СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия на тему "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия на тему "Природные зоны России"»

Конспект по внеурочному занятию.

Тема занятия «Природные зоны Росси»

Цель занятия: Обобщить знания о природных зонах России

Планируемые результаты:

Предметные:

· знать и уметь называть основные

зоны России;

· познакомить с природными зонами

России;

· применять полученные знания на

практике.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

· формировать устойчивый познавательный интерес;

· развитие умений работать с разными видами информации.

Регулятивные УУД:

· формировать умения использовать свои знания и умения.

Коммуникативные УУД:

· Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание · формировать положительное отношение к уроку;

· следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;

· устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

· формирование мотивационной основы учебной деятельности.

возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

· кратко отвечать на вопросы, задавать их;

· выражение своего мнения и уважительное восприятие других точек зрения.

Личностные:

· формировать положительное отношение к уроку;

· следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

· устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

· формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Учителя: Здравствуйте ребята, нас зовут Анастасия Дмитриевна, Олеся Владимировна и Ксения Валерьевна, мы рады приветствовать Вас на занятии.

Учитель: Сейчас мы вам прочитаем стихотворение.

Учитель:

«Необъятная страна»:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна. (Т. Бокова)

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Ученики: отвечают на вопрос (природные зоны России)

Учитель: А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

Ученики: отвечают на вопросы

Учитель: Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – белоснежные снега. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.

Ученики: Слушают учителя и если есть вопросы, задают их.

Учитель: А, давайте, убедимся в том, что Россия разнообразная, красивая, послушав сказку.

Учитель: Давным-давно на Земле жили-были шесть сестер. Звали их Арктика, Тундра, Тайга, Смешанные леса, Степь, Пустыня.

Подросли девицы, пришла пора замуж выходить. Стали к ним женихи наезживать, смотрины смотреть да свататься. Ни одной девушке ни один жених не нравился. И решили они сбежать от родителей, чтобы жить друг с другом без каких-либо мужей, в дружбе до самой глубокой старости.

Бежали они, бежали, да все ни как не могли место выбрать, где остановиться. Одной нравятся цветы и просторы, другой — леса, третьей — жара и пустота, четвертой- вообще холода. Спорили, ругались, в итоге решили расстаться. Начать жить отдельно, да друг к другу в гости захаживать.

Арктика осталась жить, где одни снега и метели. Где, из животных живут тюлени, моржи, морские котики, белые медведи, песцы. Из птиц — полярные совы, и другие. Из растений растут мхи, полярный мак и некоторые другие растения. Иногда, в Арктике можно увидеть полярные сияния.

Тундра не далеко ушла от сестры, там также холодно. Растения в тундре представлены мхами, лишайниками и кустарничками. Низкорослые кустарники прижаты к земле — так растениям легче спастись от ветров и морозов. Ягель («олений мох») — это лишайник, который является основной пищей северных оленей. Из млекопитающих животных в тундре водятся северные олени, волки, зайцы, лемминги. Из птиц постоянно живут в тундре белая куропатка, полярная сова.

Тайга ушла жить в большой бескрайний лес, где много деревьев это ели, пихты, сосны, лиственницы, кедровые сосны. Живут бурые медведи, куницы, барсуки, бурундуки, рыси, зайцы, волки, лисица, кабаны, лоси, несколько видов оленей. А также много-много птиц. Растут грибы и ягоды.

Следующая сестра Смешанные леса ушла жить, где значительно теплее. В таких лесах растения образуют несколько ярусов. Верхний ярус состоит из высоких хвойных деревьев. Под ними располагаются дубы, липы, клёны, берёзы, ясени, вязы. Третий ярус состоит из кустарников: боярышника, малины, шиповника. Почву в таком лесу покрывают невысокие травы, мхи и лишайники. Из животных это ласка, косуля, горностай, рысь, белка, кабан, благородный олень и другие животные.

Степь осталась жить на равнине, поросшей травой да цветами. Без единого деревца. Животных в степи не очень много. Самое крупное из них — сайгак. Есть хищники (волк, лисица) и всевозможные грызуны — сурок, тушканчик, полёвка,  суслик, хомяк. Из птиц водятся степной орёл, степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка и другие.

А Пустыня осталась осваивать бескрайние пески, в глубине которых прячется маленький островок, покрытый травой и пальмами, с маленьким озерцом. Здесь живут ящерицы и скорпионы, змеи и верблюды.

Путники проходили мимо их домов, заходили отпить водицы, отведать еды, а то и переночевать. Познакомившись с дружелюбными сестрами, стали постепенно они и местность осваивать.

Стали называть их именами. Равнину без кустов и деревьев — степью, бесконечные леса — тундрой, а бескрайние пески — пустыней, а вечный холод- Арктикой.

Каждая эта природная зона по-своему хороша. Весной в степи красота неописуемая — все цветы расцветают, раскрашивают пестротой окружающий мир. Летом и ранней осенью хорошо в тундре, где поспевают грибы и самые разнообразные ягоды. А зимой хорошо в пустыне — там тепло, не смотря ни на что.

Так с тех пор и повелось. О сестрах и песни складывали, и сказки рассказывали, наверняка какие-то из них ты знаешь.

Ну, что мы с вами убедились, что Россия разнообразная и красивая?

Ребят после прочтение сказки кто куда захотел отправиться?

Ученики: Слушают учителя, отвечают на вопросы

Учитель: А, теперь давайте по путешествуем. Первое куда мы отправимся это на станцию «Географическую».

Станция «Географическая»

Учитель: Сейчас мы будем работать в группах.

Каждая группа получает конверт с природной зоной.

Внутри конверта находятся описание природной зоны, которые вы должны определить.

Ваша задача узнать какая это природная зона, и один человек из группы выйдет к доске и расскажет о вашей природной зоне. Каждой группе будут даваться карточки за правильный ответ, но для чего они нужны вы узнаете чуть-чуть попозже.

Зона расположена на крайней северной точке страны, покрытой ледниками. Климат очень суровый, холодный, и даже летом температура редко поднимается выше 5-7С тепла. Это царство вечного холода, и выдержать такие условия способны лишь немногие растения и животные. Здесь можно встретить только мхи и лишайники. В арктической пустыне обитают белые медведи, северные олени, тюлени, моржи. - Арктика


Отличается длинной холодной зимой и коротким прохладным летом. Растительность очень скудная: мхи, лишайники, травы, карликовые деревья, ягель. Из млекопитающих животных водятся северные олени, волки, зайцы, лемминги. Из птиц постоянно живут белая куропатка, полярная сова и гагара. - Тундра


Это царство хвойных деревьев, где климат уже заметно мягче. Здесь произрастают большие выносливые деревья: кедр, ель, сосна, пихта, лиственница, береза, ольха. В лесах много грибов и ягод. В тайге обитает рысь, росомаха, бурый медведь, заяц, белка, соболь. - Тайга


В лесах ярко выражена ярусность: верхний ярус занимают высокие деревья (дуб, граб, сосна, ель), средний ярус – деревья пониже (береза, ольха, липа), ниже растут различные кустарники (бузина, малина, шиповник), а самый нижний ярус занимают травы. Здесь обитают животных такие как ласка, косуля, горностай, рысь, белка, кабан, благородный олень и другие животные. - Смешанные леса


Зона выглядит как бескрайняя равнина с богатой травянистой растительностью. Животных не очень много. Самое крупное из них — сайгак. Есть хищники (волк, лисица) и всевозможные грызуны — сурок, тушканчик, полёвка, суслик, хомяк. Из птиц водятся дрофа, степной орёл, пустельга, степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка и другие. - Степь


Территория с песчаной, каменистой или глинистой поверхностью. Покрытый травой и пальмами, с маленьким озерцом. Здесь живут ящерицы и скорпионы, змеи и верблюды. -Пустыни

Ученики: Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне.

Станция «Зоологическая»

Учитель: Сейчас мы все вместе будем называть животное, которое живет в определенной зоне.

Ученики: Учащиеся с места отвечают.

Станция «Загадки»

Учитель: А, сейчас мы будем отгадывать загадки.

Северный лес тот укутан в снега,

Лес тот дремучий зовётся… (тайга).


Тыщи сосен до небес

Образуют хвойный… (лес).


Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал… (заяц).


Думал, кошка.

Крикнул: «Брысь!».

Оказалось, это – … (рысь).



Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк.)

Ученики: отгадывают загадки

Физкультминутка «Нос-лоб-ухо»

Учитель: Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос—лоб—нос—нос—лоб—лоб—ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.
Учитель:
Ребята, вызнаете кто такой картограф? Картограф-это человек, который делает карты.

А, давайте сегодня сами побудим картографами, и сами сделаем карту «Природных зон Росси». Вешает на доску ватман.

Говорит ученикам, что они будут делать свою природную зону России, из тех карточек которые они получали в течении мероприятия

Ученики: Каждый ученик клеит карточки своей зоны.

Учитель:

-Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

-На какой из станций было интересно?

Ученики: Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно подводят итог.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!