Конспект воспитательского занятия «Доблесть мальчика, юноши, мужчины — в мужественной доброте, а не во власти, жестокости»
Цель: закрепить представления детей о мужских социальных ролях
Задачи:
Воспитательные: воспитывать эмоционально - положительное отношение к будущей роли, к своему полу. Повысить уверенность в себе. Воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного поведения, героизма. Повысить внутригрупповое доверие и сплоченность группы. Повысить самоощущение и благополучие ребенка за счет получения поддержки от группы.
Образовательные: научить способам позитивного самовыражения и самораскрытия, сделать приятное другому. Обогатить знаниями о позитивных примерах мужественного поведения, качествами «мужественности».
Развивающие: развить экспрессивные способы самовыражения, развивать умения мальчиков и девочек взаимодействовать.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание-формирование целостной картины мира
Используемые методы, приемы: беседа, игра, практическая деятельность
Оборудование: мяч, видео, фотографии, иллюстрации картин художников, игрушки с небольшими поломками
Предварительная работа: чтение худ. литературы о подвигах, героях, работа с родителями
Прогнозируемый результат: дальнейшее развитие взаимодействия между девочками и мальчиками, формирование гендерной идентичности.
Ход занятия:
На презентации изображены мольберты с иллюстрациями, картины, фотографии мальчиков, юношей, мужчин, отцов, дедов.
Воспитатель: Как много здесь иллюстраций. Ребята, давайте рассмотрим картины, фотографии.
- Кто изображен на них? Что объединяет эти картины?
- Я хочу вам сегодня предложить поговорить о настоящих мужчинах. Хотите?
- Подумайте, пожалуйста, каким вы представляете себе настоящего мужчину?
Игра «Карусель» с мячом по кругу
Мужчина – это человек, у которого короткие волосы, носит брюки, носит мужское имя, никогда не ходит в туфлях на каблуках, голос более грубый…
Мужчина – папа – это…
Мужчина дома – это…
Мужчина на работе – это…
Мальчик в семье – это…
- Хорошо быть мальчиком потому, что…
- вы правильно понимаете особенности, отличия мужских дел, поступков, внешний вид мужчин.
Давайте, посмотрим, какие существуют пословицы о мужчинах, прочитаем их, и прикинем, к какой картине она больше всего подходит (мальчики берут с подноса каждый свою карточку)
- Какое мужское определение, качество характера подчеркивает эта пословица.
1.«Без смелости не возьмешь крепости» - смелость
2.«Ерша и щука не возьмет с хвоста» - ловкость - быстро юркнет под корягу, щука его не найдет
3.«Море перескочит – пяток не замочит» - стремительный, ловкий, хороший прыгун
4.«Отвага мед пьет» - победитель получает награды
5.«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец» - смелость во всем
6.«Умен да смел – пятерых одолел»
7.«Храброму смерть не страшна»
8.«Красен человек статью» - крепкое физическое здоровье - высокий рост, мускулы на руках, ногах, прямая спина…
9.«Видно сокола по полету, а молодца по поступи» - юноша, мужчина идет уверенно, твердо ступает, не качается, у него широкий шаг…
10.«Будто кровь с молоком»- хорошее здоровье, румяные щеки, крепкое тело
11.«Лицом хорош, да душою пригож» - у доброго человека доброе сердце, хорошие поступки.
12. «Умелый боец везде молодец» умения воина, бойца всегда проявляются во всех делах-быстрота, ловкость
13.Хорош в строю - силен в бою – мужчину, успешно овладевшего военным искусством, приемами владения оружием, трудно противнику победить в бою.
14.Солдатское дело – воевать храбро и умело – мужчина всегда солдат- храбрый, смелый. Другим солдатом быть нельзя.
15.Русский солдат не знает преград - мужествнный, смелый, находчивый, бесстрашный в любом деле
16.Красна девушка косами, а солдат орденами - за смелые поступки солдат получает награды, надевает их на гимнастерку, все окружающие любуются, гордятся им, понимают, совершил смелые поступки.
Воспитатель. Ребята, а какие поступки настоящего мальчика, мужчины вы можете назвать
Игра «Объясни, почему?» На экране картинки:
1.Мальчик уступает дорогу девочке.
2.Мальчик уступает место девочке в автобусе.
3. При выходе из автобуса мужчина подает руку женщине.
4.Мальчик заступается за девочку.
5.Мужчина несет тяжести.
6.Мальчик может раздавать физкультурные пособия.
7.Входя в помещение наст. мужч. снимает головной убор, особенно, входя в храм.
8.Выносить корзину с игрушками на прогулку
9.Носить ранец, портфель самому.
Дети объясняют почему надо поступать так или иначе.
- Из ваших ответов я поняла, что настоящий мужчина должен быть сильным, смелым, мужественным, добрым, умелым. В любой ситуации найти выход, помогать слабым.
Воспитатель. Ребята, об одних известных мужчинах, поступки которых поразили художника Васнецова, мы поговорим сейчас.
- Садитесь, пожалуйста, (воспитатель ставит стульев заведомо меньше, только на кол-во девочек, чтобы мальчики уступили им. Для себя мальчики берут стулья после рассаживания девочек).
Дети рассматривают картину «Богатыри»
- Как называется эта картина? Почему художник Васнецов так называл ее?
- Кого вы на ней узнали. Как зовут этих богатырей?
- Какие поступки совершали эти богатыри.
- Почему они всегда побеждали.
- Можно ли назвать богатырей настоящими мужчинами?
- С древних времен силу и мужество мужчин всегда восхваляли. Да и в самом деле кто как не мужчины могут защитить свою Родину, матерей, жен, детей.
- А где в наше время мужчины могут совершать подвиги. В каких профессиях?
(военные, МЧС, врачи, простые люди с доброй душой, милиционеры-полиция, пожарные)
Воспитатель. Мальчики в нашей группе вырастут и будут настоящими мужчинами, о них тоже можно будет сказать « Он хоть и маленький, но поступает как настоящий мужчина».
-Приглашаю поиграть в игру «Это здорово»
-Для этого встанем в круг. Каждый мальчик друг за другом скажет о своем таланте, собственном мужественном, смелом поступке, любом своем качестве. После этого мы дружно поприветствуем хором словами «Это здорово!»
Воспитатель. «Мужчина – мастер»
- Настоящего мужчину не страшат трудности, потому что он сообразительный, умелый.
Интересно в в нашей группе мальчики растут умелыми? Давайте проверим.
- В этой коробке лежат неисправные предметы, сломанные. Мальчики, почините их, пожалуйста.
Починить фонарик – вставить батарейку;
часы - вставить батарейку;
зонт - прикрепить ручку;
лопатку – прикрутить шуруп отверткой;
машинка - надеть шины на колеса;
сделать вешалку – прикрутить шурупы;
Предметы лежат отдельно от деталей. Мальчики должны сообразить и подобрать соответствующие детали.
Воспитатель. Ну как, вы довольны результатом ремонта? Все починили? Можем про них сказать «Они хотя и маленькие, но поступают как настоящие мужчины»
В заключение давайте закрепим, что мы сегодня узнали? Что вам понравилось на занятии?