Конспект занятия «Решение задач «Задачи на разрезание»
Основные цели и задачи: формирование математического мышления и математической интуиции при решении задач типа «Задачи на разрезание»
Оборудование
Демонстрационный материал: карточки с задачами;
Раздаточный материал: карточки с задачами, ножницы, карточки для рефлексии, магниты.
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии!
Актуализация знаний
Сегодня наше занятие будет посвящено геометрии. Знаете ли вы что такое геометрия? (Это раздел математики)
Давайте разберем это слово на части: «гео» - земля, «метрия» - мерить. Как можно перевести все слово «геометрия»? (мерить землю)
Совсем скоро, в следующем году, мы с вами начнем изучение геометрии, мы будем учить различные теоремы, решать задачи, выполнять чертежи и делать интересные выводы относительно мира, который нас окружает!
Верите ли вы, что задачу можно решить с помощью ножниц?
Уверяю вас – можно! Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека. Мы будем соревноваться друг с другом в решении задач, используя ножницы! На карточке каждой команде достанется фигура, которую нужно будет как можно скорее разрезать на 2 равные части.
Молодцы! Каждый из вас справился с заданием!
Мы не просто так сегодня решали эти задачки: задачи на разрезание – это одни из самых популярных олимпиадных заданий, которое может встретится в задании для любого класса. Важно научиться решать такие задачи и не бояться приступать к их решению!
Основная часть занятия
Задачи на разрезание или перекраивание фигур известны еще с давних времен. Их упоминали в VII – V вв. до н.э. в Индии в книге «Правила веревки». Именно в этой книге рассматривалось такое явление как «перекраивание фигуры», которая состояла из двух квадратов, в равновеликий ей квадрат и перекраивание прямоугольника в квадрат. Знаете ли вы, что такое равновеликие фигуры? (Это фигуры, у которых одинаковы площади)
Профессиональные математики занялись решением таких задач в середине XIX века.
Сегодня мы свами решим еще несколько не сложных задач на разрезания и разберем важные моменты для их решения.
Начнем! Первая задача: перекроите фигуру, которая состоит из двух квадратов, в равновеликий ей квадрат. Напомню вам, что равновеликие фигуры, значит фигуры равные по площади. (Необходимо разрезать по диагонали каждый квадрат. Диагонали будут являться сторонами получившегося квадрата)
Молодцы! Мы готовы к следующей задаче! Разрежьте прямоугольник, длина которого равна 9 клеток, а ширина 4, на две равные части так, чтобы из них можно было сложить квадрат. Объединитесь в группы по 2 человека. Сначала каждый из вас найдет решение самостоятельно, а потом сверите свои точки зрения.
а) б)
в)
Замечу, что для того, чтобы решать задачи подобного типа необходимо пользоваться понятием симметрия. Всякий раз, когда вам потребуется разрезать одну фигуру на части и из них собрать одну фигуру на помощь вам придет симметрия.
Попробуем решить задачу чуть сложнее: Разрежьте каждую из фигур на четыре равные части (разрезать можно по диагоналям клеток) [57]
Посмотрите на рисунки и выскажите свои предположения. Как определить, что части равные? Получится ли разрезать фигуры по сторонам квадрата?
Для того, чтобы решить эту задачу, нам с вами нужно вывести основные важные моменты для решения задач на разрезания? Как вы думаете, какие это элементы?
Во внимание обязательно мы должны взять понятие площадь. Каждый раз, когда нам нужно разбить фигуру на несколько равных частей, сначала нужно найти ее площадь, а потом выяснить – какой площади должна быть каждая из частей фигур.
Посчитаем площадь фигуры, которая закрашена бордовым цветом. Для этого нужно посчитать количество клеточек, приняв их за единицу площади. Какова площадь этой фигуры (20)?
Разделим общую площадь на количество фигур и получим, сто необходимо разделить эту фигуру на 4 равные части равные 5 по площади. Разделим эту фигуру. Получится ли разделить эту фигуру по границам клеток? (Да, потому что значение площади получилась целым числом)
Приступим ко второй фигуре. Найдем ее площадь. Фигура состоит из 5 целых клеток и двух половинок, которые дадут в сумме целую клетку. Чему будет равна площадь всей фигуры и частей, на которые ее поделят?
Верно! Площадь фигуры будет равна 6, а площадь каждой части будет равняться 1,5. Получится ли разделить фигуру только по границам клетки? (Нет, потому что значение площади каждой части не является целой частью)
Разделим фигуру на части и получим следующее деление:
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Что мы делали на нашем занятии сегодня?
Какие два важных элемента вы запомнили для решения задач на разрезание? (Площадь фигуры и симметрия)
Перед вами карточка со смайликами. Снова воспользуемся ножницами! Пожалуйста, вырежьте тот смайлик, который отражает ваше настроение после нашего занятия сегодня. Затем, прикрепите его с помощью магнита на нашу доску.
Рис. 9