Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | | |
1. Орг. момент | Проверьте, как работают ваши аппараты? [Как вы слышите?] [Какое сейчас занятие?] | Настрой на деятельность. | Слайд 1. | |
2. Знакомство с темой занятия | Каждый день миллионы людей спешат на работу. А вы задумывались о том, любят ли они свою работу? Ходят ли на работу с удовольствием или не хотят идти? Если бы им пришлось снова выбрать профессию, выбрали ли бы они эту профессию или хотели бы получить другую? Выбор профессии – очень важное решение в жизни. Поэтому тема нашего занятия [«В мире профессий»] Как вы думаете, о чем мы будем говорить? | О профессиях. | | |
3. Речевая зарядка | Что такое профессия? Послушайте. [Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует специальных знаний и подготовки, является источником доходов (денег).] Говорите вместе со мной, Скажи, Оля… | Повторяют, учитывая нормы орфоэпии (ударения, паузы, произношение). | | |
4. Основная часть Беседа | [Что нужно знать, чтобы выбрать профессию?] 1. Человек успешен в той профессии, которая ему нравится. Поэтому, выбирая профессию, нужно знать свои интересы и склонности (Что я хочу?) Вы отвечали на вопросы теста, по результатам которого узнали, что вам интересно. Почти всем интересны профессии, связанные с творчеством: группа профессий «человек – художественный образ». Какие профессии относятся к этой группе? Только 1 человек выбрал группу профессий «человек - человек». Какие профессии относятся к этой группе? Сегодня мы узнаем больше о том, какие профессии относятся к этим группам. Итак, при выборе профессии нужно знать свои интересы и склонности. | журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример, декоратор-оформитель, актер и др. учитель, воспитатель, тренер, продавец, официант и др. | | |
| [Что еще нужно знать, чтобы выбрать профессию?] 2. Интереса к делу мало. Нужно, чтобы это дело получалось. Для этого нужны определенные способности и возможности (Что я могу?) Возможности человека ограничены состоянием здоровья. Например, если человек плохо видит, то он не сможет водить машину или шить. Как вы думаете, какие профессии могут быть недоступны вам? Людям с нарушением слуха нельзя заниматься работой, связанной с движущимися механизмами. Итак, для выбора профессии нужны способности и возможности. | Отвечают на вопросы | | |
| [Что еще нужно, чтобы выбрать профессию?] 3. Для выбора профессии часто нужна помощь других людей. Кто помогает вам в выборе профессии? Обычно близкие люди помогают в выборе профессии. Многие родители думают, что они лучше знают, чем должен заниматься их ребенок. Но не всегда чужой выбор бывает удачен. С другой стороны, родители будут помогать вам учиться, оплачивать образование, кормить, одевать. Поэтому мнение родителей тоже нужно уважать. | Родители, бабушка, дедушка, … | | |
| 4. Как вы думаете, нужно ли слушать мнение одноклассников, друзей при выборе профессии? Часто выпускники получают профессию «за компанию». Например, выпускники прошлого года почти все получают профессию автомеханик, а выпускники позапрошлого года учатся на сварщика. Как вы думаете, всем ли мальчикам нравится эта работа? Может быть другая профессия была бы интереснее? Ведь заниматься нелюбимым делом неинтересно. | Мнение воспитанников. | | |
| 5. Многие психологи советуют прислушаться к мнению педагогов, которые с вами работают много лет. Ведь у нас большой опыт, мы наблюдали за вами много лет и хорошо вас знаем. | | | |
| 6. Важно помнить, что выбор профессии – это только ваш выбор! Чтобы правильно сделать этот выбор, нужно подумать о том, зачем вам нужна профессия? Вы отвечали на вопросы анкеты. Результаты: Только 2 человека выбрали профессию: это Оля и Настя. 2 человека думают, но еще не выбрали. 1 человек даже и думал о выборе профессии: «Еще рано» В профессии вас больше всего привлекает зарплата (4 чел.) 2 человека хотят получить интересную специальность, 1 человек – творческую профессию, 1 человек – модную профессию. После школы планируют учиться Оля, Влад, Эллина и Настя. Не знает, что делать только Даниил. | | | |
| По вашему мнению самый интересный предмет – история (3ч.), биология (2ч.), алгебра, информатика, география, физика (по 1 ч.). Самый трудный – геометрия (4ч.), физика, история, обществознание (по 1ч.). Самый полезный – русский язык (4 ч.), математика (2 ч.), литература, биология, информатика (по 1ч.). | | | |
| Итак, какие три условия нужно выполнить при выборе профессии? Хочу – мои желания. Могу – мои способности и возможности. Надо – востребованность профессии. Что такое востребованность профессии? Есть профессии, которые нужны везде. Какие? Есть редкие профессии, работу по которым найти очень трудно. Какие? Как вы думаете, какие профессии самые редкие и необычные? В Антарктике есть самая редкая профессия на Земле – переворачиватель пингвинов. На сайте deafnet.ru есть востребованные специальности для глухих и слабослышащих, т.е. по этим специальностям легче всего найти работу. Как вы думаете, какие это профессии? Повар, кондитер (Код 19.01.17) Лабораторная диагностика (31.02.03) Портной (29.01.07) Мастер столярного и мебельного производства (29.01.29) Токарь-универсал (15.01.26) Мастер по обработке цифровой информации (09.01.03) Дизайн (54.02.01, по отраслям) Автомеханик (23.01.03) Программирование в компьютерных системах (09.02.03) Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (23.02.03) Экономика и бухгалтерский учет (38.02.01, по отраслям) Физическая культура (49.02.01) Технология продукции общественного питания (19.02.10) Стоматология ортопедическая (31.02.05) Операционная деятельность в логистике (38.02.03) Мастер отделочных строительных работ (08.01.08) Оператор электронного набора и верстки (29.01.24) Парикмахер (43.01.02) Коммерция (38.02.04, по отраслям) Наладчик аппаратного и программного обеспечения (09.01.01) Социальная работа (39.02.01) Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (29.02.04) | Что я хочу? Что я могу? Что надо? Нужна ли эта профессия там, где я живу. Продавец, учитель, … Танцор, актер, музыкант, космонавт, … Сварщик, повар, …. | | |
Дид. игра (физминутка) | Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Я знаю профессию» Правила игры: разделиться на 2 команды. По очереди члены команд называют профессию. Кто не назвал – выходит из игры. | Играют стоя, капитаны записывают на доске количество названных профессий. | | |
Закрепление знаний о профессиях. | Сколько профессий вы назвали? Всего …. А всего сколько профессий существует в мире? Более 50 тысяч профессий! Все эти профессии можно разделить на 5 групп: человек – человек, человек – знаковая система, человек – техника, человек – природа, человек – художественный образ. Давайте разделим профессии на эти группы. Проверим, правильно ли вы выполнили задание. | Считают записи на доске. Раскладывают таблички с профессиями по группам. | | |
| Выберите профессии, которые вам нравятся (каждый выбирает из той группы, к которой он относится). Расскажите, какая профессия вам интересна. | Мне нравится профессия …. | | |
| Первый раз историк и гос. деятель Василий Никитич Татищев разделил профессии на группы в 18 веке. Это были: нужные науки – образование, здравоохранение, экономика, право; полезные науки – сельское хозяйство, физика, биология, математика; увеселяющие науки – литература, искусство; тщетные (бесполезные, не приводящие к результату) науки - алхимия, астрология; вредные науки - колдовство. Какие профессии можно отнести к этим группам сейчас? (по 1-2 профессии) | учитель, врач, банкир биолог, экономист артист, художник астролог, гадалка | | |
| Мир профессий постоянно меняется. некоторые профессии исчезают и появляются новые. Посмотрите на фотографии 19 века, назовите профессии людей. | | | |
| Какие профессии по мнению ученых будут нужны (востребованы) в ближайшем будущем? Количество людей на планете растет с каждым днем. Сейчас на Земле живут 7 миллиардов людей, через 20 лет будет 9 миллиардов. Поэтому главными вопросами, которые будут решать люди станут: питание, жилье, экология, здоровье, образование, сфера услуг. Какие профессии будут востребованы? | Будут востребованы профессии повар, строитель, архитектор, эколог, врач, учитель, … | | |
Просмотр видеоролика | | | | |
Подведение итогов. | О чем мы сегодня говорили? Давайте подведем итоги. Профессий в мире очень много. Чтобы выбрать профессию по душе, нужно знать разные профессии. Чтобы правильно выбрать профессию, нужно выполнить три условия: 1. Хочу – мои желания. 2. Могу – мои способности и возможности. 3. Надо – востребованность профессии на рынке труда. Как сказал К.Д.Ушинский: «Если вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» Желаю вам сделать правильный выбор и быть счастливыми! | О профессиях. О правилах выбора профессии. Воспитанники помогают заполнить таблицу: | | |