СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Взаимоотношения организмов в сообществе"" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Взаимоотношения организмов в сообществе"" 5 класс»

Конспект урока

Учитель:

Предмет: Биология

Дата проведения:

урока: 14

Класс: 5-Г

Тема урока: Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: учащиеся осознают жизнь как уникальную особенность и ценность, необходимость бережного отношения к ней; формируется научное мировоззрение на основе знаний об основных типах взаимоотношений живых организмов

Метапредметные:

Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп

Предметные: учащиеся знают основные типы взаимоотношений между живыми организмами

Задачи урока:

воспитывающая: сформировать ответственное и бережное отношение к природе;

развивающая: сформировать познавательный интерес направленный на познание живой природы;

образовательная:

Приводить примеры различных ти­пов взаимодействия организмов в со­обществе.

Устанавливать причины разных ти­пов взаимодействия живых организ­мов в сообществе.

Прогнозировать последствия для со­общества конкуренции, гибели хищ­ников, нарушения взаимовыгодных

Оборудование, используемое на уроке: обучающий диск, рисунки в учебнике, компьютерное оборудование, компакт диск с презентацией, учебно-методическая и справочная литература.

Цель: Обобщить конкретные знания учащихся о растениях, животных, грибах и бактериях в понятия живой организм, его свойства

Формы и методы обучения: Метод: частично-поисковый

Формы: фронтальная, групповая


Организационно-деятельностный блок.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Мотивация к учебной деятельности

( Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности)

Учитель:

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки.

Прожить без соседей

— увы! - невозможно,

Иных обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи - всегда и везде!

( Какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?

Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе.

Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.)

Тема сегодняшнего занятия «Взаимоотношения между живыми организмами».

Цель занятия: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе, с использованием информационных технологий, используя те навыки, которые были получили на предыдущих уроках.

3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Что бы мы с вами смогли изучить данную тему, мы должны вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке

1.Выполнение заданий:

  1. Какой живой организм пропущен в цепи питания?

Пшеница - мышь - ………………- почвенные бактерии

а) одуванчик б) воробей в) лисица г) гриб

2. Подберите животных в природные сообщества.

1 лес. 2 луг. 3 водоем

Список животных:

Кукушка Щука Белка Кабан Крот Ящерица Лягушка Бобр Шмель Дятел Еж Кузнечик

3.Определите о каком природном сообществе идет речь?

Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.

4.Составьте цепь питания

(Отрывок из сказки «Лягушка – царевна»)

«Указала Баба-Яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.
Вдруг откуда  ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.
Глядь – а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.
Тут вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко. А за ней сокол кинулся, как ударит ее, так из утки яйцо выпало прямо в синее море. Иван-царевич при  такой беде сел на берегу и залился горькими слезами …»

  1. Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.
    Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.
    Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
    И издали свой декрет – воробьев свести на нет!
    Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?
    Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
    А потом пришла беда – отворяйте ворота!
    Все посевы, урожай насекомые сожрали.
    Их в таком большом числе прежде не было нигде.
    Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
    Им родители с полей тащут мошек и червей.
    Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.
    И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
    Если все с плеча рубить, можно дело загубить!

  2. Вот на зеленый стебелек
    садится пестрый мотылек,
    попил нектар со всех цветов,
    Их опылил – и в путь готов.
    Но тут попался – Боже мой! –
    На завтрак птице луговой.
    А у нее гнездо в траве
    И куча птенчиков в гнезде.
    И уж, конечно, их помет
    Питание траве дает.

Учитель: Мы уже знаем, что такое живой организм и многообразие живого. Сейчас наша задача вспомнить этот материал, чтобы мы могли расширить свои знания.

2. Выявление места и причины затруднения

На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения

Как живые организмы связаны друг с другом?

3. Построение проекта выхода из затруднения

1 ряд читает стр. 34 –конкурентные отношения

2 ряд читает стр. 35 – отношения хищник жертва

3 ряд читает стр. 35 – отношения паразит хозяин

Затем представитель каждого ряда рассказывают другим о том что они прочитали

4. Реализация построенного проекта.

Заполните таблицу

Вид взаимоотношений

особенности

Примеры













( Показ слайдов с типами взаимоотношений)

5. Закрепление

Вопросы: о каком типе взаимоотношений идет речь?

  1. такой вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, например, хищный вид нападает на вид-жертву, которым он питается

  2. форма взаимоотношений двух организмов, принадлежащих, когда один из них паразит использует хозяина в качестве среды обитания или источника пищи.

  3. взаимоотношения организмов одного и того же или разных видов соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке Каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие, виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т.д. Оба вида называются конкурирующими.

каждый из видов может жить расти и размножаться только в присутствии другого вида.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

7.Задание на дом:

- выучить параграф 12

- ответить на вопросы после параграфа;

- творческое задание подготовить презентации







Характеристика взаимоотношений 


Тип взаимоотношений


Примеры взаимоотношений данного типа


+ ; +


Симбиоз

Мутуализм (облигатный)

Протокооперация (факультативный)




Гриб и водоросль (лишайники)

Термиты и жгутиковые
Тля и муравей

Микориза на корнях деревьев


+ ; 0


Комменсализм

Квартиранство

Нахлебничество

Сотрапезничество




Растения-эпифиты на стволах деревьев
Львы и гиены

Акула и рыба прилипала

Бабочка и гусеница на одном растении


+ ; -


Хищничество

Собственно хищничество

Паразитизм

Растительноядность (фитофагия)




Волки и лоси

Божья коровка и тля
Чесоточный клещ и человек
Заяц и трава


0 ; 0


Нейтрализм


Белки и лоси в одном лесу

Комар и береза


0 ; -


Аменсализм


Бук и колокольчик широколиственный

Ель и сосна


- ; -


Антибиоз

Аллелопатия
Конкуренция межвидовая
Конкуренция внутривидовая




Выделение фитонцидов некоторыми кустарниками
Лисица и волк
Борьба за территорию, возможность размножения и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!