СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Успешно общаться. Как?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия-тренинга строится на упражнениях и отработке навыков успешного общения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Успешно общаться. Как?"»



Занятие-тренинг «Успешно общаться. Как?»

Составитель: Власова Марина Леонидовна, социальный педагог, руководитель ШСП «Подсолнух» МАОУ «СОШ № 127» г. Перми

Категория: учащиеся 5 класса

Цель занятия-тренинга: развивать у детей навыки эффективного общения.

Задачи занятия-тренинга:

- способствовать пониманию определения «успешное общение»;

- дать понятие о барьерах в общении и способах их преодоления;

- развивать умение работать в команде, умение эффективно взаимодействовать с окружающими;

- формирование качеств терпимости и дружелюбия в общении с окружающими.

Подготовительная работа:

1.Оформить доску: повесить плакат с планетой Земля.

3.Разделить класс на группы.

4.Подготовить карточки с заданиями, лепестки с качествами характера.

Ход занятия.

1. Знакомство с участниками тренинга. Вступительное слово волонтеров. (5 минут).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, что нам мешает в общении и как это преодолеть. Мы научимся общаться так, чтобы собеседникам с нами было легко и приятно. Поиграем в интересные игры. А в конце у нас расцветет цветочная общения. Готовы?

(- Да)

- А теперь, чтобы нам поближе познакомиться, мы предлагаем встать в круг и каждому участнику назвать себя и прилагательное на первую букву вашего имени. Например, я - Алина, активная. (Ответы детей по кругу).

2. Разминка. Организация работы детей в командах волонтерами (5 минут). 

- Ребята, мы с вами познакомились, а теперь нужно разделиться на две команды, выбрать капитанов и придумать названия команд. (Идет представление команд).

3. Основная часть (барьеры эффективной коммуникации).

- Сейчас мы расскажем вам о трудностях в общении и поучимся с ними справляться. А потом вы будете в своих командах тренироваться в эффективном общении. Ребята, где вы чаще всего общаетесь?

(- На тренировке, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете).

-Общение занимает львиную долю нашего времени. И все бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и у любого человека. Наверное, у каждого из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый барьер.

Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуаций. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, что нам мешает в общении.

Смысл. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Мы очень по-разному понимаем многие вещи. Старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.

Логика. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию. Послушайте, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели, прочитайте учебник по логике, запишитесь на курсы ораторского мастерства или просто попросите друзей дать вам совет.

Произношение. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. При дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до приятеля, что вам сложно понимать его из-за недостатков его речи. Попросите его по возможности говорить четко и правильно.

Личность. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению. В случае, если вы сами столкнулись с таким человеком, попросите его быть помедленнее или побыстрее.

Этические нормы. Возникает в ситуации несовместимости нравственных понятий собеседников. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

 Внешность. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности.

Отрицательные эмоции. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется не в вас лично, а разговор лучше отложить на другое время.

Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливым – иногда это само по себе пресекает грубость

Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации крайне необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше.

- Как преодолеть трудности в общении?

(- Уважать друг друга, уметь слушать, не перебивая, не оскорблять.)

- Трудности в общении – штука непростая, но их вполне можно преодолеть. “Как?” – спросите вы. И мы расскажем вам о некоторых способах и приемах преодоления барьеров в общении.

Следите за своей внешностью. Это вовсе не означает, что вы должны всегда выглядеть как кинозвезда на ковровой дорожке. Ваша внешность должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые вам действительно идут.

Манера общения должна соответствовать ситуации и людям. Согласитесь, будет неудачным ходом, если на вечеринке вы будете общаться с друзьями сдержанно и строго, а на школьных уроках – весело и без дистанции. Учитывайте особенности собеседника: его возраст, пол, воспитание, характер и взгляды.

Старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. Как вы уже, наверное, поняли, все мы отличаемся друг от друга. Одни и те же вещи имеют для нас совершенно разные значения, и так же по-разному мы их понимаем. 

Тренируйте способность сопереживать другим людям и чувствовать то, что с ними происходит. Это является залогом успехов в общении.

Следите за своими словами. Ваши сообщения должны быть логически связаны, содержать интересную собеседнику информацию. Ваша речь должна быть понятна собеседнику.

Будьте открыты и честно говорите о своих мыслях, чувствах. Если вас о чем-то просят, а вы уже уверены в своем отказе – лучше озвучить его сразу же. Так ни вы, ни собеседник не потеряете время и ресурсы. 

Уважайте вашего собеседника. Даже если он вас неимоверно раздражает, попробуйте проявить фантазию и найти то, что вызовет у вас уважение к нему. Это может быть какая-нибудь мелочь, например, его манера выделять интонацией отдельные слова. В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо?

- К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было обойтись без барьеров в общении. Главное - научиться с ними справляться. И теперь вы в командах потренируетесь преодолевать трудности в общении.

4. Снятие эмоционального напряжения (Игра «Колечко красоты») - 5 минут.

- Ребята, для этой игры нужен один участник от команды. Он получает волшебное колечко. Стоит его направить на любого человека, так в нем сразу видны все его прекрасные черты характера или внешности. Задача игрока – назвать в каждом участнике своей команды эти черты. Играем?

Дети берут колечки, направляют их на участников своих команд и называют, все хорошее, что есть в их товарищах.

5. Основная часть (тренинг навыков эффективной коммуникации)

Упражнение «Рисунок в тишине»- 5 минут.

- Ребята, сейчас каждая команда получит три разных графических изображений мандалы. Вы должны совместно обсудить и выбрать, какую из трех мандал будете раскрашивать и какие цвета использовать. Важно решить вместе, кто будет показывать изображение в конце вашей работы и расскажет, почему именно эту мандалу вы выбрали и таким образом раскрасили. Вперед!

В конце задания выбирается один участник команды, который будет рассказывать, что означает их выбор мандалы и что символизируют цвета на ней.

Игра «Пойми меня»- 5 минут.

Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника, каждый из них выполняет определённую роль: слепой, глухой, немой. Задача – договориться между собой о назначенной встрече. Раздаются карточки с заданиями.

1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».

2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».

Участники выполняют задание, остальные оценивают успешность его выполнения.

Игра «Человек с планеты Земля» - 3 минуты. Каждая команда составляет цветок из лепестков с качествами, полезными для эффективного общения. 2-3 лепестка пустые, и командам предлагается самим написать недостающие качества. А также может случиться, что качество, написанное на лепестке, не подходит для задания, в таком случае команда не использует его для цветочной поляны.

Обоснование выбора команды, обсуждение цветов каждой из команд.

6. Рефлексия. Подведение итогов - 5 минут.

- Ребята, вы отлично прошли испытания и потренировались в успешном и эффективном общении. А чему еще вы научились?

(- Уважительно относиться к собеседнику, видеть в каждом человеке что-то хорошее, быть толерантным по отношению к разным людям и уметь преодолевать барьеры в общении).

- Давайте в знак успешного завершения нашей работы создадим еще один цветок толерантности. Пусть каждый подойдет к плакату с планетой Земля и обведет свою ладошку. Как вы думаете, что будет символизировать этот «цветок»?

(- Мы - жители планеты Земля. Мы такие разные, но мы - вместе. Мы должны быть толерантными по отношению ко всем людям. А разный цвет ладошек означает множество рас и наций на Земле).

Благодарность всем участникам за работу и награждение команд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!