Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Комаровская СОШ имени В.М. устиченко»
Методическая разработка занятия
по подготовке к ОГЭ по обществознанию
«Выполнение заданий с развернутым ответом»
Дата проведения: 21 ноября 2018 г.
Подготовила: Дюсембаева Б.С., учитель истории и обществознания
Цель занятия:
- продемонстрировать фрагмент работы по подготовке к ГИА в форме ОГЭ по обществознанию на примере выполнения второй части КИМ.
Методическое обеспечение:
1. План-конспект занятия.
2. Презентация «Решение заданий второй части КИМ ОГЭ по обществознанию».
3. Раздаточный материал для обучающихся.
4. Приложение (текст с заданиями № 26-31).
Форма занятия: комбинированное.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие. Учитель называет тему занятия, объясняет его цель и структуру работы.
2. Учитель проводит обзорную лекцию по всем заданиям КИМ ОГЭ, обращая внимание на вторую часть заданий с развернутым ответом.
3. Учитель выводит на экран рабочий текст, аналогичный тексту в раздаточном материале, который получают учащиеся.
4. После разъяснения требований заданий № 26, 27, 28, 29, 30, и их разбора совместно с учащимися, учитель предлагает им самостоятельно приступить к выполнению задания № 31. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут. После выполнения учитель выводит на экран свои ответы на это задание, раздает детям авторучки с красной пастой для корректирования или исправления (при необходимости) их собственных ответов. При этом предлагает каждому учащемуся проговорить его ответ на задание № 31.
5. Учитель приводит свои рекомендации для успешного выполнения второй части КИМ ОГЭ по обществознанию.
6. Учитель высказывает свои пожелания обучающимся и благодарит всех за внимание и работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания № 26-31
По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.
В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.
В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.
Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.
(Волков Ю.Г, Добреньков В.И. и др.)
Задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание 27. Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией.
Задание 28. Автор называет изменения, происходящие в подростковом возрасте, революционными. Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.
Задание 29. С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.
Задание 30. На уроке обществознания Михаил высказал предположение, что старшие члены семьи не оказывают значительного влияния на становление личности подростка. Однако не все одноклассники Михаила согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в приведённом тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Задание 31. Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Разбор заданий № 26-31 и ответы на них:
Задание 26 (2 балла)
Задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным, система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.
Составьте план текста.
1) превращение подростков в реальную социальную категорию;
2) содержание подросткового периода;
3) проблемы несформировавшейся личности;
4) влияние сверстников и членов семьи на подростка.
Задание 27 (2 балла)
Задание предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.
Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией.
1) специальные юридические уложения;
2) прекращения выполнения детьми значимой экономической функции;
3) обязательно посещение школы;
4) законы о детском труде.
Задание 28 (2 балла)
Оно предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.
Автор называет изменения, происходящие в подростковом возрасте, революционными. Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.
1. Подростки неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе.
2. Основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности.
Задание 29 (3 балла)
Это задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.
Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.
С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.
1) значимость для общества проблемы формирования личности подростков;
2) общество волнует проблема негативного влияния извне на подростков;
3) в современном обществе приобрели особую остроту различные системы ценностей подростков и взрослых.
Задание 30 (2 балла)
Задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.
В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)
На уроке обществознания Михаил высказал предположение, что старшие члены семьи не оказывают значительного влияния на становление личности подростка. Однако не все одноклассники Михаила согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в приведённом тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
1. Ответ на вопрос: вторая точка зрения — родители и старшие члены семьи влияют на становление личности подростка.
2. Фрагмент текста: «Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях» ИЛИ «Исследования позволяют предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков».
Задание 31 (2 балла)
Задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.
Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией.
2. Два аргумента (объяснения) в подтверждение своей позиции.
В случае согласия может быть указано, что:
а) круг друзей часто складывается из людей, близких к семье;
б) выбор друзей происходит на базе ценностей, заложенных в семье.
В случае несогласия может быть указано, что:
а) в подростковом возрасте часто выбирают друзей из противоречия родителям;
б) круг интересов подростков подвержен расширению и изменению, часто у подростков появляются друзья с совсем иными взглядами, чем у их родителей.