Выступление на педагогическом совете по теме «Правополушарная живопись – рисование для всех»
Автор: Наливкина И.Н.
Самой природой человеку дана возможность проявлять свое душевное и эмоциональное состояние в творчестве: литературе, музыке, рисовании. Рисовать может каждый, но с возрастом у многих детей пропадает это желание. У нежелания рисовать есть 3 причины:
- У ребенка не получается. Он не видит мгновенного результата, сравнивает свой рисунок с другими и отвергает рисование с тем смыслом, что раз не получается, то оно и не надо. Хотя часто такие дети мечтают рисовать, но сразу так, чтобы дух захватывало.
- Нет воображения. Ребенок не может фантазировать и придумывать сюжеты для рисунков. У него ступор, который заставляет откладывать в сторону карандаш раз за разом.
- Боязнь ошибки. “Я нарисую плохо, и надо мной будут смеяться”. Или “Я нарисую плохо, и меня будут ругать”.
Каждый человек хочет творить, но не всем удается воспроизвести свои мысли на листе бумаги или любом другом предмете при помощи кисти и красок. После того как у человека не получается сделать красивый рисунок с первого раза, он чаще всего опускает руки и решает, что талант художника у него полностью отсутствует. А ведь это не так. Любой человек талантлив, главное уметь раскрыть свои скрытые способности.
Для того чтобы разбудить в юной душе художника, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок в объединении «Живые Линии» я решила применить методику правополушарного рисования.
Я прошла курсы повышения квалификации по программе «Правополушарное рисование. Живопись». Данный метод рисования меня заинтересовал и мне захотелось познакомить детей с правополушарным рисованием. Мною была написана ДООП по правополушарному рисованию «Живые Линии».
Что же такое правополушарное рисование?
Основоположниками правополушарного рисования по праву можно считать Рождера Сперри - американский психобиолог, невролог, обладатель Нобелевской премии и Бетти Эдвардс – преподавательница искусств и доктор наук.
Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.
Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала Бетти Эдвардс.
Основа метода правополушарного рисования заключается в активизации правого полушария в режим творчества. При использовании специальных техник и упражнений активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека.
На занятиях, перед тем как приступить к рисованию, выполняются упражнения для активизации работы мозга:
- упражнение «Грибок-полянка»
- «Победа»
- «Ухо-нос»
- «Генерал»
- «Фига-класс»
- «Колечко» и мн.др.
Основные техники правополушарного рисования, используемые на занятиях в объединении:
Техника «Снятие страха белого листа». Грунтование листа белой гуашью
Техника «Рисование левой рукой для правшей и правой – для левшей».
Техника «Перевернутое рисование» и мн.др.
В отличии от академического рисования, или еще его называют левополушарным, когда обучение идет долго и основательно, с изучением различных приемов и правил. При правополушарном рисование обучение более легкое и быстрое. Но рисунок получается менее точным и проработанным. В своей программе я совместила лучшие из этих двух методов – вначале дети учатся рисовать, а затем учат правила, по которым они это делают. Методы правополушарного рисования позволяют ребенку начать рисовать очень быстро, принципиально меняют его взгляд на окружающие предметы, а методы академического рисования – такие как лепка объема, проработка светотени, линейная перспектива и т. д., позволяют повысить качество рисунка и сделать его более реалистичным. Самое простое и самое основное, с чего начинаем – как держать кисть в руках, как кисть прикладывать, как ею размазывать краску и наносить краску так называемым методом «тыка». Дети сразу приступают к делу и в процессе написания своих картин осваивают основные приемы:
- как сделать фон будущей картины,
- какими кистями и как это лучше всего делать;
- как рисовать деревья и моря, цветы и облака, горы, траву, животных и т. д.
Результатом каждого занятия являются детские рисунки, часто с нечеткими краями и выделенными основными контурными фрагментами, которые раскрывают творческий потенциал даже тех детей, которые по каким-то причинам думали, что никогда не смогут нарисовать что-то стоящее.
Также у обучающихся объединения создаются альбомы работ (портфолио), которые продолжают работать после процесса рисования: детям приятно рассматривать свои работы, вновь ощущая положительные эмоции. То есть, созданные картины являются своего рода ресурсом, просмотр которых способен в короткие сроки восстановить душевное равновесие.
Результативность моей педагогической деятельности можно отследить через:
высокую сохранность контингента;
2. участие в конкурсах различного уровня, достижение учащимися стабильных результатов;
3. отзывы родителей и самих учащихся.
Елена Ерзикова 13 мая 2023 в 9:31
Добрый день! Данное направление "Правополушарное рисование" очень интересное, дочка с удовольствием посещала ваши занятия и желает продолжить посещать студию, время занятий удобное для нас, т.к. училась со 2 смены в школе, работы у детей хорошие, необычные и у каждого по-своему красивые! Молодцы! Желаю удачи, новых свершений и процветания! Спасибо вам за вашу работу и занятия с нашими детьми!
Татьяна Горюнова--Шимченко 13 мая 2023 в 14:47
Здравствуйте, занятия "Правополушарное рисование" очень нравится, ребёнок с желанием и интересом ходит на занятия. Учимся со 2смены поэтому время занятий для нас удобное. Денису помимо рисования нравится отношение педагога , на следующий год планируем продолжить .Большое спасибо педагогу Ирине Николаевне за терпение к нашим детям а также за обучение такому не лёгкому занятию
Людмила Латышева 13 мая 2023 в 16:15
Хочется выразить благодарность Учителю и наставнику преподавателю "Правополушарное рисование" Наливкиной Ирине Николаевне, за бережное и внимательное отношение к учащимся. Спасибо за терпение и понимание, редко встретишь такого позитивного учителя. Мой внук очень далек от творчества, но благодаря Ирине Николаевне, и у него получались интересные и качественные рисунки. У каждого ребенка были замечательные картины! Расписание кружка устраивает, ребенок учится в первую смену.
Татьяна Смородникова 13 мая 2023 в 21:23
Выражаем огромную благодарность преподавателю Ирине Николаевне Наливкиной за то, что даёт знания нашим деткам, окружает их своим вниманием, заботой и добротой. Детишки научились красиво рисовать. Хочу пожелать вам творческих побед!!!
На этом мое выступление закончено, благодарю всех за внимание!