СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия с элементами тренинга "Скоро экзамен"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга «Скоро экзамен!»

Цель: психологическая подготовка студентов выпускных групп к демо-экзамену.

Задачи:

  1. Сформировать адекватное, реалистичное мнение об экзамене;
  2. Информировать о различных стратегиях подготовки к экзамену;
  3. Провести анкетирование «Стратегия подготовки к экзаменам», дать рекомендации.

Участники мероприятия: студенты выпускных курсов

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с элементами тренинга "Скоро экзамен"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»











Конспект занятия с элементами тренинга


«Скоро экзамен!»








Разработала:

педагог-психолог

Юдина Ю.С.




Арзамас 2022 г.



Занятие с элементами тренинга «Скоро экзамен!»


Цель: психологическая подготовка студентов выпускных групп к демо-экзамену.

Задачи:

  1. Сформировать адекватное, реалистичное мнение об экзамене;

  2. Информировать о различных стратегиях подготовки к экзамену;

  3. Провести анкетирование «Стратегия подготовки к экзаменам», дать рекомендации.

Участники мероприятия: студенты выпускных курсов

Ход мероприятия:

  1. Приветствие ведущего: «Здравствуйте ребята! Сегодня вы участвуете в мероприятии «Сдаём и не сдаёмся!». В процессе занятия мы постараемся психологически настроиться на такое непростое для вас испытание как демо-экзамен, найти ресурсы для поддержания позитивного настроя, развить навыки, необходимые для успешной сдачи экзамена».

  2. Беседа «Трудности экзамена»

Студентам предлагается поразмышлять над вопросами:

1) какие трудности вас ожидают на экзамене? (при затруднении студентов с ответами необходимо подвести их к выводу, что трудности могут возникнуть в связи с:

- спецификой экзамена (включает как теоретические вопросы, так и практические задания, длительный по времени и т.д.);

- ролью взрослого (преподаватель не направляет студента, а является просто наблюдателем);

- критериями оценивания.

2) какие навыки вам необходимо развить для успешной сдачи экзамена? (при затруднении студентов с ответами необходимо подвести их к выводу, что необходимо:

- подробнее ознакомиться с процедурой экзамена (прояснить все непонятные моменты);

- выработать стратегию подготовки к экзамену;

- выработать стратегию деятельности на экзамене.

3) Что будет, если вы не сдадите экзамен? (необходимо подвести студентов к мысли, что это будет реальная проблема, которая повлияет на их дальнейшую жизнь, однако, несмотря на это, и с ней тоже можно справиться)

  1. Анкетирование: «Стратегии подготовки к экзаменам»

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов, чтобы оценить свою деятельность в процессе подготовки к экзамену. Прочитайте вопрос и выберите один вариант ответа.

1. Когда, по твоему мнению, нужно начинать готовиться к экзаменам?

а) к экзаменам нужно начинать готовиться с начала учебного года

б) к экзаменам можно подготовиться за один-два месяца до сдачи

в) можно подготовиться и за одну неделю

2. Планируешь ли ты свою подготовку к экзаменам?

а) составляю план подготовки к экзаменам наперед (расписываю каждый день подготовок, количество тем и время на их изучение)

б) составляю план в процессе подготовки к экзаменам на текущий день или неделю

в) вообще не составляю плана подготовки

3. Насколько ты стараешься придерживаться своего плана подготовки к экзаменам?

а) четко следую составленному плану в процессе подготовки

б) стараюсь придерживаться плана, но не всегда это удается

в) не получается придерживаться плана или считаю, что план не нужен

4. Как ты распределяешь нагрузку в процессе подготовки к экзаменам?

а) равномерно распределяю нагрузку на все дни подготовки, последний день оставляю для повторения

б) основную часть вопросов изучаю в первые дни, остальное по мере возможности

в) откладываю на потом, основную часть вопросов повторяю в последний день

5. Как ты готовишься к экзаменам?

а) я начинаю подготовку сразу, не откладывая на потом, я люблю все делать, не спеша и готовлюсь к экзаменам практически каждый день понемногу

б) я оставляю подготовку к экзаменам на весну, зато в назначенный день сажусь за занятия и изучаю материал вплоть до самого экзамена

в) обычно я готовлюсь непосредственно перед самим экзаменом, я люблю, когда работа кипит, мне проще сесть и выучить материал за неделю, чем растягивать его на несколько месяцев

6. Как ты изучаешь материал?

а) решаю задачи, выполняю задания пробных тестов, пишу сочинения, готовлю конспекты по всем пройденным темам

б) основной упор делаю на непонятные темы и задания, в которых допускаю ошибки, периодически повторяю остальной материал

в) выполняю только те задания, которые позволят мне набрать нужное количество баллов

7. Проводишь ли ты работу над ошибками по итогам пробных тестов и диагностических работ?

а) всегда анализирую результаты своих пробных тестов, даже если они написаны хорошо

б) провожу анализ только тех заданий, в которых допустил(а) ошибку

в) не провожу работу над ошибками или делаю ее по настроению

8. Посещаешь ли ты дополнительные занятия, консультации по подготовке к экзаменам?

а) считаю, что дополнительные занятия очень важны в подготовке к экзаменам, и никогда не пропускаю их

б) посещаю только те занятия, на которых идет разбор непонятных мне тем и заданий

в) посещаю дополнительные занятия и консультации в зависимости от настроения

9. В процессе подготовки возвращаешься ли ты к уже пройденным темам, чтобы проверить себя еще раз?

а) возвращаюсь к пройденным темам, выявляю все пробелы и сильные стороны подготовки

б) анализирую только те темы и задания, на которых провалил(а) пробный тест

в) вообще не возвращаюсь к пройденным темам

10. Как бы ты оценил (а) свои силы, если бы тебе пришлось сдавать экзамен?

а) уверенно выполняю все тесты, поскольку я привык (ла) готовиться к экзаменам основательно

б) смогу ответить правильно только на те вопросы, которые готовил(а)

в) в основном рассчитываю на везение

Обработка результатов: подсчитайте каких ответов «а», «б» или «в» у вас больше всего. Определите свою стратегию подготовки к экзаменам.

Интерпретация: если у вас больше ответов «а» – вы марафонец; ответов «б» – вы стайер; ответов «в» - вы спринтер.

  1. Мини-лекция «Стратегии подготовки к экзамену» (разбор стратегий подготовки, их сильных и слабых сторон, рекомендации)

Стратегия 1 «Марафонец»

Марафонец начинает подготовку к экзаменам задолго до начала. Он вдумчивый и рассудительный, все любит делать не спеша. У марафонца всегда четкий продуманный план подготовки и он строго его придерживается. Марафонец считает, что при подготовке к экзаменам ни одну из пройденных тем нельзя пропустить. Несмотря на основательную подготовку, он посещает все дополнительные занятия и не пропускает консультации у учителей. Марафонец уделяет большое значение повторению, поэтому у него всегда в запасе несколько дней, чтобы пройти весь материал еще раз.

Плюсы стратегии Минусы стратегии

Сильные стороны подготовки марафонца:

  • учебная нагрузка распределяется равномерно на весь период подготовки, поэтому отсутствует переутомление;

  • из-за основательной подготовки повышается уверенность в своих силах на экзамене;

  • есть возможность уделить больше времени сложным темам;

  • легче определиться, какие темы, задания целесообразно изучить в первую очередь.

Слабые стороны подготовки марафонца:

  • подготовка становится скучной;

  • большой объем информации делает подготовку сложной;

  • отсутствует спонтанность в работе;

  • отсутствует умение импровизировать, действовать в нестандартных условиях и ситуациях;

  • возникает лень или переключаемость на другие важные дела.

Рекомендации подготовки для марафонца:

1. Составьте план подготовки к экзаменам с учетом всех пройденных тем, а не только заданий в пробных тестах.

2. Разбейте изучение тем по блокам в соответствии с заданиями ГИА. Каждый блок проходите постепенно, по мере освоения материала. Однако запланируйте, чтобы к концу учебного года у вас были изучены все блоки.

3. Регулярно контролируйте выполнение плана, вычеркивайте пройденные темы и задания. Так вы сможете видеть, насколько продвинулись к цели, и какой путь предстоит пройти. Если вы склонны к лени и то и дело сбиваетесь с марафонского пути, установите для себя штрафы и поощрения.

4. Заранее определите дни и время на подготовку. Например, три раза в неделю по два часа. Во-первых, это позволит вам придерживаться плана. Во-вторых, поможет избежать переутомления, которое вызывает отвращение к занятиям. И в-третьих, поможет сконцентрироваться, поскольку время будет ограниченно. Можно даже включить таймер: жесткие временные рамки заставят вас сразу приступить к изучению материала.

5. Если вам тяжело просидеть за подготовкой длительное время или вы часто отвлекаетесь, разбейте занятие на короткие интервалы. Например, по 15 минут и 5 минут – перерыв. Однако не забудьте установить таймер и на перерывы тоже.

6. Вместо зубрежки используйте методы анализа, синтеза, ассоциаций. Составляйте опорные схемы, ищите логические взаимосвязи.

7. Изучая новую тему, анализируйте пройденный материал. Опираясь на уже полученные знания, вы не только повторите их, но и лучше усвоите новое.

8. Скука – ваш главный враг. Включите в подготовку игровые моменты, отведите время на свои любимые занятия.

9. Еще один метод борьбы со скукой: начинайте подготовку изучаемой темы с чего-то интересного. Где взять это «интересное»? Из дополнительной литературы, интернета. Начните с видеообзоров по теме.

10. Помощь одногруппникам – также хороший метод подготовки к экзаменам. Во-первых, проговаривая материал, вы еще раз повторяете его. А во-вторых, объясняя сложную тему другому, вы лучше разберетесь в ней сами.

11. Ну и что еще вам останется перед экзаменом на последних метрах марафонской дистанции? Пробежаться взглядом по изученному материалу и освежить знания!

Стратегия 2 «Стайер»

Если марафонец принимается готовиться к экзаменам с начала учебного года, а спринтер учит все в последнюю неделю, то стайер выбирает золотую середину и начинает готовиться примерно за месяц до сдачи. Учитывая, что времени не так уж и много, стайер будет делать упор только на непонятные ему темы и задания, в которых допускает ошибки. Он будет прибегать к помощи учителей, посещать консультации и дополнительные занятия по предмету, только если в чем-то не уверен. Стайер не склонен повторять пройденные темы, и будет возвращаться к ним только в том случае, если сделает ошибку на пробном тесте.

Плюсы стратегии Минусы стратегии

Сильные стороны подготовки стайера:

  • ограничения по времени дают стимул к более интенсивному изучению материала;

  • материал изучается выборочно, что дает возможность ставить конкретные задачи и выполнять их;

  • отсутствие четкого плана дает возможность изменять способы подготовки с учетом выявленных проблем.

Слабые стороны подготовки стайера:

  • может не хватить времени, чтобы изучить все проблемные вопросы;

  • в процессе подготовки может выявиться больше пробелов, чем предполагалось;

  • отсутствует повторение изученного ранее;

  • отсутствует время, чтобы глубже изучить материал.

Рекомендации подготовки для стайера:

1. Составьте план, равномерно распределив нагрузку по времени. Два дня оставьте на форс-мажоры. Если все будет по плану, посвятите их повторению.

2. Проанализируйте задания тренировочных тестов, выделите непонятные, сложные темы и вопросы, в которых чаще всего допускаете ошибки. Исходя из этого, распределите время на подготовку.

3. Проверьте, есть ли у вас необходимые материалы для подготовки. Определите, чего именно не хватает. Выделите эти темы как проблемные и в качестве приоритета поставьте в план поиск нужной информации.

4. Если пробелов в знаниях слишком много, возможно, есть смысл обратиться за помощью к репетитору.

5. Приступая к изучению материала, постарайтесь максимально использовать полученные знания. Включайте память. Не пытайтесь вызубрить материал, проанализируйте его вдумчиво. Да, времени не так уж много, но все-таки у вас не одна ночь перед экзаменом, так что старайтесь вникать в материал. Применяйте метод ассоциаций, составляйте схемы и т. п.

6. Не зацикливайтесь на одном вопросе. В первые дни подготовки, кажется, что впереди еще много времени, и возникает соблазн полдня изучать одну тему. Поэтому составьте план хотя бы на ближайшую неделю. А чтобы из него не выбиваться, используйте таймер. Он помогает сконцентрироваться, а это именно то, что вам сейчас нужно.

7. Попросите семью не мешать вам. Уберите посторонние предметы: телефон, ноутбук, телевизор, которые способны отвлечь вас.

8. Учитывайте свои личные биоритмы. Ваши запасы энергии не бесконечны, а времени не так уж много. Когда ваша умственная работоспособность на пике, изучайте самые сложные темы, требующие внимания и сосредоточенности. Периоды энергетического спада лучше посвятить повторению и легким темам.

9. Многие стайеры долго раскачиваются, так как возникает соблазн оставить подготовку на последние дни. Никаких «завтра»! Включайтесь в работу согласно намеченному плану. Штрафуйте себя за безделье и лень. Награждайте за выполнение и опережение плана.

10. Не беритесь изучать сразу несколько тем. Стайеру, в отличие от марафонца, нужно освоить материал за весьма ограниченное время, поэтому, гораздо лучше, если вы будете полностью погружаться в изучение конкретного вопроса. А распыляясь на разные дела, вы снижаете свою эффективность.

11. Несмотря на напряженную учебу, выделяйте один-два часа в день на спорт и прогулки. Такой отдых во время интенсивной подготовки к экзамену разгружает мозг и переключает на другой режим деятельности. А телефон, компьютер, интернет, телевизор и тому подобные вещи старайтесь использовать как можно реже, так как эти устройства требуют обработки информации, а значит – подключения интеллектуальных резервов. Помните, что мозгу тоже нужно расслабляться.

12. Не торопитесь, идите к цели равномерно, старайтесь не перетруждаться. Обязательно спите по 7–9 часов, так как недосып грозит потерей концентрации и снижением интеллектуальных навыков.

Стратегия 3 «Спринтер»

Спринтерская стратегия предполагает быструю подготовку к экзамену. Почти весь год спринтер учится с прохладцей и берется за ум только за 7–10 дней до экзамена.

Спринтером может быть прирожденный дедлайнер – тот, кому удается в короткие сроки подготовиться к экзамену и сдать его на «отлично». Однако зачастую спринтерами становятся вынужденно те учащиеся, которые отложили подготовку на последний день. Спринтер готовится к экзаменам без плана – у него просто нет времени его составлять. Он не проводит работу над ошибками. Посещает дополнительные занятия и консультации по настроению. У него нет времени на повторение изученного, и при подготовке к экзаменам он чаще всего рассчитывает на везение.

Плюсы стратегии Минусы стратегии

Сильные стороны подготовки стайера:

  • не нужно специально работать над мотивацией, как марафонцу или стайеру, чтобы начать готовиться к экзаменам;

  • изучение материала в короткие сроки дает возможность прийти на экзамен со свежими знаниями;

  • позволяет максимально сконцентрироваться на подготовке к экзамену, не обращая внимания на отвлекающие раздражители, и задействовать все возможные ресурсы организма.

Слабые стороны подготовки стайера:

  • дополнительный стресс;

  • невозможность выучить весь материал в короткие сроки;

  • нет времени обратиться за помощью к репетитору;

  • имеется вероятность заработать переутомление;

  • отсутствует время, чтобы глубже изучить материал и выделить волнующие вопросы;

  • нет времени на то, чтобы переосмыслить содержание материала

Рекомендации подготовки для спринтера:

1. Подготовьтесь к спринтерскому забегу качественным и полноценным сном. Не забывайте о том, что именно сон – ваш главный помощник в закреплении информации в долгосрочной памяти. Поэтому лучше всего готовиться к экзамену днем, а ночью выспаться и таким образом закрепить изученное.

2. Если же вы все-таки намерены готовиться к экзаменам и по ночам, то выделите себе 1,5 или 3 часа утреннего сна. Это поможет активизировать усвоение информации. Почему именно 1,5 или 3 часа? Потому что для человека характерен 1,5-часовой цикл сна. Так вам будет легче проснуться и мозг получит более качественный отдых.

3. Во время спринтерской подготовки к экзамену ешьте орехи – это лучшая дозаправка для мозга. В качестве перекуса подойдет бутерброд из цельнозернового хлеба, меда и орехов, бутерброд с лососем и авокадо, а также бутерброды с сыром, медом и грушей или виноградом. Обязательно начинайте день с полезного энергетического завтрака. Это запустит обменные процессы и заставит мозг работать эффективнее. Обед и ужин должны давать энергию, но не быть плотными и жирными: иначе будет клонить в сон.

4. Отдыхайте! Нужно давать себе немного отдохнуть, даже если у вас на подготовку очень мало времени. В течение каждого часа выделяйте 5–10 минут на отдых.

5. Готовьтесь в спокойной обстановке, по максимуму исключите внешние раздражители. Не заходите в социальные сети, а еще лучше выключите телефон.

6. Определитесь, какие вопросы будете учить первыми. Выбирайте с учетом обстоятельств. Если вы в целом неплохо писали тренировочные работы, но допускали ошибки в одних и тех же заданиях, то вам следует сконцентрироваться на изучении именно этих тем. Если же вы допускали ошибки в большинстве заданий теста, то начинайте учить те вопросы, о которых вы уже имеете какое-то представление, и на изучение которых потребуется меньше времени. Самые сложные вопросы лучше оставить на потом, но при этом обязательно выделив для них достаточно времени. Главное – быть последовательным, а не прыгать с темы на тему.

7. Оцените свои возможности и время на подготовку. Если чувствуете, что не успеете выучить все темы, то отрабатывайте только те задания, которые позволят вам перейти минимальный порог.

8. Конкретизируйте изучение каждого вопроса. Поскольку досконально вникнуть в изучаемые темы не удастся, очень важно, чтобы вся изучаемая информация была изложена кратко и структурировано.

9. Не зацикливайтесь на отдельных вопросах. Не позволяйте себе тратить на один вопрос 2–3 часа. Устанавливайте таймер, это мобилизует вас.

10. Ваша задача – понять, а не запоминать. Находите логические взаимосвязи между блоками информации. Структурируйте и упрощайте!

11. Используйте мнемотехники, чтобы запомнить точную информацию: даты, формулы, правила, определения.

12. При изучении материала делайте упор на свой вид памяти: зрительную, слуховую или кинетическую.

13. Вооружитесь ручкой. Мелкая моторика активизирует работу мозга, включая процессы запоминания. В процессе изучения материала пишите формулы, даты, стройте схемы, хронологические линии и др.

  1. Рефлексия: Студентам предлагается сделать краткий вывод: что нового они узнали сегодня, чему научились, что понравилось и что было сложно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!