Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка
воспитатель
Дергунова Людмила Ивановна
Конспект занятия по теме «Учимся внимательно слушать»
Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.
Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Для достижения положительных результатов и коррекции нарушений в развитии эффективно использовать:
Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
Поэтапное формирование умственных действий.
Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).
Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов
Связь предметного содержания с жизнью.
Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задани. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Трудность работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья заключается в многократном повторении и изучении материала снова и снова для получения результата и касательно их поведения, потому что у них могут быть неадекватные реакции на порицания и наказания. Решающее значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и успешности деятельности ребенка. Первостепенно необходимо обращать внимание при обучении детей с нарушением интеллекта на их эмоциональное состояние, для этого важно создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации. В процессе обучения следует: использовать четкие указания, поэтапно разъяснять задания, учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции к выполнению задания, демонстрировать уже выполненное задание.
Пояснительная записка
Основная нравственно – педагогическая идея занятия: формирование слухового внимания и памяти через умение слушать и запоминать.
Формируемые ценности: самоконтроль, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательной активности
Цель: Развитие внимания, памяти, умения слушать и запоминать
Задачи:
Образовательные: формировать умение внимательно слушать (произвольность слухового внимания), работать по памяти, развивать процессы запоминания (познавательные УУД).
Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля (регулятивных УУД), формирование элементарных этических норм (личностных УУД).
Развивающие: коррекция слухового внимания, памяти, развитие и коррекция речевых коммуникаций (коммуникативных УУД),
Основные термины и понятия: внимание, память, скороговорка, акупунктура, логическое, мышление
Формы и виды деятельности: специальные и здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, приём психоэмоционального настроя, физминутка ( массаж шариками «каштан», динамизация позы), логоритмическая игра-упражнение, активные методы и приёмы обучения («сюрпризный момент», личностно и практико-ориентированный, системно - деятельностный подход, моделирование - ТРИЗ, РКМЧП – «мозговой штурм», режим проведения занятия); игровые технологии, ИКТ.
Ресурсы: презентация, ИКТ, зрительная гимнастика, карточки, задания, шарики «каштан», жетоны
Конспект занятия
Этапы урока (занятия, мероприятия) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результаты |
1. Организационный момент. | - Мы за руки возьмёмся, друг – другу улыбнёмся! | Приветствуют учителя и друг друга. | Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения) |
2. Разминка. | - А, сейчас мы разомнёмся: а)Зрительная гимнастика «Три поросенка» Б) аккупунктура работа с шариками «каштан». | Дети смотря на слайд выполняют движения только глазами Дети выполняют массажные движения по инструкции педагога | Улучшение общего самочувствия, активизация деятельности мозговых процессов, коррекция мелкой моторики. |
в) интеллектуальная разминка упражнение ««Исключение понятий»» Задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре». - Молодцы! | Отвечают на вопросы короткими и полными ответами | Используется «мозговой штурм», формируется развитие процессов обобщения и отвлечения, происходит коррекция инертности мышления, формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД) |
3. Вызов | - за каждое правильно выполненное задание вы будете получать по «уму» (жетон). кто больше всех наберет, хотите узнать? - Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает карточку с изображением уха.) Следующие карточки - глаза, мозг - Мы будем учиться слушать, внимательно смотреть и запоминать. | Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем: - Да! - Слушать. - Видеть - Запоминать. | Повышается мотивация к учебной деятельности. Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД). |
4. Основная часть. | Ритмическое упражнение, отработка слухо – речевых координаций. Отстучать ритм. Послушай, запомни и повтори. /___//, ///____/; /__/___/, ////____/. | Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм. | Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность). |
«Что звучит?» Инструкция: Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите. | Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога. | Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность) Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. |
3.Разбудим язычок Инструкция: выполняют артикуляционные упражнения: «болтушка», «улыбка» - «хоботок», «лошадка», «часики». | Дети с учителем выполняют | Активизация и развитие артикуляторной (речевой) моторики |
4. «Попугайчик». Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик: | | Развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. (развитие познавательных, коммуникативных УУД). Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. Повышается самооценка у ученика. |
5. «Ассоциация» Инструкция: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме | Ученики выполняют коррекционно -тренировочное упражнение по коррекции внимания и памяти (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации) через активизацию слухового внимания, фонематического слуха и письма по памяти. | Активизируется мыслительная деятельность учащихся. Улучшаются внимание (его концентрация и объём), вербальная память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются коммуникативные УУД (письменная речь), познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), |
6. Физминутка. «У жирафа пятна..» Инструкция: Предлагаю поразмяться и потанцевать | Ученики выполняют движения по инструкции учителя. | Динамизация позы, снятие физического и эмоционального напряжения, перегрузок. Укрепление здоровья учащихся, формируются навыки ЗОЖ. Активизируется мыслительная деятельность учащихся (улучшается внимание и память) . |
7. «Игра со словами» --- Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились. | Дети на индивидуальных карточках выполняют задания и дают правильные ответы (рукав, велосипед, ружье, мальчик, логическое, мышление) | Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД). |
| 8. «Составь предложение из букв». В таблице написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно расшифровать её. | Дети на индивидуальных карточках выполняют задания (У Сашки в кармашке шишки да шашки) | Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД). |
| 9. Поиграем в игру «тихо» - «громко». - Услышите звук барабана и слово «громко» - хлопаете в ладоши. Услышите звукпогремушки и слово «тихо» - хлопайте подушечками пальчиков ( логоритмическое упражнение ). | Дети выполняют логоритмическое упражнение в игровой форме. | Активизируется деятельность учащихся. Развивается фонематический, музыкальный слух и внимание. |
5. Подведение итога. | Учитель, указывая на карточки, показанные в начале занятия, спрашивает: – Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать? | Формулируют выводы, с опорой на карточки: -Мы учились слушать и запоминать. (Если дети затрудняются, учитель помогает подвести итог). | Формируются регулятивные УУД. Ученики учатся рефлексировать: подводить итог своей деятельности, видеть результат своего труда. |
6. Рефлексия. | А, теперь нарисуйте свое настроение в виде смайликов. - подсчитываются количество «умов» - Занятие закончено, спасибо за работу. До, свидания. | Дети рисуют смайлики по своему настроению. Дети: - Спасибо за занятие. - До, свидания. | Положительная (позитивная рефлексия), развиваются личностные УУД (закрепляются навыки соблюдения элементарных этических норм). |
Заключение
При проведении занятия мною были использованы различные методы и приемы работы с детьми.
Развитие и коррекция познавательного интереса и познавательной деятельности на занятии осуществлялось за счет использования словесно-индуктивных методов (беседы, вопросно-ответной формы), наглядно-индуктивных методов (показа, демонстрации), применения ИКТ в виде электронной презентацией с анимацией, видеофайлами и аудиофайлами. Развитие музыкально-ритмических способностей уч-ся осуществлялось за счет использования музыкального сопровождения для всех видов деятельности, которая выполнялась в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки.
Дети, в процессе работали увлеченно, их вел соревновательный интерес (зарабатывание «умов»). С удовольствием выполняли задания, при возникновении трудностей у одноклассника старались помочь. Поставленные цели и задачи в начале занятия и на каждом этапе достигнуты полностью
Список использованных источников и литературы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996
Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.
Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
12. Аэробика для малышей, Железнова. (диск)