)
Му-му – забодаю. (2 раза подпрыгнуть, бодаться)

Родитель:

5) Беседа «Домашние животные и их детеныши»:

- Скажи, теленок – это чей ребенок?
- Посмотри на картинку, скажите, кто здесь нарисован? Назови детенышей домашних животных (родитель показывает картинки с изображением домашних животных и их детенышей).

Учитель-логопед:

6) Игра на развитие зрительного внимания «Кто спрятался на картинке?»

- Посмотри внимательно на картинку и скажи, кто спрятался на картинке? Какие это животные?

7) Пальчиковая гимнастика:

Упражнение «Кошка» (пальцы сжаты в кулак, гладим руку от кулачка до локтя).

-Киса, кисонька, кисуля!
Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой!
И погладила рукой.

8) Рисование любимых домашних животных.

- Сейчас ты должен раскрасить свое любимое домашнее животное.

3. Итог занятия.

Учитель-логопед:

- О каких животных мы говорили сегодня на занятии?
- Как человек заботится о них?































Конспект № 7. (4 класс).

Тема: Дифференциация [З–С] в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Цели:

  1. Продолжать учить дифференцировать звуки [З–С], закрепить умение определять наличие и место звуков [З–С] в словах и предложениях;

  2. Продолжать работу над развитием фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук [З–С], способствовать развитию фонематических представлений, активизации словаря, развитию слогового анализа и синтеза;

  3. Воспитывать познавательный интерес.


Оборудование: презентация, раздаточные карточки с заданиями.


Ход занятия:


    1. Организационный момент.

Игра «У кого хороший слух»

Цель: развитие фонематического слуха, умение слышать звук в слове

- Учитель-логопед показывает картинку и называет её. (ЗИМА, ЗАМОК, СНЕГОВИК, ЗАЯЦ, СНЕГ).

    1. Закрепление знаний о характеристике звуков [З–С].

Учитель-логопед: - Какие звуки чаще всего слышим? - Что ты знаешь об этих звуках?

  • Продолжи: Звук [З] - согласный, звонкий, твердый, мягкий.

  • Продолжи: Звук [С] - согласный, глухой, твердый, мягкий.

- Чем похожи звуки [З - С], чем отличаются?

Ребёнок: Звуки [З - С] схожи по артикуляции, отличаются участием голоса, звук [з] – звонкий, звук [с] – глухой.

III. Сообщение темы и целей занятия.

Учитель-логопед: - Продолжаем работу по закреплению звуков [З – С] в речи, при письме в словах, словосочетаниях, предложениях.

IV. Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка».

  2. Упражнение «Заборчик».

  3. Упражнение «Лопатка».

  4. Упражнение «Ветерок».

  5. Упражнение «Почистим нижние зубки».

  6. Упражнение «Желобок».

  7. Определить звук (шум дождя, звук комара).

V. Основная часть:

Учитель-логопед: - Повтори за мной с интонацией.

1. Шутки - чистоговорки на дифференциацию [З – С]:

за-за-за – вот летит стрекоза, за-за-ЗА – вот летит стрекоза

са-са-са – вот летит оса, са-са-СА – вот летит оса

су-су-су – мы видели лису, су-су-СУ – мы видели лису

зу-зу-зу – мы пасем козу, су-зу-ЗУ – мы пасем козу

2. Игра: «Слово называй - мяч передавай».

Учитель-логопед: - Определи место звука в слове. (Набор картинок со звуками [З – С]).

3. Игра «Закончи слово» .

Родитель: - Определи пропущенный слог, измени слово «один – много».

ли – са, ко – за, воло – сы, коле – со, ва – за, стреко – за, моро – зы ).

4. Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» .

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель-логопед: - Раздели слово на слоги, определи место слога в слове.

Ли-са, ко-са, ча-сы, ко-ле-со, ве-сы, за-бор, во-ло-сы, зол, нос, зво-нок, зи-ма, га-зе-та, за-но-за.

5. Вставь пропущенные буквы [З – С] в слова.

Цель: Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа на уровне словосочетания

Учитель-логопед: - Соедини подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика. Составь из слов словосочетания и запиши их

___ливовый матрац

Поло__атый __ок

__пелые __амок

__елёная арбу__ы

Желе__ный капу__та

  1. Преобразовать слова.

Учитель-логопед: -Замени букву З буквой С и наоборот. Запиши новые слова.

Захар - _______

Сима - _______

Роса - ________

Лиса - ________

Сайка - _______

Коза - ________

7. Учитель-логопед: - Вместо точек вставь пропущенные буквы З или С.

Зима.

На_тупила _има. Были _ильные моро_ы. _ина в_яла _анки и пошла на горку. Она катала_ь на _анках с горки. За ней бегала _обака Тре_ор. Не боит_я _ина моро_а.

8. Закрепление звука «З - С» в ответах на вопросы:

Родитель:

  1. Чем солят суп?

  2. Чем мы видим?

  3. Чем косят траву?

  4. Кто охраняет дом?

  5. Когда выпадает снег?

  6. Когда тает снег?

  7. На чем мы сидим?

  8. Чем откусываем пищу?

  9. Где стоит стакан?

  10. Комок из снега…..(снежок)

  11. Девочка из снега…(снегурочка)

  12. Человек из снега…(снеговик)

9. Игра «Кто последний?».

Цель: развитие умения распространять предложение.

Морозы.

Затрещали морозы.

Затрещали сильные морозы.

Затрещали сильные зимние морозы.

Затрещали сильные зимние морозы.

За окном затрещали сильные зимние морозы.

Наконец-то за окном затрещали сильные зимние морозы.

VII. Итог занятия:

Учитель-логопед: - Над какой темой работали?

- Какие задания вызвали затруднения?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!