Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Работа с бумагой.
Объемная аппликация из бумаги «Цветок»
Педагог дополнительного образования
Митрофанова Ольга Николаевна
Скопинский район 2022г.
Тема: «Работа с бумагой. Объемная аппликация из бумаги»
Объект труда: Объемная аппликация «Цветок»
Цель: закрепить понятие «Аппликация» и технологию ее выполнения.
Формируемые УУД:
Предметные: иметь общее представление о видах бумаги и ее свойствах; знать способ симметричного вырезывания и использование его в аппликации, правила безопасности при работе с ножницами, клеем; уметь сгибать бумагу по линиям сгиба; повышать уровень культуры.
Личностные: формировать у обучающихся широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; желание расширить кругозор в области знаний по этой теме.
Метапредметные:
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;
- познавательные: учить ученика строить речевое высказывание в устной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов;
- коммуникативные: ученик научится допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; развивать речь и умение общаться с одноклассниками в процессе работы.
Оборудование:
Зрительный ряд: образцы видов бумаги, образец объемной аппликации «Цветок», авторская презентация.
Инструменты и материалы: набор цветной бумаги, клей, листы картона для основы, заготовки для аппликации (круги из бумаги белого, розового, зеленого и желтого цветов, полоска зеленого цвета), карандаш, ножницы, магниты, мультимедийный проектор (презентация, физкультминутка).
Литература: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова «Технология. Умелые руки. 1класс»; методическое пособие «Технология 1 класс», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Составитель Е.С. Савинов. М., «Просвещение» 2011; Я.А.Рожнев «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских» М. «Просвещение» 1988.
План
Мобилизация внимания учащихся. 1мин
Вводный инструктаж: 10 мин
1) актуализация новых политехнических знаний;
2) целеполагание;
3) изучение изделия;
4) планирование;
5) подготовка рабочего места.
Практическая работа учащихся: 23 мин
1) разметка деталей;
2)вырезывание деталей;
3)склеивание деталей
Заключительный инструктаж: 6 мин
1) характеристика работ учащихся;
2) закрепление полученных знаний;
3) рефлексия;
4) уборка рабочего места.
Ход урока.
Мобилизация внимания учащихся
Вводный инструктаж
1. Актуализация новых политехнических знаний
Вы внимательно слушайте, затем ответите на мой вопросы.
Однажды залетел в комнату ветерок, зашелестел страницами книги.
- Ах, какая я умная! – сказала книга: все меня читают, хвалят.
- Хоть ты и живешь много лет, но ты больше стоишь на полке, -возразила газета. – А вот стоило мне появиться на свет, меня перечитывают от первой странички до последней, ведь я несу людям новости.
- Подумаешь, новости! – проворчали обои на стене. Прочли газету и выкинули. А вот нами любуются долгие годы. Значит мы самые важные и нужные людям.
- Глупые вы вещи,- засмеялась деревянная полка, - хвастаетесь друг перед другом, а не знаете, что все мы –родственники, у нас общие родители –деревья. Только, чтобы дать нам жизнь, деревья должны спилить, разрезать на мелкие чурбаки, обработать на специальных машинах и сделать бумагу. А из хороших досок делают мебель и многое другое.
- О чем был рассказ? (о книге, газете, обоях, полке)
- Какой предмет лишний? (полка)
- Что объединяет остальные предметы (сделаны из бумаги)
- Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми видами бумаг, они вам хорошо известны. У вас на партах лежат образцы бумаг. Возьмите вот такой и такой кусочек. Какое назначение они имеют?(используют для письма).
- Чем они отличаются?(разлинованная и нелинованная). Поэтому они так и называются писчей линованной и писчей нелинованной.
- Возьмите вот такой кусочек. Чем она отличается от нелинованной писчей бумаги?(она толще)
- Где вы ее уже встречали? Какое назначение она имеет?(мы на ней рисуем). Правильно, поэтому она называется рисовальной.
- Теперь возьмите вот такой кусочек. Где она используется? Кто догадался, как она называется? (газетная)
- Возьмите вот такой кусочек. Где она используется?(при выполнении аппликации). Значит, как она называется? (аппликационная). Правильно эта бумага называется аппликационной. Сегодня мы будем работать с этим видом бумаги.
2. Целеполагание и определение темы
- Если мы будем работать с аппликационной бумагой, значит чем мы будем заниматься на уроке? Как будет звучать наша тема?(аппликация)
- Кто мне может ответить, что такое аппликация? ( когда на основу приклеиваешь вырезанные фигуры)
- Правильно. Аппликация – это искусство наклеивания или пришивания узора к основе.
- Посмотрите на картину. Как она выполнена?
- Как бы вы ее назвали?
- Какой материал используется при ее изготовлении? (бумага)
- Ребята, как вы думаете, когда человек работает с определенным материалом, ему важно узнать свойства этого материала? (да)
- Правильно, и мы, прежде чем работать с бумагой должны узнать его свойства.
- Для того, чтобы узнать свойства бумаги мы проделаем небольшие опыты.
-. Соедините 2 конца бумаги, а потом один конец отпустите. Что случилось?(бумага выпрямилась).Какой же вывод мы можем сделать? (бумага упругая).
- Сверните листочек бумаги в трубку. Что произошло? (она легко свернулась). Теперь сложите ее пополам, проведите по линии сгиба. Как ведет себя бумага? (она легко свернулась). Какой вывод можем сделать? (бумага пластичная)
- Вспомните у вас в шкафу дома лежат книги, которые читали ваши родители. Им много лет, а они хорошо сохранились, их читаете и вы. Какой из этого следует вывод? (бумага прочная).
- Итак, какие виды бумаги вы узнали?
- Какими свойствами бумаги познакомились?
ФИЗМИНУТКА «ДВЕ РУКИ»
3. Изучение изделия.
Рассмотрите аппликацию-образец.
-Какую для основы выбрали бумагу? (картон);
-Как растение сделано в виде аппликации? (цветок);
-Из каких частей состоит цветок? (ствол, листья, лепестки цветка);
-Какого цвета ствол и листья? (зеленого);
-Какого цвета лепестки цветка? (белого и розового);
-Как закреплены детали? (с помощью клея)
4. Планирование.
- Итак, какая же у нас будет первая операция? (разметка);
- Следующая какая?( вырезывание)
- Какая следующая операция? ( склеивание)
Практическая работа с пооперационным инструктажем учителя.
- Берем листочки бумаги, шаблоны, ножницы и вырезаем детали для нашего цветка.
-Какой нам понадобится инструмент для операции вырезания ? (ножницы)
-Давайте познакомимся с правилами безопасности при работе с ножницами:
-Не держи ножницы концами вверх .
-Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
-Не режь ножницами на ходу.
-Не подходи к товарищу во время резания.
-Передавай ножницы товарищу кольцами к нему.
- Сейчас я научу вас одной хитрости, как быстро сделать много одинаковых деталей. Возьмите бумагу, согните пополам, еще раз пополам и еще раз пополам, у вас получился вот такой прямоугольник. Приложите шаблон круга для лепестков, обведите его карандашом и вырежьте. У вас получится сразу 4 кружка.
- Вырезаем дальше по шаблонам все детали для нашей аппликации.
- Теперь нам надо все это приклеить. С помощью какого материала будем клеить? (с помощью клея).
Давайте познакомимся с правилами техники безопасности при работе с клеем.
Следи, чтобы клей не попал в глаза.
Передавай клей товарищу только в закрытом виде.
Не мажь много клея.
После работы закрывай крышку.
- Наклеиваем заготовки-кружочки розового цвета на белые
Делаем лепестки для цветка
- Какую деталь мы приклеим сначала к основе? (ствол)
- Почему мы должны сначала приклеить ствол? Правильно, потому что это основная часть цветка.
- А что после приклеим? Листья или лепестки? Почему?
- Приклеиваем все детали нашей аппликации.
Заключительный инструктаж .
Характеристика работ учащихся.
Выносим свои работы и прикрепляем на доске.
Закрепление полученных знаний
-Какие виды бумаги вы узнали?
- С какими свойствами познакомились?
- Что такое аппликация?
Подведение итогов урока.
Давайте подведем итоги урока.
Продолжите предложения:
МНЕ БЫЛО ИНЕТЕРЕСНО…
МНЕ БЫЛО ТРУДНО…
МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…
У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ…
Я ПОНЯЛ, ЧТО…
Уборка рабочего места.
Мы поработали, сколько повырезали, на столах мусор. Мы так и оставим этот мусор? Или мы должны его убрать? Правильно, нужно всегда убирать за собой.
Спасибо за работу на уроке!!!
6