СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по теме «Учимся внимательно слушать»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по теме «Учимся внимательно слушать»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме «Учимся внимательно слушать»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка


воспитатель

Дергунова Людмила Ивановна

Конспект занятия по теме «Учимся внимательно слушать»



Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

    Для достижения положительных результатов и коррекции нарушений в развитии эффективно использовать:

  • Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.

  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

  • Поэтапное формирование умственных действий.

  • Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).

  • Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

  • Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов 
    Связь предметного содержания с жизнью.

  • Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
    Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.

  • Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 

  • Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задани. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других. 
    Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
    Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

  • Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.

  • Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Трудность работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья заключается в многократном повторении и изучении материала снова и снова для получения результата и касательно их поведения,  потому что у них могут быть неадекватные реакции на порицания и наказания. Решающее значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и успешности деятельности ребенка. Первостепенно необходимо обращать внимание при обучении детей с нарушением интеллекта на их эмоциональное состояние, для этого важно создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации.   В процессе обучения следует: использовать четкие указания, поэтапно разъяснять задания, учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции к выполнению задания, демонстрировать уже выполненное задание.

  



















Пояснительная записка



Основная нравственно – педагогическая идея занятия: формирование слухового внимания и памяти через умение слушать и запоминать.

Формируемые ценности: самоконтроль, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательной активности

Цель: Развитие внимания, памяти, умения слушать и запоминать

Задачи:

Образовательные: формировать умение внимательно слушать (произвольность слухового внимания), работать по памяти, развивать процессы запоминания (познавательные УУД).



Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля (регулятивных УУД), формирование элементарных этических норм (личностных УУД).



Развивающие: коррекция слухового внимания, памяти, развитие и коррекция речевых коммуникаций (коммуникативных УУД),



Основные термины и понятия: внимание, память, скороговорка, акупунктура, логическое, мышление

Формы и виды деятельности: специальные и здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, приём психоэмоционального настроя, физминутка ( массаж шариками «каштан», динамизация позы), логоритмическая игра-упражнение, активные методы и приёмы обучения («сюрпризный момент», личностно и практико-ориентированный, системно - деятельностный подход, моделирование - ТРИЗ, РКМЧП – «мозговой штурм», режим проведения занятия); игровые технологии, ИКТ.



Ресурсы: презентация, ИКТ, зрительная гимнастика, карточки, задания, шарики «каштан», жетоны



































Конспект занятия

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты

1. Организационный момент.

- Мы за руки возьмёмся, друг – другу улыбнёмся!

Приветствуют учителя и друг друга.






Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения)

2. Разминка.

- А, сейчас мы разомнёмся:

а)Зрительная гимнастика «Три поросенка»



Б) аккупунктура работа с шариками «каштан».




Дети смотря на слайд выполняют движения только глазами

Дети выполняют массажные движения по инструкции педагога


Улучшение общего самочувствия, активизация деятельности мозговых процессов, коррекция мелкой моторики.


в) интеллектуальная разминка упражнение ««Исключение понятий»» Задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

- Молодцы!

Отвечают на вопросы короткими и полными ответами


Используется «мозговой штурм», формируется развитие процессов обобщения и отвлечения, происходит коррекция инертности мышления, формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД)

3. Вызов


- за каждое правильно выполненное задание вы будете получать по «уму» (жетон). кто больше всех наберет, хотите узнать?

- Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает карточку с изображением уха.)

Следующие карточки - глаза, мозг

- Мы будем учиться слушать, внимательно смотреть и запоминать.

Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем:





- Да!









- Слушать.



- Видеть



- Запоминать.

Повышается мотивация к учебной деятельности.







Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД).

4. Основная часть.












































































































































































































Ритмическое упражнение, отработка слухо – речевых координаций.



  1. Отстучать ритм.

Послушай, запомни и повтори.

  1. /___//,

  2. ///____/;

  3. /__/___/,

  4. ////____/.













Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм.


Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность).


  1. «Что звучит?»

Инструкция: Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите.

Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога.


Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность)



Положительная оценка результатов деятельности

формирует уверенность в себе.

3.Разбудим язычок

Инструкция: выполняют артикуляционные упражнения: «болтушка», «улыбка» - «хоботок», «лошадка», «часики».

Дети с учителем выполняют

Активизация и развитие артикуляторной (речевой) моторики


4. «Попугайчик». Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:



Развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. (развитие познавательных, коммуникативных УУД).



Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. Повышается самооценка у ученика.

5. «Ассоциация» Инструкция: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме

Ученики выполняют коррекционно -тренировочное упражнение по коррекции внимания и памяти (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации) через активизацию слухового внимания, фонематического слуха и письма по памяти.

Активизируется мыслительная деятельность учащихся.

Улучшаются внимание (его концентрация и объём), вербальная память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются коммуникативные УУД (письменная речь), познавательные УУД (произвольность внимания и памяти),

6. Физминутка.

«У жирафа пятна..»

Инструкция: Предлагаю поразмяться и потанцевать

Ученики выполняют движения по инструкции учителя.


















Динамизация позы, снятие физического и эмоционального напряжения, перегрузок.

Укрепление здоровья учащихся, формируются навыки ЗОЖ.

Активизируется мыслительная деятельность учащихся (улучшается внимание и память) .

7. «Игра со словами»

--- Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.


Дети на индивидуальных карточках выполняют задания и дают правильные ответы (рукав, велосипед, ружье, мальчик, логическое, мышление)




















Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД).



8. «Составь предложение из букв».

В таблице написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно расшифровать её.

Дети на индивидуальных карточках выполняют задания (У Сашки в кармашке шишки да шашки)


















Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД).



9. Поиграем в игру «тихо» - «громко».

- Услышите звук барабана и слово «громко» - хлопаете в ладоши.

Услышите звукпогремушки и слово «тихо» - хлопайте подушечками пальчиков ( логоритмическое упражнение ).

Дети выполняют логоритмическое упражнение в игровой форме.

Активизируется деятельность учащихся. Развивается фонематический,

музыкальный слух и внимание.


5. Подведение итога.

Учитель, указывая на карточки, показанные в начале занятия, спрашивает:

– Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать?




Формулируют выводы, с опорой на карточки:

-Мы учились слушать и запоминать. (Если дети затрудняются, учитель помогает подвести итог).


Формируются регулятивные УУД. Ученики учатся рефлексировать: подводить итог своей деятельности, видеть результат своего труда.

6. Рефлексия.




А, теперь нарисуйте свое настроение в виде смайликов.

- подсчитываются количество «умов»

- Занятие закончено, спасибо за работу. До, свидания.

Дети рисуют смайлики по своему настроению.

Дети: - Спасибо за занятие. - До, свидания.


Положительная (позитивная рефлексия), развиваются личностные УУД (закрепляются навыки соблюдения элементарных этических норм).















Заключение



При проведении занятия мною были использованы различные методы и приемы работы с детьми.

Развитие и коррекция познавательного интереса и познавательной деятельности на занятии осуществлялось за счет использования словесно-индуктивных методов (беседы, вопросно-ответной формы), наглядно-индуктивных методов (показа, демонстрации), применения ИКТ в виде электронной презентацией с анимацией, видеофайлами и аудиофайлами. Развитие музыкально-ритмических способностей уч-ся осуществлялось за счет использования музыкального сопровождения для всех видов деятельности, которая выполнялась в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки.

Дети, в процессе работали увлеченно, их вел соревновательный интерес (зарабатывание «умов»). С удовольствием выполняли задания, при возникновении трудностей у одноклассника старались помочь. Поставленные цели и задачи в начале занятия и на каждом этапе достигнуты полностью

























Список использованных источников и литературы:



  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

  2. Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996

  3. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006

  4. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011

  5. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

  6. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

  7. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

  8. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

  9. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.

  10. Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.

  11. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.

12. Аэробика для малышей, Железнова. (диск)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!