СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия "Задачи на разрезание"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Задачи на разрезание"»

Конспект занятия «Решение задач «Задачи на разрезание»

  1. Основные цели и задачи: формирование математического мышления и математической интуиции при решении задач типа «Задачи на разрезание»

  2. Оборудование

    1. Демонстрационный материал: карточки с задачами;

    2. Раздаточный материал: карточки с задачами, ножницы, карточки для рефлексии, магниты.

  3. Ход занятия

    1. Организационный момент

  • Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии!

    1. Актуализация знаний

  • Сегодня наше занятие будет посвящено геометрии. Знаете ли вы что такое геометрия? (Это раздел математики)

  • Давайте разберем это слово на части: «гео» - земля, «метрия» - мерить. Как можно перевести все слово «геометрия»? (мерить землю)

  • Совсем скоро, в следующем году, мы с вами начнем изучение геометрии, мы будем учить различные теоремы, решать задачи, выполнять чертежи и делать интересные выводы относительно мира, который нас окружает!

  • Верите ли вы, что задачу можно решить с помощью ножниц?

  • Уверяю вас – можно! Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека. Мы будем соревноваться друг с другом в решении задач, используя ножницы! На карточке каждой команде достанется фигура, которую нужно будет как можно скорее разрезать на 2 равные части.





  • Молодцы! Каждый из вас справился с заданием!

  • Мы не просто так сегодня решали эти задачки: задачи на разрезание – это одни из самых популярных олимпиадных заданий, которое может встретится в задании для любого класса. Важно научиться решать такие задачи и не бояться приступать к их решению!

    1. Основная часть занятия

  • Задачи на разрезание или перекраивание фигур известны еще с давних времен. Их упоминали в VII – V вв. до н.э. в Индии в книге «Правила веревки». Именно в этой книге рассматривалось такое явление как «перекраивание фигуры», которая состояла из двух квадратов, в равновеликий ей квадрат и перекраивание прямоугольника в квадрат. Знаете ли вы, что такое равновеликие фигуры? (Это фигуры, у которых одинаковы площади)

  • Профессиональные математики занялись решением таких задач в середине XIX века.

  • Сегодня мы свами решим еще несколько не сложных задач на разрезания и разберем важные моменты для их решения.

  • Начнем! Первая задача: перекроите фигуру, которая состоит из двух квадратов, в равновеликий ей квадрат. Напомню вам, что равновеликие фигуры, значит фигуры равные по площади. (Необходимо разрезать по диагонали каждый квадрат. Диагонали будут являться сторонами получившегося квадрата)

  • Молодцы! Мы готовы к следующей задаче! Разрежьте прямоугольник, длина которого равна 9 клеток, а ширина 4, на две равные части так, чтобы из них можно было сложить квадрат. Объединитесь в группы по 2 человека. Сначала каждый из вас найдет решение самостоятельно, а потом сверите свои точки зрения.







а) б)



в)



  • Замечу, что для того, чтобы решать задачи подобного типа необходимо пользоваться понятием симметрия. Всякий раз, когда вам потребуется разрезать одну фигуру на части и из них собрать одну фигуру на помощь вам придет симметрия.

  • Попробуем решить задачу чуть сложнее: Разрежьте каждую из фигур на четыре равные части (разрезать можно по диагоналям клеток) [57]

  • Посмотрите на рисунки и выскажите свои предположения. Как определить, что части равные? Получится ли разрезать фигуры по сторонам квадрата?









  • Для того, чтобы решить эту задачу, нам с вами нужно вывести основные важные моменты для решения задач на разрезания? Как вы думаете, какие это элементы?

  • Во внимание обязательно мы должны взять понятие площадь. Каждый раз, когда нам нужно разбить фигуру на несколько равных частей, сначала нужно найти ее площадь, а потом выяснить – какой площади должна быть каждая из частей фигур.

  • Посчитаем площадь фигуры, которая закрашена бордовым цветом. Для этого нужно посчитать количество клеточек, приняв их за единицу площади. Какова площадь этой фигуры (20)?

  • Разделим общую площадь на количество фигур и получим, сто необходимо разделить эту фигуру на 4 равные части равные 5 по площади. Разделим эту фигуру. Получится ли разделить эту фигуру по границам клеток? (Да, потому что значение площади получилась целым числом)









  • Приступим ко второй фигуре. Найдем ее площадь. Фигура состоит из 5 целых клеток и двух половинок, которые дадут в сумме целую клетку. Чему будет равна площадь всей фигуры и частей, на которые ее поделят?

  • Верно! Площадь фигуры будет равна 6, а площадь каждой части будет равняться 1,5. Получится ли разделить фигуру только по границам клетки? (Нет, потому что значение площади каждой части не является целой частью)

  • Разделим фигуру на части и получим следующее деление:











  • Молодцы!

    1. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

  • Что мы делали на нашем занятии сегодня?

  • Какие два важных элемента вы запомнили для решения задач на разрезание? (Площадь фигуры и симметрия)

  • Перед вами карточка со смайликами. Снова воспользуемся ножницами! Пожалуйста, вырежьте тот смайлик, который отражает ваше настроение после нашего занятия сегодня. Затем, прикрепите его с помощью магнита на нашу доску.







Рис. 9

  • Большое спасибо за занятие! До встречи на следующей неделе!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!