Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Детская академия»» Советского района г. Казани
Конспект занятия на тему:
«Тайны космоса»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Год обучения: первый
Разработала: педагог
дополнительного образования
Печерей Евгения Павловна
Казань, 2022 год
Пояснительная записка
В рамках изучения программы «Информатика в начальной школе» обучающиеся осваивают графический редактор «Paint». Занятие на тему «Тайны космоса» - это один из этапов в изучении раздела «Работа с распылителем в графическом редакторе». Его проведение имеет свою актуальность в преддверии Дня Космонавтики. Занятие позволяет узнать новые сведения о космосе через просмотр детского видеофильма, отработать умения обучающихся в графическом редакторе «Paint», а также распечатать свою творческую работу.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 7-9 лет первого года обучения в системе дополнительного образования.
С целью развития познавательной активности в процессе занятия можно провести тематическую интеллектуальную разминку: разгадать кроссворд, анаграммы, ребусы, собрать пазл и т.д. Также показать детям видеофильм, продолжительностью до 10-15 минут о космосе и солнечной системе.
После создания компьютерного рисунка на тему: «Тайны космоса» в графическом редакторе «Paint», обучающимся можно распечатать свою творческую работу на цветном принтере. Также можно организовать электронную выставку с использованием онлайн сервиса linoit.com.
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми первого года обучения.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: практическая работа.
Состав учебной группы: до 10 обучающихся
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: формирование умений и навыков работы с распылителем в графическом редакторе «Paint» с акцентированием внимания на базовые представления о космосе.
Задачи:
- обучающие:
актуализировать знания обучающихся по теме «Космос»;
научить пользоваться инструментом «Распылитель» графического редактора «Paint»;
- развивающие:
развивать творческие способности;
развивать логическое и пространственное мышление;
развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
воспитывать ответственность за результат труда;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия;
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
формирование интереса к общей теме занятия;
развитие мотивации в изучении компьютерной графики;
развитие умений в слушание и анализе при просмотре видеофильма о космосе и овладении графическим редактором растровой графики.
- метапредметные:
умение работать по заданному алгоритму;
развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
изучение новых и повторение ранее изученных действий при работе на компьютере;
умение использовать новые знания при выполнении заданий в графическом редакторе «Paint».
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (показ видеофильм);
- практический (выполнение заданий).
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутка);
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- документальной фильм о космосе;
- пазл, ссылка на онлайн ресурс;
- видео физкультминутки;
- Распечатанный алгоритм практической работы.
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося);
- цветной принтер;
- проектор, интерактивная доска.
План занятия:
Организационная часть (7 мин).
Актуализация имеющихся знаний у обучающихся о космосе (8 мин).
Просмотр и обсуждение документального видеофильма о космосе (15 мин).
Выполнение практического задания (15 мин).
Перемена (15 минут)
Физкультминутка (2 мин).
Продолжение выполнения практического задания (35 мин).
Подведение итогов (8 мин).
Общая продолжительность занятия: 1 час 30 минут (с перерывом между занятиями 15 минут).
Ход учебного занятия
Организационная часть
Здравствуйте, ребята!
- Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами будем сегодня говорить нужно собрать пазл. Предлагаю поработать с интерактивной доской.
https://online-puzzle.ru/online_puzzle_solnechnaya_sistema
- Что у нас с вами получилось? (солнечная система, планеты)
- Кто вспомнит, какое сегодня число? Какой праздник отмечает весь мир сегодня? Правильно! Международный день космонавтики.
Актуализация имеющихся знаний у обучающихся о космосе
Педагог предлагает обучающимся вспомнить, что они знают о космосе, затем в рамках актуализации проводим викторину.
- Ребята, а что вы знаете о космосе? (ответы детей)
- А теперь я предлагаю Вам сыграть в космическую викторину. Я задаю вопрос, а вы отвечаете.
«Космическая викторина»
1. Путь движения планеты, космического корабля? (орбита)
2. «Соединение» светил, приводящее к временному отсутствию света? (затмение)
3. Самая яркая звезда на небе? (Сириус)
4. Простонародное название двух созвездий Северного полушария с разными
первыми и одинаковыми вторыми? (Большая и Малая Медведицы)
5. Планета диких ураганов? (Юпитер)
6. Сгусток горячего газа, поддерживающий жизнь на Земле? (Солнце)
7. Какое светило у древних египтян символизирован павиан? (Луна)
8. То же, что и малая планета? (астероид).
9. Подберите синоним к слову ГАЛАКТИКА из следующих возможных вариантов: Вселенная, Млечный Путь, созвездие, туманность Андромеды? (Млечный Путь)
10. Какую планету древние люди называли Утренней звездой? (Венера)
Если обучающиеся не знают ответа на заданный вопрос, провести коллективное обсуждение.
Просмотр документального видеофильма о космосе (14 минут).
- Ребята, сейчас предлагаю Вам посмотреть видеоролик о Космосе. Будьте внимательны. После просмотра мы проведем с вами обсуждение. Педагог включает через проектор на общем экране видеофильм о космосе.
Вопросы для обсуждения:
- Первый космонавт земли?
- На каком корабле был совершен первый полет в космос?
- Фраза, которую произнес Ю. Гагарин при полете в космос?
- Первая женщина космонавт?
Выполнение практического задания. Педагог контролирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с запуском графического редактора «Paint». При необходимости помогает с выполнением задания.
Алгоритм выполнения практического задания
Ш аг 1: Откройте программу Paint и придайте Области рисования прямоугольный вертикальный вид. Без тщательной прорисовки наметьте карандашом примерное расположение объектов: левый нижний угол - видна часть планеты, середина - небольшая планета, справа - две спиралевидные галактики.
Ш аг 2: На протяжение всей работы использовать только Распылитель. С помощью Распылителя раскрасьте 2 планеты. Совет: старайтесь использовать больше цветов, чтобы работа выглядела живописной. Контур планеты в середине создайте с помощью Овала, чтобы из Овала получился ровный круг, зажмите SHIFT.
Шаг 3: Также с помощью Распылителя создайте 1-ю галактику. Сначала обозначьте ее центр: желтое пятно, потом самым темным цветом, немного уменьшив толщину распыления, покажите спираль, начинающуюся в центре и заканчивающуюся возле центральной планеты. Плавным переход цветов, сделайте ее более оформленной, более "пушистой". Я использовала переход цветов от границ спирали: фиолетовый, темно-синий, синий, желтый, голубой.
Шаг 4: Подобным образом делаем 2-ю спираль.
Шаг 5: Заливаем фон черным.
Шаг 6: Дорабатываем. Планету в левом нижнем углу почти не трогаем, поверх нее брызгаем черным Распылителем на большой его толщине. Планета в середине: рисуем черный Овал с зажатой клавишей SHIFT, накладываем поверх планеты, у нее получается оформленный контур, также брызгаем сверху черным распылителем. Галактики дорисовываем сверху так же, как и в прошлых шагах, но без использования желтого и голубого, или с ограниченным их к оличеством, отдаем преимущество синему, фиолетовому. СИЛЬНО брызгаем черным распылителем, заметно, что в верхней галактике основной цвет черный и синий, почти нет желтого. Нижнюю галактику я нарисовала поверх старой, а ваот верхнюю, с помощью клавиш ВЫРЕЗАТЬ ВЫДЕЛЕННУЮ ОБЛАСТЬ и ЗАЛИТЬ, нарисовала заново на черном фоне синим и фиолетовым цветами, брызгая черным распылителем.
Шаг 7: Рисуем распылителем на маленькой толщине "Звезды" разными цветами.
Открытка на День Космонавтики "Космос" готова!
Можно добавить свои объекты
Физкультминутка (под видео) – 2 минуты
Подведение итогов. Педагог отмечает положительные умения обучающегося, дает необходимые рекомендации.
Рефлексия - Ответь на вопросы. Педагог приводит пример: Я довольна… (вашей активной работой на занятии). Каждый из обучающихся выбирает свой вопрос
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Мне захотелось…
Можно предложить нарисовать смайлик, который символизирует настроение ребенка по завершению занятия.