СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.

Задачи:

Формирующие

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;

- формировать умения и навыки наблюдать за птицами:

- продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.

Образовательные

- уточнить представление о причинах отлёта птиц;

- закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,

- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Югры (сороки, снегири, синицы, клесты) .

Развивающие

- любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;

- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление) ;

- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями

Воспитательные

Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам

Материал: картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.

Предварительная работа

Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила»

Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.

Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Назови птенчиков».

Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты) .

Ход занятия

Вводная часть (5 минут)

Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, хочу пригласить вас к себе в гости, в зимний лес. Ребята вы принимаете моё приглашение? (Да)

- На улице очень холодно, нам надо потеплее одеться. (имитируем :одеваем теплую шубку, шапку, надеваем варежки и валенки)

- Вы готовы? (Да)

(звучит музыка хруст снега под ногами, идём до интерактивной доски)

-Вот мы и пришли в мой зимний лес!

(читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»)

-Укутала в снега я

Все кочки и пенёчки.

Скамейки и стога.

Велела дубу,

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу

Тепло укрыла всех.

-Какой свежий воздух у меня в лесу, давайте вместе подышим.

(вдох носом, выдох ртом)

- Посмотрите ребята, сколько много деревьев в лесу!

-А вы знаете какие деревья растут в лесу?

(кедр, осина, берёза, дуб, сосна, ель) .

-Молодцы, ребята! Все деревья назвали.

- Ребята, посмотрите это моя корзина, давайте посмотрим что там, возьмите каждый по одной, вы можете их потрогать, понюхать, пощупать. Берите, берите не стесняйтесь. (жёлудь, шишка, кора берёзы, сосны, рябины, орехи кедра).

-Посмотрите внимательно и скажите от какого дерева? (ответы детей)

-Вот какие молодцы, всё вы знаете!

создать положительный эмоциональный настрой

Основная часть (20 минут)

-В моём лесу много снега, везде сугробы. Будьте осторожны, перешагивайте сугробы. (дети перешагивают через «сугробы»)

- Ребята, давайте послушаем звуки моего леса. (шум леса, голоса птиц)

- Что вы услышали (голоса птиц)

- Правильно ребята, это голоса птиц. Их у меня в лесу очень много. Я хочу вам загадать загадки о птицах, а вы отгадайте. Будьте внимательными.

(сидя на ковре) .

1. Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать ее (синичка- показать картинку)

-Правильно, это-синица, она любит сырое несолёное сало и мясо.

2. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (дятел –показать картинку)

- У дятла ребята клюв прочный и острый,, он питается личинками, которые находит под корой дерева, его ещё называют “лесным санитаром».

3. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(снегирь- показать картинку)

-Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Они нарядные птицы, питаются ягодами рябины.

4. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Кле-кле-кле- поёт со свистом? (Клест)

-Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях

- А ещё каких птиц вы знаете ребята (ответы детей)

-Некоторые птицы не стали спорить со мной и улетели в тёплые края. Ребята, а как называются эти птицы?

(перелётные птицы, назвать и показать картинку)

-А другие, самые смелые птицы, остались на зиму в наших краях. Как называются эти птицы? (зимующие птицы, посмотреть ещё раз этих птиц и закрепить названия)

- Молодцы, запомнили всех птиц. Пойдёмте дальше.

-Ребята, вот здесь собрались все мои птицы. Они запутались, не могут найти свои домики. Расселите их пожалуйста по своим домикам. Перелётных птиц заселяем в розовый домик, а зимующих в синий домик. Будьте внимательны.

(берут картинку и магнит, закрепляют в нужный домик)

-Молодцы, я очень довольна вами. Всех птиц расселили

- Ребята, а как вы думаете, птицы похожи друг на друга или отличаются? (у всех птиц есть клюв, крылья, перья) .

- А чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев, цветом) .

-Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.) Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.) Если у вороны черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

-Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой, потому что к зиме у них вырастает подпушек под перышками.

- Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?

(голод)

-Почему вы так думаете?

(земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло)

-За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена Если им не помочь они могут погибнуть.

 -Ребята, как вы думаете чем вы можете помочь зимующим птицам?

(делать кормушки и подкармливать птиц)

- Чем можно подкармливать птиц (крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса)

- Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.

-Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? (нет)

-Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?

(в кормушки) .

-Какие бывают кормушки? (ответы детей)

Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть. (физкультминутка)

Вот на ветках, посмотри  (руки подняли вверх)

В красных майках снегири  (руки на пояс, наклоны головы)

Распушили пёрышки  (частые потряхивания руками опущенными вниз)

Головой вертят, улететь хотят

Среди белых голубей  (идут по кругу, руки за спину)

Скачет шустрый воробей  (прыжки)

За метелью, за метелью!  (разбегаются, взмахивают руками)

Улетели, улетели!

- Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю. Поэтому я приготовила им необычное угощение.

-Вот оно (показывает)

-Ребята, как вы думаете из чего я приготовила это угощение?

(семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т. д. лёд)

- Правильно, как можно приготовить лёд (заморозить воду)

- А как заморозить? (в холодильнике, на улице и т. д.)

- Ребята давайте я вас научу? (да)

-Сначала мы укладываем в ёмкость немного семечек, ягод и веток, обязательно кладём ленточку, это обязательный элемент, так как с помощью ленты мы будем подвешивать наше угощение. Потом засыпаем ленточку семечками и крупами, пока не заполним ёмкость и только потом заливаем аккуратно водой. Наше угощение готово, осталось его заморозить, для этого вы плотно закроете ёмкости крышкой заберёте домой и заморозите, а завтра вместе с родителями вывесите угощение за окно и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к вам, приходя в детский сад будете делиться впечатлениями друг другу.

Заключительная часть (5 минут)

 Итог занятия. -Ребята, вам понравилось в моём лесу?

-Что вам больше всего понравилось?

- Каких птиц вы запомнили?

-Ребята, почему птиц называют зимующие?

-Почему перелётные?

-Почему дятла называют «лесным санитаром».

-Что самое страшное для птиц зимой?

-Как человек может помочь птицам зимой?

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»»

Конспект занятия в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.

Задачи:

Формирующие

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;

- формировать умения и навыки наблюдать за птицами:

- продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.

Образовательные

- уточнить представление о причинах отлёта птиц;

- закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,

- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Югры (сороки, снегири, синицы, клесты) .

Развивающие

- любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;

- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление) ;

- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями

Воспитательные

Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам

Материал: картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.

Предварительная работа

Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила»

Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.

Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Назови птенчиков».

Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты) .

Ход занятия

Вводная часть (5 минут)

Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, хочу пригласить вас к себе в гости, в зимний лес. Ребята вы принимаете моё приглашение? (Да)

- На улице очень холодно, нам надо потеплее одеться. (имитируем :одеваем теплую шубку, шапку, надеваем варежки и валенки)

- Вы готовы? (Да)

(звучит музыка хруст снега под ногами, идём до интерактивной доски)

-Вот мы и пришли в мой зимний лес!

(читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»)

-Укутала в снега я

Все кочки и пенёчки.

Скамейки и стога.

Велела дубу,

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу

Тепло укрыла всех.

-Какой свежий воздух у меня в лесу, давайте вместе подышим.

(вдох носом, выдох ртом)

- Посмотрите ребята, сколько много деревьев в лесу!

-А вы знаете какие деревья растут в лесу?

(кедр, осина, берёза, дуб, сосна, ель) .

-Молодцы, ребята! Все деревья назвали.

- Ребята, посмотрите это моя корзина, давайте посмотрим что там, возьмите каждый по одной, вы можете их потрогать, понюхать, пощупать. Берите, берите не стесняйтесь. (жёлудь, шишка, кора берёзы, сосны, рябины, орехи кедра).

-Посмотрите внимательно и скажите от какого дерева? (ответы детей)

-Вот какие молодцы, всё вы знаете!

создать положительный эмоциональный настрой

Основная часть (20 минут)

-В моём лесу много снега, везде сугробы. Будьте осторожны, перешагивайте сугробы. (дети перешагивают через «сугробы»)

- Ребята, давайте послушаем звуки моего леса. (шум леса, голоса птиц)

- Что вы услышали (голоса птиц)

- Правильно ребята, это голоса птиц. Их у меня в лесу очень много. Я хочу вам загадать загадки о птицах, а вы отгадайте. Будьте внимательными.

(сидя на ковре) .

1. Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать ее (синичка- показать картинку)

-Правильно, это-синица, она любит сырое несолёное сало и мясо.

2. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (дятел –показать картинку)

- У дятла ребята клюв прочный и острый,, он питается личинками, которые находит под корой дерева, его ещё называют “лесным санитаром».

3. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(снегирь- показать картинку)

-Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Они нарядные птицы, питаются ягодами рябины.

4. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Кле-кле-кле- поёт со свистом? (Клест)

-Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях

- А ещё каких птиц вы знаете ребята (ответы детей)

-Некоторые птицы не стали спорить со мной и улетели в тёплые края. Ребята, а как называются эти птицы?

(перелётные птицы, назвать и показать картинку)

-А другие, самые смелые птицы, остались на зиму в наших краях. Как называются эти птицы? (зимующие птицы, посмотреть ещё раз этих птиц и закрепить названия)

- Молодцы, запомнили всех птиц. Пойдёмте дальше.

-Ребята, вот здесь собрались все мои птицы. Они запутались, не могут найти свои домики. Расселите их пожалуйста по своим домикам. Перелётных птиц заселяем в розовый домик, а зимующих в синий домик. Будьте внимательны.

(берут картинку и магнит, закрепляют в нужный домик)

-Молодцы, я очень довольна вами. Всех птиц расселили

- Ребята, а как вы думаете, птицы похожи друг на друга или отличаются? (у всех птиц есть клюв, крылья, перья) .

- А чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев, цветом) .

-Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.) Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.) Если у вороны черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

-Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой, потому что к зиме у них вырастает подпушек под перышками.

- Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?

(голод)

-Почему вы так думаете?

(земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло)

-За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена Если им не помочь они могут погибнуть.

-Ребята, как вы думаете чем вы можете помочь зимующим птицам?

(делать кормушки и подкармливать птиц)

- Чем можно подкармливать птиц (крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса)

- Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.

-Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? (нет)

-Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?

(в кормушки) .

-Какие бывают кормушки? (ответы детей)

Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть. (физкультминутка)

Вот на ветках, посмотри (руки подняли вверх)

В красных майках снегири (руки на пояс, наклоны головы)

Распушили пёрышки (частые потряхивания руками опущенными вниз)

Головой вертят, улететь хотят

Среди белых голубей (идут по кругу, руки за спину)

Скачет шустрый воробей (прыжки)

За метелью, за метелью! (разбегаются, взмахивают руками)

Улетели, улетели!

- Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю. Поэтому я приготовила им необычное угощение.

-Вот оно (показывает)

-Ребята, как вы думаете из чего я приготовила это угощение?

(семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т. д. лёд)

- Правильно, как можно приготовить лёд (заморозить воду)

- А как заморозить? (в холодильнике, на улице и т. д.)

- Ребята давайте я вас научу? (да)

-Сначала мы укладываем в ёмкость немного семечек, ягод и веток, обязательно кладём ленточку, это обязательный элемент, так как с помощью ленты мы будем подвешивать наше угощение. Потом засыпаем ленточку семечками и крупами, пока не заполним ёмкость и только потом заливаем аккуратно водой. Наше угощение готово, осталось его заморозить, для этого вы плотно закроете ёмкости крышкой заберёте домой и заморозите, а завтра вместе с родителями вывесите угощение за окно и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к вам, приходя в детский сад будете делиться впечатлениями друг другу.

Заключительная часть (5 минут)

Итог занятия. -Ребята, вам понравилось в моём лесу?

-Что вам больше всего понравилось?

- Каких птиц вы запомнили?

-Ребята, почему птиц называют зимующие?

-Почему перелётные?

-Почему дятла называют «лесным санитаром».

-Что самое страшное для птиц зимой?

-Как человек может помочь птицам зимой?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!