Внеклассное мероприятие по экологии «Своя игра» на тему: «Друзья леса».
Цель: В занимательной форме активизировать знания школьников по экологии родного края, стимулировать их познавательную активность; развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу; воспитывать чувство бережного отношения к природе и животному миру; развивать эстетическое восприятие мира.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Ведущий:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года ─
Это все вокруг (природа).
Ведущий:
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы.
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля
Где живем и ты, и я.
Актуализация знаний.
Ведущий:
Ребята, мы с вами много говорили о том, что нужно внимательно смотреть, кто находится рядом с вами, комфортно ли ему, может быть кому-то нужна ваша помощь. Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что окружает вас каждый день.
Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему?
А есть ли «природа» в нашем доме? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
А может ли природа жить без человека? (Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.)
Все, что есть в природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.
Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.
Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.
Знакомство с новым понятием.
Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология.
Как вы понимаете это слово «экология»?
Это слово происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос» - учение.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к нашему дому – Земле. В доме должен быть порядок. Экология учит нас наводить порядок на Земле.
Сегодня мы будем говорить об экологии, о природе и о бережном отношении к ней.
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно охранять, оберегать, строить. Каждый человек своими действиями должен сохранять природу, а не разрушать ее. Люди часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов: это стихийные бедствия: ураганы, засуха, морозы, землетрясения, наводнения. Разрушения продолжаются, и их наносит человек.
Ведущий:
Сегодня у нас в гостях «Своя игра» на экологическую тему «Друзья леса». Перед вами экран, разбитый на сектора по определенным темам. Каждая тема включает в себя пять вопросов различной степени трудности. Самый легкий вопрос «стоит» десять очков, самый трудный ─ пятьдесят. Если сможете ответить, то очки ваши. Если нет, очки снимаются. Отвечает тот, кто является капитаном команды.
Представление игроков 2-3 команд.
Сектор «Лесное сообщество».
10 – (муравья).
20 – У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко. Случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (заяц).
30 – Что такое смешанный лес? (смешение хвойных и лиственных древесных пород).
40 – Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (в дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).
50 – Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (на срубе четко видны годовые кольца, сколько колец, столько и лет).
Сектор «В мире растений».
10 – Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натерли ногу? (листья подорожника).
20 – Какое вечнозеленое дерево символизирует вечность жизни? (ель).
30 – Как можно определить направление на север по камням, поросшим мхом и лишайником? (мох и лишайник обычно покрывают северную сторону камней).
40 – Какие цветы имеют такое же название, как и имена людей? (василёк, роза, иван-да-марья, вероника).
50 – Из какого лекарственного растения можно приготовить кофе? (цикорий).
Сектор «Охрана природы».
10 – Глядя на картинки, попробуй сформулировать правила правильного отношения к природе.
20 – Какое название имеет книга, которая рассказывает о редких, исчезающих растениях и животных? (Красная книга. Красной она называется, так как красный цвет – это цвет, обозначающий тревогу, опасность, предупреждение).
30 – Как называют человека, который охотится или ловит рыбу без разрешения, в запрещённом месте? (браконьер).
40 – Почему весной строго запрещена охота на пушных животных? (охота на пушных животных весной запрещена, так как у зверей появляется потомство).
50 – Что такое заповедники? Назовите заповедники Лип. области. (заповедники ─ участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Самый знаменитый заповедник Черноземья – Галичья гора).
Сектор «Боль природы».
10 – Перечислите предметы, которыми человек засоряет окружающую среду (стекло, пластик, упаковки от пищевых продуктов).
20 – Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? (пожар)
30 – Назовите самые главные причины исчезновения некоторых видов растений. (вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, пожары, распашка земель, осушение земель, неконтролируемые сборы растений).
40 – Экологическая ситуация. Идя на экскурсию в лес, дети увидели красивые ландыши. Ира хотела сорвать и принести ее в класс, а Ваня предложил выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете? (Прав был Ваня, потому что то, что предложила Ира несёт лишь сиюминутное удовольствие, через время красивые ландыши бы засохли, а поскольку они занесены в Красную книгу, это недопустимо).
50 – Какое название имеет необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов? (экологическая катастрофа)
Подведение итогов, вручение призов и подарков.
Человек живет на земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, теплоходы и самолёты, тракторы, гидроэлектростанции и водопроводы. Вместе с тем, человек рубит леса, копает землю, перегораживает реки, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строит дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе. Земля делается беднее. Реки и моря мелеют. Воздух загрязняется. Климат меняется. Значит, природа в опасности. Окружающая среда влияет на все живые существа. А они, в свою очередь, влияют на окружающую среду. Значит, каждый организм ─ это только частичка окружающего мира. Человек ─ тоже частичка окружающего мира. Зная это, он должен понимать, что с природой надо обращаться бережно. Помогает человеку в этом наука экология. Она поможет человеку ответить на такие вопросы: «Как лучше использовать землю?», «Как сберечь леса, пашни, всю естественную жизнь?», «Как уменьшить потери воды?». Вопросов много. Решая их, думая, зная законы экологии, люди выполняют главную задачу ─ сохранять нашу планету Земля для наших потомков. Судьба природы ─ наша судьба!
Ведущий:
Любите родную природу ─
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!