СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия: «Основные понятия научно-исследовательской работы. Логическая работа с глоссарием и дефиницией».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: раскрыть возможности работы обучаемых с глоссарием по теме проекта, провести логико-рефлексивный анализ основных понятий научно-исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия: «Основные понятия научно-исследовательской работы. Логическая работа с глоссарием и дефиницией».»


Конспект занятия: «Основные понятия научно-исследовательской работы. Логическая работа с глоссарием и дефиницией».


Занятие по теме № 9. Группа 1.

Дата: 25.11.2021 г. Учитель: Мишучков А.А.

Форма занятие: лекция

Цель занятия: раскрыть возможности работы обучаемых с глоссарием по теме проекта, провести логико-рефлексивный анализ основных понятий научно-исследовательской работы.

Задачи занятия:

Образовательные:

- ввести обучающихся в тему «Основные понятия научно-исследовательской работы. Логическая работа с глоссарием и дефиницией»;

- раскрыть специфику работы с глоссарием в рамках проектной деятельности (тезисно);

- определить логическую сущность работы с терминами (обзорно);

- научиться решать логические упражнения по терминологии;

Развивающие:

- формировать устойчивый познавательный интерес в сфере терминологического мышления и работы с глоссарием;

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся в рамках проектной работы;

Воспитательные:

-воспитывать чувство команды в создании индивидуальных проектов, взаимопомощь в проектной деятельности.

ИКТ-технологии: презентация.

Методы и приемы обучения: словесные методы (беседа); наглядные методы (мультимедиа-презентация); практические методы (работа с классной доской);

Оборудование:

Технические средства обучения (экран, проектор), презентация, тетради. Схемы по дефинициям на классной доске.

Основные понятия: 

План занятий:

  1. Оргмомент;

  2. Закрепление пройденной темы с использованием логических приемов мышления.

  3. Раскрытие темы «Глоссарий». Составление личного глоссария обучаемыми.

  4. Раскрытие темы «Дефиниция». Подбор дефиниций по глоссарию.

  5. Работа с личным глоссарием по проекту.

  6. Закрепление темы, выводы

Ход занятия

1.Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, уважаемые ребята. На предыдущем уроке мы с вами овладевали методологией проектной деятельности, учились составлять стендовый доклад по проекту, чтобы понять внутреннюю логику научного исследования, структурирование проектного материала. Слайд 1-2.

Цель настоящего занятия - раскрыть ваши возможности работы с глоссарием по теме проекта, провести логико-рефлексивный анализ основных понятий научно-исследовательской работы.

2. Закрепление пройденной темы с использованием логических приемов мышления.

Перед тем как мы перейдем к новому разделу нашего курса, вспомним такой важный логический прием, как анализ (разделение целого на части) и синтез (соединение частей).

Возьмем к примеру тему проекта – Петровой Насти. Слайд 3.

«Создание макета школы будущего для формирования дизайн культуры учащихся школы №56».

Объект: дизайн культура учащихся школы;

Предмет: способность создавать дизайн модель школы будущего;

Эксперимент: макетирование дизайн-модели;

Продукт: макет школы будущего.

Объектом (классом, целым) будет дизайн культура учащихся школы, а предметом (частью целого) – способность создавать дизайн модель школы будущего. (слайд 4-5)

Вот эта связка целое-часть развивает в нас системное логическое мышление. Важно понимание движение дедукции в научном исследовании – от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Работа с классом: Опрос обучаемых по теме индивидуальных проектов и выделением целого (класса объектов) и части (элементов класса). Учебная игра «Где объект, где предмет исследования».

Вывод: необходимо знать приемы и законы логического общенаучного мышления для проектной работы.

3. Раскрытие темы урока по составлению глоссария.

Составление глоссария - вид самостоятельной работы обучаемого, выражающейся в подборе и систематизации базовых терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при работе над проектом, когда употребляется значительное количество сложных и редких терминов. Глоссарий – словарь по проекту, в котором собраны специализированные базовые и сложные термины по теме проекта в определенной научной отрасли знания, иногда с комментариями и примерами. Он является важным научно-справочным аппаратом исследования. Слайд 8.

Данный термин происходит от греческого слова «глосса», что означает язык, речь. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием.

Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий вашу работу, мог без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов, которыми наполнен ваш проект.

Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1. точная формулировка термина в именительном падеже;

2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

Этапы составления глоссария:

  • Прочитать материал по теме и выделить в тексте главные термины, непонятные слова и сложные выражения, редкие термины.

  • Подобрать к терминам и словам основные определения или расшифровку понятий, привести пример.

  • Осмыслить подобранные определения и при необходимости упростить формулировку.

  • Записать определения.

  • Расположить термины, слова и выражения в алфавитном порядке

  • Оформляется письменно в виде приложения к проекту, включает название и значение (определение) терминов, слов и выражений. Слайд 9-10.

Особенности составления глоссария:

  • Не допускать при формулировке определений сокращения слов.

  • Не включать в глоссарий общеупотребительные и несложные термины, термины которых нет в проекте, имеющих ненаучное определение.

  • Среднее количество глоссария – 20 терминов.

  • Не использовать Википедию и чужие глоссарии.

  • Используемые термины вас могут спросить нам защите проекта, их надо знать без бумаги.

  • Соответствие родовидовому типу определения термина.

  • Стремитесь к максимальной точности и достоверности информации.

  • Указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов.

  • Можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Проектный продукт – это средство решения проблемы проекта; то что необходимо создать в результате всей работы. Он обеспечивает достижение поставленной цели.

Работа с классом: Опрос обучаемых по базовым терминам проектов: по объекту, предмету, эксперименту, продукту проекта, по редким специализированным терминам. Индивидуальное задание: выписать 5-7 терминов по своему проекту. На классной доске педагог записывает примерный образец глоссария.

4. Раскрытие темы «Дефиниция».

Логику можно определить как науку о законах, формах и операциях правильного мышления. Три формы мышления формального: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. Под предметом здесь и далее будут подразумевать не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем - словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль, любой объект мысли.

Объем понятия - охватываемые им предметы мысли, совокупность объектов обладающих признаками понятия. Эта совокупность именуется также множеством или логическим классом. Каждый объект, принадлежащий классу, называют также его элементом.

Содержание - это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов.

Определением, или дефиницией (от лат. definitio), называется логическая операция, позволяющая раскрывать содержание понятия, отличать предмет, отражаемый понятием, от сходных с ним предметов, устанавливать значение того или иного слова (термина).

Определение, следовательно, выполняет три функции: раскрывает содержание понятия; отличает определяемый предмет от всех сходных с ним предметов; устанавливает, уточняет значение терминов.

Раскрыть содержание понятия - значит перечислить его существенные признаки, т.е. признаки, необходимые и достаточные для отличия данного предмета от сходных с ним предметов. Но, указав эти признаки, мы одновременно отличаем предмет, определяемый в понятии, от других сходных с ним. (Человек - разумное животное, производящее орудия труда.)

В любом определении различают определяемое и определяющее понятия. То, что определяется (предмет, термин), называется определяемым понятием (Definiendum - сокр. Dfd), то, посредством чего определяется Definiendum, называется определяющим понятием (Definiens - сокр. Dfd)

Виды определений.

a) Реальным называется определение, посредством которого определяемый предмет выделяется из класса сходных предметов по его отличительным специфическим признакам.

b) Номинальным называется определение, посредством которого в науку вводится новый термин как средство сокращения сложного описания или объясняется смысл самого слова.

Структура номинальных и реальных определений одинакова. Т.е. деление определений на номинальные и реальные не относится к характеристике структурных особенностей определения. Ответ на вопрос, что означает то или иное слово, дает номинальное определение, а на вопрос, что представляет собой предмет, обозначенный словом, - реальное определение.

Явные и неявные определения.

a) Явными называются такие определения, в которых устанавливаются существенные признаки определяемого предмета и имеющие вид Dfd = Dfn.

b) Неявными называются определения, в которых содержание того или иного понятия выводится из отношений этого понятия к другим понятиям в некотором контексте. Основными видами неявных определений являются контекстуальные, индуктивные и определения через аксиомы.

c) Контекстуальными называются такие определения, в которых смысл того или иного термина выясняется в совокупности терминов и высказываний, являющейся контекстом. В этом случае, смысл, значение неизвестного термина выясняются из смысла прочитанного отрывка без использования словаря.

d) Индуктивными называются такие определения, которые позволяют из исходных объектов теории путем применения к ним определенных операций строить новые объекты этой теории. (Определение натурального числа в математике.)

Важнейшим видом явного определения является определение через ближайший род и видовое отличие.

Определение, содержащее указание на класс предметов, среди которых требуется выделить определяемый предмет, и на признак, посредством которого он выделяется из этого класса, называется определением через ближайший род и видовое отличие. В таком определении вместо полного перечисления признаков указывают лишь на принадлежность определяемого предмета к тому или иному классу и на признак, которым определяемый предмет отличается от других предметов класса.

Определение через род и видовое отличие имеет разновидности.

a) Генетическое определение. Генетическим (от греч. Генезис - происхождение) называется определение предмета путем указания на способ, которым образуется только данный предмет и никакой другой. (Круг, шар, конус. «Шар (определяемое понятие - a) - это геометрическое тело (ближайший род - b), образованное вращением полуокружности вокруг диаметра (видовое отличие - A)», т.е. a = A(b).

b) Сущностным определением (или определением качества предмета) называется определение, в котором раскрывается сущность предмета, его природа или качество.

c) Функциональным определением называется определение, в котором раскрывается назначение предмета, его роль и функции. (Термометр - прибор для измерения температуры.)

d) Структурным определением (или определением по составу) называется определение, в котором раскрываются элементы системы, виды какого-либо рода или части целого. (Политическая система - совокупность государственных, негосударственных, партийных и непартийных организаций и учреждений.)

Иные виды определений.

a) Определение через указание на отношение предмета к своей противоположности применяется при определении предельно широких по объему понятий - категорий. (Свобода - осознанная необходимость. Случайность - есть форма проявления необходимости и дополнение к ней.)

b) Описание есть перечисление внешних отличительных признаков предмета с целью отличить этот предмет от предметов, сходных с ним по внешнему виду.

c) Характеристика есть указание на наиболее важные в каком-либо отношении черты предмета.

d) Указание есть определение понятия путем указания на вид или индивид, входящий в объем определяемого понятия. Разновидностью указания являются остенсивные определения, которые сводятся к указанию предметов с их последующей демонстрацией. (Это - ...)

e) Сравнение есть соотнесение определяемого предмета к другому предмету, у которого этот признак является важным в каком-либо отношении. (Дети - цветы жизни.)

f) Различение есть предварительное определение предмета через указание на отсутствие у него какого-либо признака. (Бесхозное имущество - имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен.)

Правила определения понятий. Ошибки определения.

1. Определение должно быть соразмерным. Объем определяющего должен полностью совпадать с объемом определяемого. При нарушении правила соразмерности, возможны две логические ошибки. Ошибка слишком широкого определения. Объем определяющего шире объема определяемого. Ошибка слишком узкого определения. Эта ошибка допускается в том случае, когда в качестве видового отличия берется отличительный признак не вида, а подвида (вида второго порядка) или индивида.

2. Определение не должно быть только отрицательным.

3. В определении не должно содержаться круга. Понятие не должно определяться через само себя. (Тавтология. Круг в определении.)

4. Нельзя определять неизвестное через неизвестное.

5. Определение должно быть четким, ясным, не допускающим двусмысленности. В определении нельзя использовать художественно-образные средства - метафоры, сравнения и т.п. (Пехота - царица полей. Артиллерия - бог войны.)

5. Работа с классом с личными глоссариями по проекту. По выделенным обучаемыми по проекту терминам глоссария необходимо привести логически правильные родовидовые дефиниции терминов. Можно использовать словари в Интернете. Педагог: показывает схемы по дефинициям на классной доске.

Пример оформления глоссария:

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых.

Исследовательский проект учащегося – замысел, направленный на разрешение поставленной проблемы (ответа на вопрос), осуществление процесса исследования и получение конечного продукта (новых знаний в форме реферата, презентации и т.д).

Исследовательские способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащегося – это совокупность действий, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

7.Домашнее задание: Выполнить практическое задание «Составление глоссария по индивидуальному проекту» с учетом родовидовых характеристик дефиниции терминов.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!