Конспект урока
Учитель:
Предмет: Биология
Дата проведения:
№ урока: 14
Класс: 5-Г
Тема урока: Типы взаимоотношений организмов в сообществе.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: учащиеся осознают жизнь как уникальную особенность и ценность, необходимость бережного отношения к ней; формируется научное мировоззрение на основе знаний об основных типах взаимоотношений живых организмов
Метапредметные:
Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу
Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп
Предметные: учащиеся знают основные типы взаимоотношений между живыми организмами
Задачи урока:
воспитывающая: сформировать ответственное и бережное отношение к природе;
развивающая: сформировать познавательный интерес направленный на познание живой природы;
образовательная:
Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.
Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных
Оборудование, используемое на уроке: обучающий диск, рисунки в учебнике, компьютерное оборудование, компакт диск с презентацией, учебно-методическая и справочная литература.
Цель: Обобщить конкретные знания учащихся о растениях, животных, грибах и бактериях в понятия живой организм, его свойства
Формы и методы обучения: Метод: частично-поисковый
Формы: фронтальная, групповая
Организационно-деятельностный блок.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности
( Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности)
Учитель:
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей
— увы! - невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи - всегда и везде!
( Какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?
Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе.
Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.)
Тема сегодняшнего занятия «Взаимоотношения между живыми организмами».
Цель занятия: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе, с использованием информационных технологий, используя те навыки, которые были получили на предыдущих уроках.
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
Что бы мы с вами смогли изучить данную тему, мы должны вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке
1.Выполнение заданий:
Какой живой организм пропущен в цепи питания?
Пшеница - мышь - ………………- почвенные бактерии
а) одуванчик б) воробей в) лисица г) гриб
2. Подберите животных в природные сообщества.
1 лес. 2 луг. 3 водоем
Список животных:
Кукушка Щука Белка Кабан Крот Ящерица Лягушка Бобр Шмель Дятел Еж Кузнечик
3.Определите о каком природном сообществе идет речь?
Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.
4.Составьте цепь питания
(Отрывок из сказки «Лягушка – царевна»)
«Указала Баба-Яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.
Вдруг откуда ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.
Глядь – а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.
Тут вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко. А за ней сокол кинулся, как ударит ее, так из утки яйцо выпало прямо в синее море. Иван-царевич при такой беде сел на берегу и залился горькими слезами …»
Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет – воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
А потом пришла беда – отворяйте ворота!
Все посевы, урожай насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
Если все с плеча рубить, можно дело загубить!
Вот на зеленый стебелек
садится пестрый мотылек,
попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! –
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питание траве дает.
Учитель: Мы уже знаем, что такое живой организм и многообразие живого. Сейчас наша задача вспомнить этот материал, чтобы мы могли расширить свои знания.
2. Выявление места и причины затруднения
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения
Как живые организмы связаны друг с другом?
3. Построение проекта выхода из затруднения
1 ряд читает стр. 34 –конкурентные отношения
2 ряд читает стр. 35 – отношения хищник жертва
3 ряд читает стр. 35 – отношения паразит хозяин
Затем представитель каждого ряда рассказывают другим о том что они прочитали
4. Реализация построенного проекта.
Заполните таблицу
Вид взаимоотношений | особенности | Примеры |
| | |
| | |
| | |
| | |
( Показ слайдов с типами взаимоотношений)
5. Закрепление
Вопросы: о каком типе взаимоотношений идет речь?
такой вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, например, хищный вид нападает на вид-жертву, которым он питается
форма взаимоотношений двух организмов, принадлежащих, когда один из них паразит использует хозяина в качестве среды обитания или источника пищи.
взаимоотношения организмов одного и того же или разных видов соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке Каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие, виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т.д. Оба вида называются конкурирующими.
каждый из видов может жить расти и размножаться только в присутствии другого вида.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
7.Задание на дом:
- выучить параграф 12
- ответить на вопросы после параграфа;
- творческое задание подготовить презентации
Характеристика взаимоотношений | Тип взаимоотношений | Примеры взаимоотношений данного типа |
+ ; + | Симбиоз Мутуализм (облигатный) Протокооперация (факультативный) | Гриб и водоросль (лишайники) Термиты и жгутиковые Тля и муравей Микориза на корнях деревьев |
+ ; 0 | Комменсализм Квартиранство Нахлебничество Сотрапезничество | Растения-эпифиты на стволах деревьев Львы и гиены Акула и рыба прилипала Бабочка и гусеница на одном растении |
+ ; - | Хищничество Собственно хищничество Паразитизм Растительноядность (фитофагия) | Волки и лоси Божья коровка и тля Чесоточный клещ и человек Заяц и трава |
0 ; 0 | Нейтрализм | Белки и лоси в одном лесу Комар и береза |
0 ; - | Аменсализм | Бук и колокольчик широколиственный Ель и сосна |
- ; - | Антибиоз Аллелопатия Конкуренция межвидовая Конкуренция внутривидовая | Выделение фитонцидов некоторыми кустарниками Лисица и волк Борьба за территорию, возможность размножения и т.д. |