Конспект по внеурочному занятию.
Тема занятия «Природные зоны Росси»
Цель занятия: Обобщить знания о природных зонах России
Планируемые результаты:
Предметные:
· знать и уметь называть основные
зоны России;
· познакомить с природными зонами
России;
· применять полученные знания на
практике.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
· формировать устойчивый познавательный интерес;
· развитие умений работать с разными видами информации.
Регулятивные УУД:
· формировать умения использовать свои знания и умения.
Коммуникативные УУД:
· Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание · формировать положительное отношение к уроку;
· следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;
· устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
· формирование мотивационной основы учебной деятельности.
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· кратко отвечать на вопросы, задавать их;
· выражение своего мнения и уважительное восприятие других точек зрения.
Личностные:
· формировать положительное отношение к уроку;
· следовать в поведении моральным и этическим требованиям;
· устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
· формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Учителя: Здравствуйте ребята, нас зовут Анастасия Дмитриевна, Олеся Владимировна и Ксения Валерьевна, мы рады приветствовать Вас на занятии.
Учитель: Сейчас мы вам прочитаем стихотворение.
Учитель:
«Необъятная страна»:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (Т. Бокова)
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Ученики: отвечают на вопрос (природные зоны России)
Учитель: А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?
Ученики: отвечают на вопросы
Учитель: Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – белоснежные снега. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.
Ученики: Слушают учителя и если есть вопросы, задают их.
Учитель: А, давайте, убедимся в том, что Россия разнообразная, красивая, послушав сказку.
Учитель: Давным-давно на Земле жили-были шесть сестер. Звали их Арктика, Тундра, Тайга, Смешанные леса, Степь, Пустыня.
Подросли девицы, пришла пора замуж выходить. Стали к ним женихи наезживать, смотрины смотреть да свататься. Ни одной девушке ни один жених не нравился. И решили они сбежать от родителей, чтобы жить друг с другом без каких-либо мужей, в дружбе до самой глубокой старости.
Бежали они, бежали, да все ни как не могли место выбрать, где остановиться. Одной нравятся цветы и просторы, другой — леса, третьей — жара и пустота, четвертой- вообще холода. Спорили, ругались, в итоге решили расстаться. Начать жить отдельно, да друг к другу в гости захаживать.
Арктика осталась жить, где одни снега и метели. Где, из животных живут тюлени, моржи, морские котики, белые медведи, песцы. Из птиц — полярные совы, и другие. Из растений растут мхи, полярный мак и некоторые другие растения. Иногда, в Арктике можно увидеть полярные сияния.
Тундра не далеко ушла от сестры, там также холодно. Растения в тундре представлены мхами, лишайниками и кустарничками. Низкорослые кустарники прижаты к земле — так растениям легче спастись от ветров и морозов. Ягель («олений мох») — это лишайник, который является основной пищей северных оленей. Из млекопитающих животных в тундре водятся северные олени, волки, зайцы, лемминги. Из птиц постоянно живут в тундре белая куропатка, полярная сова.
Тайга ушла жить в большой бескрайний лес, где много деревьев это ели, пихты, сосны, лиственницы, кедровые сосны. Живут бурые медведи, куницы, барсуки, бурундуки, рыси, зайцы, волки, лисица, кабаны, лоси, несколько видов оленей. А также много-много птиц. Растут грибы и ягоды.
Следующая сестра Смешанные леса ушла жить, где значительно теплее. В таких лесах растения образуют несколько ярусов. Верхний ярус состоит из высоких хвойных деревьев. Под ними располагаются дубы, липы, клёны, берёзы, ясени, вязы. Третий ярус состоит из кустарников: боярышника, малины, шиповника. Почву в таком лесу покрывают невысокие травы, мхи и лишайники. Из животных это ласка, косуля, горностай, рысь, белка, кабан, благородный олень и другие животные.
Степь осталась жить на равнине, поросшей травой да цветами. Без единого деревца. Животных в степи не очень много. Самое крупное из них — сайгак. Есть хищники (волк, лисица) и всевозможные грызуны — сурок, тушканчик, полёвка, суслик, хомяк. Из птиц водятся степной орёл, степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка и другие.
А Пустыня осталась осваивать бескрайние пески, в глубине которых прячется маленький островок, покрытый травой и пальмами, с маленьким озерцом. Здесь живут ящерицы и скорпионы, змеи и верблюды.
Путники проходили мимо их домов, заходили отпить водицы, отведать еды, а то и переночевать. Познакомившись с дружелюбными сестрами, стали постепенно они и местность осваивать.
Стали называть их именами. Равнину без кустов и деревьев — степью, бесконечные леса — тундрой, а бескрайние пески — пустыней, а вечный холод- Арктикой.
Каждая эта природная зона по-своему хороша. Весной в степи красота неописуемая — все цветы расцветают, раскрашивают пестротой окружающий мир. Летом и ранней осенью хорошо в тундре, где поспевают грибы и самые разнообразные ягоды. А зимой хорошо в пустыне — там тепло, не смотря ни на что.
Так с тех пор и повелось. О сестрах и песни складывали, и сказки рассказывали, наверняка какие-то из них ты знаешь.
Ну, что мы с вами убедились, что Россия разнообразная и красивая?
Ребят после прочтение сказки кто куда захотел отправиться?
Ученики: Слушают учителя, отвечают на вопросы
Учитель: А, теперь давайте по путешествуем. Первое куда мы отправимся это на станцию «Географическую».
Станция «Географическая»
Учитель: Сейчас мы будем работать в группах.
Каждая группа получает конверт с природной зоной.
Внутри конверта находятся описание природной зоны, которые вы должны определить.
Ваша задача узнать какая это природная зона, и один человек из группы выйдет к доске и расскажет о вашей природной зоне. Каждой группе будут даваться карточки за правильный ответ, но для чего они нужны вы узнаете чуть-чуть попозже.
Зона расположена на крайней северной точке страны, покрытой ледниками. Климат очень суровый, холодный, и даже летом температура редко поднимается выше 5-7С тепла. Это царство вечного холода, и выдержать такие условия способны лишь немногие растения и животные. Здесь можно встретить только мхи и лишайники. В арктической пустыне обитают белые медведи, северные олени, тюлени, моржи. - Арктика
Отличается длинной холодной зимой и коротким прохладным летом. Растительность очень скудная: мхи, лишайники, травы, карликовые деревья, ягель. Из млекопитающих животных водятся северные олени, волки, зайцы, лемминги. Из птиц постоянно живут белая куропатка, полярная сова и гагара. - Тундра
Это царство хвойных деревьев, где климат уже заметно мягче. Здесь произрастают большие выносливые деревья: кедр, ель, сосна, пихта, лиственница, береза, ольха. В лесах много грибов и ягод. В тайге обитает рысь, росомаха, бурый медведь, заяц, белка, соболь. - Тайга
В лесах ярко выражена ярусность: верхний ярус занимают высокие деревья (дуб, граб, сосна, ель), средний ярус – деревья пониже (береза, ольха, липа), ниже растут различные кустарники (бузина, малина, шиповник), а самый нижний ярус занимают травы. Здесь обитают животных такие как ласка, косуля, горностай, рысь, белка, кабан, благородный олень и другие животные. - Смешанные леса
Зона выглядит как бескрайняя равнина с богатой травянистой растительностью. Животных не очень много. Самое крупное из них — сайгак. Есть хищники (волк, лисица) и всевозможные грызуны — сурок, тушканчик, полёвка, суслик, хомяк. Из птиц водятся дрофа, степной орёл, пустельга, степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка и другие. - Степь
Территория с песчаной, каменистой или глинистой поверхностью. Покрытый травой и пальмами, с маленьким озерцом. Здесь живут ящерицы и скорпионы, змеи и верблюды. -Пустыни
Ученики: Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне.
Станция «Зоологическая»
Учитель: Сейчас мы все вместе будем называть животное, которое живет в определенной зоне.
Ученики: Учащиеся с места отвечают.
Станция «Загадки»
Учитель: А, сейчас мы будем отгадывать загадки.
Северный лес тот укутан в снега,
Лес тот дремучий зовётся… (тайга).
Тыщи сосен до небес
Образуют хвойный… (лес).
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал… (заяц).
Думал, кошка.
Крикнул: «Брысь!».
Оказалось, это – … (рысь).
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк.)
Ученики: отгадывают загадки
Физкультминутка «Нос-лоб-ухо»
Учитель: Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос—лоб—нос—нос—лоб—лоб—ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.
Учитель: Ребята, вызнаете кто такой картограф? Картограф-это человек, который делает карты.
А, давайте сегодня сами побудим картографами, и сами сделаем карту «Природных зон Росси». Вешает на доску ватман.
Говорит ученикам, что они будут делать свою природную зону России, из тех карточек которые они получали в течении мероприятия
Ученики: Каждый ученик клеит карточки своей зоны.
Учитель:
-Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
-На какой из станций было интересно?
Ученики: Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно подводят итог.