СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности по математике и конструированию «Представление о цилиндре. Изготовление модели цилиндра».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: создание условий для расширения знаний об объемных геометрических фигурах, формирования представлений о фигуре цилиндр, её признаков на уровне ощущений и представлений. Занятие построено с применением современной педагогической технологии "Французская мастерская"

Просмотр содержимого документа
«занятие МиК»

Конспект занятия внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Класс: 4

Тема: « Представление о цилиндре. Изготовление модели цилиндра».
Методы: словесные, частично-поисковые, проблемные, игровые, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Форма: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Цель : создание условий для расширения знаний об объемных геометрических фигурах, формирования представлений о фигуре цилиндр, её признаков на уровне ощущений и представлений.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия,
выбор наиболее эффективных способов решения задачи для получения результата;
извлекать необходимую информацию и делать вывод с помощью наблюдения, сравнения, анализа, моделирования;
использовать различные способы для получения информации и работы с ней, умение ориентироваться в рисунках, таблицах;
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос, высказывать свое мнение, слышать и слушать, грамотно владеть речью.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать и сохранять задачу занятия;
отслеживать уровень овладения учебным материалом контролировать;
работать по алгоритму действий, предложенному учителем.
Личностные УУД:
анализировать и обобщать;
развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к науке геометрия;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать ее и аргументировать;
определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения, при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Коммуникативные УУД:
содействовать развитию умения сотрудничать с товарищем при работе в паре и группе;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
осознавать ценность совместной деятельности; уважительного отношения друг к другу.







Ход занятия

1 этап  ИНДУКЦИЯ  

- Всем добрый день! Ребята на своих местах, гости тоже. Сегодня я предлагаю начать наше занятие с просмотра отрывка из мультфильма. (1 часть мультфильма)

- Скажите, какое настроение у вас после просмотра мультфильма. Почему? Но в любом случае нужно радоваться каждому времени года. Я желаю вам хорошего настроения, чтобы вы были дружными и помогали товарищу, если ему потребуется помощь.

2 этап ДЕКОНСТРУКЦИЯ

- Сегодня я услышала спор, каких- то неизвестных существ, возможно, это гуманоиды, которые прилетели к нам с другой планеты. Хочу, чтобы и вы его послушали и посмотрели на них. Может быть, вместе нам удастся разрешить конфликт. ( Просмотр отрывка мультфильма)

- Так почему они спорили? Может вы замечание им сделаете, возможно, они не знают геометрических фигур? Что же за фигура такая, сверху смотрим круг, а спереди прямоугольник? Теперь досмотрим, что было дальше.

- Определите тему нашего занятия? Что бы вы хотели узнать о цилиндре, может быть чему – то научиться?

- А сейчас я покажу вам эту фигуру (достаю цилиндр, дети, конечно же, дают название) Цилиндр в переводе с греческого «валик», «каток»

- Как вы думаете, какая фигура называется цилиндром? Давайте внимательно рассмотрим. (Состоит из двух оснований - кругов и одной боковой поверхности – прямоугольника)

Вывод: Цилиндр - это объемная геометрическая фигура, состоящая из двух оснований в виде двух кругов и одной боковой поверхности в виде прямоугольника.

3 этап РЕКОНСТРУКЦИЯ 

конверт №1. Достаньте карточки, возьмите каждый по одной.

Карточка №1 Индивидуальная работа


- Вам нужно нарисовать по два предмета из окружающей среды, которые по форме напоминают цилиндр? ( Показ предметов, которые нарисовали, озвучивание).

-Посмотрите, какие еще существуют предметы в форме цилиндра. (Показ слайдов, либо реальных предметов)

- Я предлагаю досмотреть фрагмент мультфильма и узнать, что произошло с героями.

( смотрим 2 часть). Что же за шляпу нашли утёнок и бегемот? Почему её так назвали?

- А вы знаете, почему её так назвали «цилиндром»?

Сообщение учителя.

Цилиндр (шляпа) – высокий головной убор с узкими полями. Самая, пожалуй, популярная мужская шляпа в Европе XVIII - XIX века! Назван головной убор так по сходству с известной геометрической фигурой. (Слайды)

Первый цилиндр был изготовлен торговцем шляпами Джоном Гетерингтоном в конце XVII века. Однако популярность эти шляпы обрели только XVIII в. Бытует легенда о первом упоминании об этом «чудовищном изобретении» в январе 1797 года: «Джон Гетерингтон гулял по тротуару набережной, имея на голове громадную трубу, сделанную из шелка и отличавшуюся странным блеском. Действие её на прохожих было ужасно! » Пишут, что его оштрафовали, но спустя всего несколько лет цилиндр уже оказался на пике моды. Мужчины надевали цилиндры на торжества и на деловые встречи; а затем стали носить повседневно с мужским костюмом. (Слайд)


- Посмотрите на следующую фигуру. (Показываю наклонный цилиндр) Будет ли эта фигура цилиндром? Да, только он уже будет иметь название – наклонный цилиндр. Как вы думаете, есть ли предметы, которые имеют форму наклонного цилиндра?

( затрудняются ответить). А я вам скажу больше, оказывается, есть даже здание, имеющее такую форму! (слайд) Может кто- то знает что это за архитектурное сооружение?

Сообщение учителя о Пизанской башне.

Это одна из наиболее посещаемых достопримечательностей в Италии.  На самом деле это не башня, а колокольня. Проект колокольни создал архитектор Пизано, который и приступил к строительству в 1172 году. Ее строительство с перерывами продолжалось почти 2 века. Вы спросите, почему так долго?   После возведения первого этажа и двух ярусов из колонн для следующих этажей, конструкция стала заваливаться на одну сторону. Как оказалось, почва под основанием с юго-восточной стороны была глинистой, отчего размывалась под воздействием подземных вод. Работы по возведению башни прекратили, а мастер бросил проект незавершенным. Но со временем работы продолжались, стали делать подпорки, укреплять фундамент. И вот уже на протяжении 800 восьмиста столетий наклон башни из 8 этажей составил 5 метров от вертикальной оси. Высота Пизанской башни – 56,7 метров. На самом верхнем этаже находится звонница с 7 колоколами, каждый издаёт особый звук.

Конверт №2. Карточки для работы в паре.

- Выделите все цилиндры. Самопроверка по эталону (Слайд).

Этап СОЦИАЛИЗАЦИЯ

- Что нужно, для того чтобы построить модель любой объёмной фигуры? (Начертить развёртку или чертёж)

Каждой группе нужно выполнить задание на карточке №3.

- Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните главные правила работы в группах (работать дружно, тихо, помогать каждому члену группы, мнение каждого важно)

- Проверка. Каждая группа по очереди называют номер фигуры и номер развёртки

( В ходе работы выясняют, что для цилиндра не хватает развёртки)

- Может быть, вам самим попробовать начертить развёртку цилиндра, не используя конкретных размеров? Для выполнения этого задания вам даётся 3 минуты, работаете в группах. Затем выбираете одного представителя, который выходит и защищает свою работу.( после выступления групп показываю на слайде варианты своих развёрток)

- Ребята, я тоже приготовила несколько развёрток, не знаю, из каких можно сделать цилиндр? (выясняем, что из той, что под буквой В)

Слайд.

- Как вы думаете, наше ведро, будет являться цилиндром?

- Пришло время приступить к работе над моделью цилиндра. А как вы думаете, можно ли без циркуля, без линейки построить цилиндр?

( выслушать варианты ребят)

- Оказывается можно. Сейчас я вам покажу. Берём лист картона, расположим его горизонтально, смазываем одну сторону клея, берём сторону напротив и прикладываем сверху на ту, которую промазывали клеем. Получилась труба. Боковая часть готова. Осталось сделать основания. Для этого берём лист цветной бумаги, ставим на неё трубу, обводим карандашом по кругу. Получилась окружность, но мы её не вырезаем, а по линии окружности хорошо промазываем клеем и приклеиваем трубу. Необходимо подождать, пока клей застынет. А пока можно поработать с другим основанием. Теперь осталось обрезать, немного оставляя по краю круга припуски 0,5 см. Потом их промазать клеем и приклеить к боковой поверхности.

- Я предлагаю вам встать и отправиться в полёт, в космос. На чём можно улететь в космос? Приготовились, под музыку выполняем движения, повторяя за мной. ( Я – РАКЕТА!)

- Подумайте, почему именно про ракету и космос мы заговорили? (скоро День космонавтики) Ребята, в этом году юбилейная дата . 12 апреля 1961 года исполняется 60 лет с тех пор, как впервые наш советский космонавт Ю.А.Гагарин облетел на ракете «Восток 1» планету Земля и доказал, что Земля имеет форму шара. А до Гагарина, кто летал в космос? (собаки, мыши, кошки, обезьяны). Давайте из цилиндров сделаем животных и отправим их в космическое пространство на ракете. Работать будете по группам. Каждая группа делает определённых животных и одной группе придётся делать космонавтов. Поможет нам жеребьёвка. Капитаны – ко мне!( вытягивают карточки с изображениями) Вы можете использовать карандаши, фломастеры, цветную бумагу. Но, у каждой команды животных должен быть определённый отличительный знак. И, конечно же, придумать название своей группе.

(Выполнение работ 5 мин)

- Итак, все готовы к полёту, все на космодром (приклеивают поделки на ватман, посередине которого стоит ракета) Все на старт, внимание…. И все вместе «ПУСК»!


Карточка №2

Отметьте цилиндры



Карточка №3

Найдите развёртку к каждой фигуре.

Соедините линиями фигуру и развёртку



Просмотр содержимого презентации
«урок 17 апреля»

Математика и конструирование  17 апреля

Математика и

конструирование

17 апреля

ЦИЛИНДР

ЦИЛИНДР

Примеры цилиндров  в жизни

Примеры цилиндров в жизни

Отметьте цилиндры

Отметьте цилиндры

Информационные источники Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint Фон http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/129/136129669_lliella_YBrickRd_paper6.jpg  Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/  На момент создания ресурса ссылки являются активными

Информационные источники

Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint

Фон http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/129/136129669_lliella_YBrickRd_paper6.jpg

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

На момент создания ресурса ссылки являются активными


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!