Внеурочное занятие на тему : «Воровство – это преступление!»
Класс: 2
Цель : - Провести профилактическую работу по предупреждению воровства;
- научить детей видеть разницу между своим и чужим;
- подвести их к пониманию, что нельзя присваивать чужое.
Задачи :
1.Познакомить детей с понятиями воровство, преступление, причинами воровства и способами наказания.
2.Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать точку зрения; способствовать освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3.Воспитывать личную ответственность за свои поступки.
Планируемые результаты:
Личностные-. Проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Регулятивные: определять цель занятия, планировать учебное сотрудничество.
Познавательные: извлекать полезную информацию, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
Введение в тему.
-Добрый день, дорогие ребята! Пусть это занятие принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
Предлагаю начать нашу встречу с пословицы «Живи своим трудом, а не чужим добром» (слайд 1)
- как вы понимаете, о чем эта пословица?
Она поможет узнать о чем мы сегодня поговорим.
-Правильно, ребята сегодня мы поговорим о воровстве, таком поступке, который может иметь нежелательные последствия, наказания. Тема нашего занятия «Воровство- это преступления»(слайд2)
- А кто из вас знает как на казахском будет воровство? на английском? Давайте узнаем.
Воровство на казахском будет урлык, а на английском theft.
-Иногда в школе, дома, на улице и на работе у людей пропадают вещи.
-Что такое, что случилось,
Что это за «волшебство»?
Пропадают вещи, деньги,
Может, это воровство?
-высказывания детей
Понятие «воровство»
Ребята, ответьте мне на такие вопросы.
-Что значит воровать?
-Какого человека называют вором?
-Почему люди берут чужое?
-Нужно ли наказывать за воровство?
-Какие чувства испытывает человек, взявший чужое?
- Какие чувства испытывает пострадавший?
Заметьте, что в обоих случаях ужасные чувства, очень неприятное состояние, а ведь впереди у воришки ещё будет наказание за его поступок.
-ответы детей
-нравится вещь, легкость добычи, привычка, бедность, зависть, желание отомстить, привлечь внимание сверстников
-дети высказываются
- радость, но страх разоблачения, тревога
- обида, злость, желание отомстить
Работа в малых группах. Ситуации
Задание: я вам на листочках, раздаю ситуации, вы в парах должны разобрать ситуацию, обосновать ответ, найти правильный выход, устно. Теперь я называю ситуацию, у кого такая ситуация выступающие встают и разбираем ее. У кого есть что дополнить поднимаем руки.
1) Ребенок из детского сада унёс игрушку. Как вы считаете, это «воровство»? Почему?
2)Первоклассник, пока в классе никого нет, берёт чужую вещь. Как оценить его поступок? Почему он так поступил?
3)Вы идёте по улице, и случайно находите книгу. Как вы поступите?
-Вы должны понимать, что вещи, которые вы нашли не принесут вам счастья, а отдав вещь её хозяину, вы поможете человеку, и вам на душе будет спокойно и легко.
4)Мальчик без спроса взял у мамы деньги на мороженое. Он купил мороженое и себе и друзьям. Как вы думаете, хорошо ли поступил мальчик?
-дети решают ситуацию, совещаются, приходят к единому мнению, затем комментируют.
Обобщение.
А теперь послушайте внимательно рассказ Льва Николаевича Толстого «Косточка»
Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось их съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать посчитала сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, нехорошо; не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
-Вы внимательно слушали текст, теперь будете отвечать на вопросы.
(Слайд3)
1. Что сделал Ваня, когда никого не было в горнице?
2. Почему он не признался в содеянном?
3. Отчего мальчик побледнел и заплакал?
4. Как вы думаете, ругали бы родители мальчика,
если бы он сказал правду?
5. Хорошо ли поступил Ваня, что солгал родителям?
-Во что может перерасти привычка брать чужое?
Школьник безнаказанно крадёт мелочи: ручки, карандаши, ластик ,а потом может украсть и телефон или планшет. Постепенно формируется привычка брать чужое. Человек совершает крупные кражи , преступник = вор.
-Для взрослых людей в уголовном кодексе статья 175 «Кража» выделяет разные виды наказания за воровство.
- А если в школе, в классе могут пропадать вещи, то что мы можем сделать, чтоб у ребят не было привычки брать чужое?
-внимательно слушают текст
- ответы детей
- чаще говорить о нехорошем качестве
-благодарить тех, кто нашел чужое и вернул
-благодарить родителей за таких воспитанных детей
Итог
-Прочитайте про себя данные правила (слайд 4)
1.Потянулась рука за чужим, скажи себе: « Я не вор»! Остановись! Победи свой порыв!
2. Подумай о том, как себя будет чувствовать пострадавший.
3. Если взял чужое, незаметно верни. Больше брать не будешь.
-Напишите у себя на листочках 5 раз мыслеформулу : « Я живу своим добром»! Повторять ее шепотом. И всегда помните эту фразу.
-Что необходимо делать, чтобы избежать воровства? (Слайд 5)
1. Чужие вещи без разрешения брать нельзя.
2.Если понравилась какая-либо вещь (игрушка, книга и др.), то необходимо попросить разрешение у хозяина посмотреть ее или поиграть с нею.
3.Взял без разрешения — честно сознайся в этом, попроси прощения.
-Каждый из нас в своём детстве что-то брал, и не осознавал этого, но сейчас вы уже выросли и за свои поступки нужно отвечать.
-читают правила
- высказывания детей
Подведение итогов занятия
Дети отвечают на следующие вопросы педагога:
— О чем мы говорили сегодня на занятии?
— Что вы запомнили? Почему нельзя воровать?
— А что делать, если случайно взял чужое?
-Кто запомнил как будет воровство на казахском и на английском.
-дети отвечают на поставленные вопросы.