СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию; работа со 2-й частью КИМ ОГЭ - разбор заданий с развернутыми ответами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Комаровская СОШ имени В.М. устиченко»



Методическая разработка занятия

по подготовке к ОГЭ по обществознанию

«Выполнение заданий с развернутым ответом»


Дата проведения: 21 ноября 2018 г.

Подготовила: Дюсембаева Б.С., учитель истории и обществознания


Цель занятия:

- продемонстрировать фрагмент работы по подготовке к ГИА в форме ОГЭ по обществознанию на примере выполнения второй части КИМ.


Методическое обеспечение:

1. План-конспект занятия.

2. Презентация «Решение заданий второй части КИМ ОГЭ по обществознанию».

3. Раздаточный материал для обучающихся.

4. Приложение (текст с заданиями № 26-31).


Форма занятия: комбинированное.


ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Приветствие. Учитель называет тему занятия, объясняет его цель и структуру работы.

2. Учитель проводит обзорную лекцию по всем заданиям КИМ ОГЭ, обращая внимание на вторую часть заданий с развернутым ответом.

3. Учитель выводит на экран рабочий текст, аналогичный тексту в раздаточном материале, который получают учащиеся.

4. После разъяснения требований заданий № 26, 27, 28, 29, 30, и их разбора совместно с учащимися, учитель предлагает им самостоятельно приступить к выполнению задания № 31. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут. После выполнения учитель выводит на экран свои ответы на это задание, раздает детям авторучки с красной пастой для корректирования или исправления (при необходимости) их собственных ответов. При этом предлагает каждому учащемуся проговорить его ответ на задание № 31.

5. Учитель приводит свои рекомендации для успешного выполнения второй части КИМ ОГЭ по обществознанию.

6. Учитель высказывает свои пожелания обучающимся и благодарит всех за внимание и работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания № 26-31

По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.

(Волков Ю.Г, Добреньков В.И. и др.)


Задание 26. Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты текста и оза­главь­те каж­дый из них.


Задание 27. Назовите три фактора, способствующие, по мне­нию автора, тому, что по­ня­тие «подростковый возраст» стало ре­аль­ной со­ци­аль­ной категорией.


Задание 28. Автор на­зы­ва­ет изменения, про­ис­хо­дя­щие в под­рост­ко­вом возрасте, революционными. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, при­ве­ди­те два объ­яс­не­ния дан­ной авторской характеристики.


Задание 29. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния предположите, по­че­му сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции ак­тив­но об­суж­да­ют про­бле­му раз­ры­ва между поколениями. Приведите три объяснения.


Задание 30. На уроке об­ще­ст­во­зна­ния Ми­ха­ил вы­ска­зал предположение, что стар­шие члены семьи не ока­зы­ва­ют зна­чи­тель­но­го вли­я­ния на ста­нов­ле­ние лич­но­сти подростка. Од­на­ко не все од­но­класс­ни­ки Ми­ха­и­ла со­гла­си­лись с его мнением. Какая из двух точек зре­ния от­ра­же­на в приведённом тексте? При­ве­ди­те фраг­мент текста, помо­га­ю­щий от­ве­тить на вопрос.


Задание 31. Автор пишет, что под­рост­ки ин­ту­и­тив­но вы­би­ра­ют себе друзей, раз­де­ля­ю­щих взгляды, со­гла­су­ю­щи­е­ся с взгля­да­ми чле­нов их семей. Со­глас­ны ли вы с вы­ска­зан­ным автором суждением? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два аргумента (объяснения) в за­щи­ту своей позиции.


Разбор заданий № 26-31 и ответы на них:


Задание 26 (2 балла)

Задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным, система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.


Составьте план текста.

1) превращение под­рост­ков в ре­аль­ную со­ци­аль­ную категорию;

2) содержание под­рост­ко­во­го периода;

3) проблемы нес­фор­ми­ро­вав­шей­ся личности;

4) влияние сверст­ни­ков и чле­нов семьи на подростка.


Задание 27 (2 балла)

Задание предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.


Назовите три фактора, способствующие, по мне­нию автора, тому, что по­ня­тие «подростковый возраст» стало ре­аль­ной со­ци­аль­ной категорией.

1) специальные юри­ди­че­ские уложения;

2) прекращения вы­пол­не­ния детьми зна­чи­мой эко­но­ми­че­ской функции;

3) обязательно по­се­ще­ние школы;

4) законы о дет­ском труде.


Задание 28 (2 балла)

Оно предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.


Автор на­зы­ва­ет изменения, про­ис­хо­дя­щие в под­рост­ко­вом возрасте, революционными. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, при­ве­ди­те два объ­яс­не­ния дан­ной авторской характеристики.

1. Подростки не­ожи­дан­но срав­ни­ва­ют­ся с взрос­лы­ми по фи­зи­че­ско­му сложению, росту и силе.

2. Основное со­дер­жа­ние под­рост­ко­во­го пе­ри­о­да со­сто­ит в фор­ми­ро­ва­нии до­ста­точ­но устой­чи­вой личности.



Задание 29 (3 балла)

Это задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.


С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния предположите, по­че­му сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции ак­тив­но об­суж­да­ют про­бле­му раз­ры­ва между поколениями. Приведите три объяснения.

1) значимость для об­ще­ства про­бле­мы фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти подростков;

2) общество вол­ну­ет про­бле­ма не­га­тив­но­го вли­я­ния извне на подростков;

3) в со­вре­мен­ном об­ще­стве при­об­ре­ли осо­бую остро­ту раз­лич­ные си­сте­мы цен­но­стей под­ро­стков и взрослых.


Задание 30 (2 балла)

Задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)


На уроке об­ще­ст­во­зна­ния Ми­ха­ил вы­ска­зал предположение, что стар­шие члены семьи не ока­зы­ва­ют зна­чи­тель­но­го вли­я­ния на ста­нов­ле­ние лич­но­сти подростка. Од­на­ко не все од­но­класс­ни­ки Ми­ха­и­ла со­гла­си­лись с его мнением. Какая из двух точек зре­ния от­ра­же­на в приведённом тексте? При­ве­ди­те фраг­мент текста, помо­га­ю­щий от­ве­тить на вопрос.

1. Ответ на вопрос: вто­рая точка зре­ния — ро­ди­те­ли и стар­шие члены семьи вли­я­ют на ста­нов­ле­ние лич­но­сти подростка.

2. Фрагмент текста: «Члены семьи ока­зы­ва­ют на под­рост­ка боль­шее влияние, когда речь за­хо­дит о вы­бо­ре профессии, жиз­нен­ных целях, о фун­да­мен­таль­ных мо­де­лях по­ве­де­ния и ос­нов­ных жиз­нен­ных ценностях» ИЛИ «Исследования поз­во­ля­ют предположить, что и семья, и сверст­ни­ки имеют оди­на­ко­во важ­ное воз­дей­ствие на жизнь боль­шин­ства подростков».


Задание 31 (2 балла)

Задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.


Автор пишет, что под­рост­ки ин­ту­и­тив­но вы­би­ра­ют себе друзей, раз­де­ля­ю­щих взгляды, со­гла­су­ю­щи­е­ся с взгля­да­ми чле­нов их семей. Со­глас­ны ли вы с вы­ска­зан­ным автором суждением? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два аргумента (объяснения) в за­щи­ту своей позиции.

1. Ваше мнение: со­гла­сие или не­со­гла­сие с вы­ска­зан­ной позицией.

2. Два ар­гу­мен­та (объяснения) в под­твер­жде­ние своей позиции.


В слу­чае со­гла­сия может быть указано, что:

а) круг дру­зей часто скла­ды­ва­ет­ся из людей, близ­ких к семье;

б) выбор дру­зей про­ис­хо­дит на базе ценностей, за­ло­жен­ных в семье.

В слу­чае не­со­гла­сия может быть указано, что:

а) в под­рост­ко­вом воз­расте часто вы­би­ра­ют дру­зей из про­ти­во­ре­чия родителям;

б) круг ин­те­ре­сов под­рост­ков под­вер­жен рас­ши­ре­нию и изменению, часто у под­рост­ков по­яв­ля­ют­ся дру­зья с со­всем иными взглядами, чем у их родителей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!