СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного экологического занятия на тему: "Друзья леса"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного экологического занятия на тему: "Друзья леса"»

Внеклассное мероприятие по экологии «Своя игра» на тему: «Друзья леса».

Цель: В занимательной форме активизировать знания школьников по экологии родного края, стимулировать их познавательную активность; развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу; воспитывать чувство бережного отношения к природе и животному миру; развивать эстетическое восприятие мира.


Ход мероприятия

Организационный момент.

Ведущий:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года ─

Это все вокруг (природа).


Ведущий:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы.

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля

Где живем и ты, и я.

Актуализация знаний.
Ведущий:
Ребята, мы с вами много говорили о том, что нужно внимательно смотреть, кто находится рядом с вами, комфортно ли ему, может быть кому-то нужна ваша помощь. Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что окружает вас каждый день.

Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему?

А есть ли «природа» в нашем доме? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

А может ли природа жить без человека? (Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.)

Все, что есть в природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

Знакомство с новым понятием.

Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология.
Как вы понимаете это слово «экология»?
Это слово происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос» - учение.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к нашему дому – Земле. В доме должен быть порядок. Экология учит нас наводить порядок на Земле.

Сегодня мы будем говорить об экологии, о природе и о бережном отношении к ней.
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно охранять, оберегать, строить. Каждый человек своими действиями должен сохранять природу, а не разрушать ее. Люди часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов: это стихийные бедствия: ураганы, засуха, морозы, землетрясения, наводнения. Разрушения продолжаются, и их наносит человек.

Ведущий:
Сегодня у нас в гостях «Своя игра» на экологическую тему «Друзья леса». Перед вами экран, разбитый на сектора по определенным темам. Каждая тема включает в себя пять вопросов различной степени трудности. Самый легкий вопрос «стоит» десять очков, самый трудный ─ пятьдесят. Если сможете ответить, то очки ваши. Если нет, очки снимаются. Отвечает тот, кто является капитаном команды.
Представление игроков 2-3 команд.

Сектор «Лесное сообщество».


10 – (муравья).
20 –
У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко. Случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (заяц).
30 –
Что такое смешанный лес? (смешение хвойных и лиственных древесных пород).
40 –
Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (в дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).
50 –
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (на срубе четко видны годовые кольца, сколько ко­лец, столько и лет).



Сектор «В мире растений».


10 –
Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натерли ногу? (листья подорожника).
20 –
Какое вечнозеленое дерево символизирует вечность жизни? (ель).
30 –
Как можно определить направление на север по камням, поросшим мхом и лишайником? (мох и лишайник обычно покрывают северную сторону камней).
40 –
Какие цветы имеют такое же название, как и имена людей? (василёк, роза, иван-да-марья, вероника).
50 –
Из какого лекарственного растения можно приготовить кофе? (цикорий).



Сектор «Охрана природы».


10 –
Глядя на картинки, попробуй сформулировать правила правильного отношения к природе.
20 –
Какое название имеет книга, которая рассказывает о редких, исчезающих растениях и животных? (Красная книга. Красной она называется, так как красный цвет – это цвет, обозначающий тревогу, опасность, предупреждение).
30 –
Как называют человека, который охотится или ловит рыбу без разрешения, в запрещённом месте? (браконьер).
40 –
Почему весной строго запрещена охота на пушных животных? (охота на пушных животных весной запрещена, так как у зверей появляется потомство).
50 –
Что такое заповедники? Назовите заповедники Лип. области. (заповедники ─ участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Самый знаменитый заповедник Черноземья – Галичья гора).

Сектор «Боль природы».


10 –
Перечислите предметы, которыми человек засоряет окружающую среду (стекло, пластик, упаковки от пищевых продуктов).
20 –
Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? (пожар)
30 –
Назовите самые главные причины исчезновения некоторых видов растений. (вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, пожары, распашка земель, осушение земель, неконтролируемые сборы растений).
40 – Экологическая ситуация.
Идя на экскурсию в лес, дети увидели красивые ландыши. Ира хотела сорвать и принести ее в класс, а Ваня предложил выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете? (Прав был Ваня, потому что то, что предложила Ира несёт лишь сиюминутное удовольствие, через время красивые ландыши бы засохли, а поскольку они занесены в Красную книгу, это недопустимо).
50 –
Какое название имеет необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов? (экологическая катастрофа)

Подведение итогов, вручение призов и подарков.

Человек живет на земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, теплоходы и самолёты, тракторы, гидроэлектростанции и водопроводы. Вместе с тем, человек рубит леса, копает землю, перегораживает реки, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строит дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе. Земля делается беднее. Реки и моря мелеют. Воздух загрязняется. Климат меняется. Значит, природа в опасности. Окружающая среда влияет на все живые существа. А они, в свою очередь, влияют на окружающую среду. Значит, каждый организм ─ это только частичка окружающего мира. Человек ─ тоже частичка окружающего мира. Зная это, он должен понимать, что с природой надо обращаться бережно. Помогает человеку в этом наука экология. Она поможет человеку ответить на такие вопросы: «Как лучше использовать землю?», «Как сберечь леса, пашни, всю естественную жизнь?», «Как уменьшить потери воды?». Вопросов много. Решая их, думая, зная законы экологии, люди выполняют главную задачу ─ сохранять нашу планету Земля для наших потомков. Судьба природы ─ наша судьба!


Ведущий:

Любите родную природу ─

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!