Тема: Пейзажный дудлинг. Рисование «Зимушка – зима» (2 ч.)
Цель урока: 1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира и характерным особенностям зимы.
2. Создание зимнего пейзажа.
Задачи урока: (воспитательные, образовательные, развивающие).
Воспитательные:
формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Образовательные:
активизировать интерес к искусству и природе;
формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;
расширить представления учащихся о зиме;
учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.
Развивающие:
развивать память, внимание, кругозор учащихся;
развивать пространственное мышление;
развивать творческое и художественное мышление, фантазию;
развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища
Оборудование:
Для учителя:
медиапроектор;
магнитофон;
плакаты-иллюстрации;
цветовые карточки для игры;
мольберт для фронтального показа учителя.
Для детей:
альбомный лист А4; лист черного цвета
карандаш, линер, белая гелевая ручка
1.Организационный момент:
2. Активизация и постановка познавательной задачи.
Все готовы. Хорошо, молодцы. А говорить мы сегодня будем о русской природе, а, точнее… Слушаем загадку:
На дворе белым-бело,
Будто пухом намело,
Встали ребятишки на коньки и лыжи.
И веселый хоровод
Запускает Новый год.
Вот она пришла, кума --
Раскрасавица ….
Ответ детей: Зима.
Учитель: Да! Говорить будем о природе, а, точнее – о зиме.
3.Основной этап урока:
Ребята! Улыбнёмся друг другу. «Навострим» ушки.
Сегодня вы – зрители, как бы входите в картину.
И тогда, глаза художников становятся вашими глазами, их радости, их впечатления - вашими впечатлениями. В течение урока мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великого композитора П.И. Чайковского «Времена года» и стихи поэтов.
Учитель: Где можно увидеть снег, который не будет таять, лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы, осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья, вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?
Ответ детей: На картинах художников!
А С. Михалков написал для вас «Белые стихи», послушайте их:
Снег кружится,
Снег ложится.
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!
Рады серые синички,
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке тают белые снежинки!
(автор А.С.Михалков «Белые стихи»)
Учитель: а какого цвета снег?
Ответ детей…
Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть- еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.
Перед вами картины: А.А.Пластова «Первый снег» и И.Э.Грабаря «Мартовское солнце».
Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?
Ответ детей…
Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.
Вторая зимняя картина: И.Э. Грабаря «Мартовский снег».
Учитель: Почему, как вы думаете, художник назвал картину «Мартовский снег», а не «Шла девочка за водой», как в русской народной песне?
Ответ детей.
Правильно! Главный – он, снег. Снег уходящей зимы.
Он ещё по-зимнему пышен, но недолго ему осталось лежать на земле, уже светит весеннее яркое, теплое солнце.
Чем ближе к весне, тем ярче солнце и ярче тени. Вот синие, а вот голубые тени – их отбросили на снег деревья.
Учитель: Что изображено на этой картине?
Ответ детей.
Художник Б.М. Кустодиев приглашает нас на парадное гуляние, на масленичной неделе. В честь весеннего праздника пекли блины, как солнце, золотистые и круглые.
Учитель: Какое настроение несёт картина?
Ответ детей...
Учитель: Какие краски применял художник?
Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!
А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П.И.Чайковского. Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму!
В. К. Бялыцкий-Бируля «Зима» И.И.Левитан «Март»
А.К.Саврасов «Зима» М.М.Гермашев «Лиловый снег»
Физкультминутка
Кружатся снежинки
Вихрем серебристым
Сядем, сжав пружинки,
Распрямимся быстро!
Пухом серебристым
Кружит снег в раздолье!
Кружат фигуристы на ледовом поле
Практическая часть урока.
Уровень 1: выполнение рисунка «Зима» с заполнением изображения дудл-узорами;
Уровень 2: выполнение рисунка с заполнением изображения дудл-узорами «Зимняя ночь» на черном фоне.
Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисуем такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести
(автор Маргарита Алигер)
Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.
5. Выставка детских работ
Детские работы вывешивается на доске. Радуемся удачным работам. Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).
6.Рефлексия
Какие художники пейзажисты вам запомнились?
Какого цвета снег?
Какие ассоциации вызывает русская зимушка- зима?
Какая из картин затронула больше всего, разбудила в вас особенные чувства?
Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?
Понравился ли вам урок и почему?