СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения. « Старайся ты, будь человеком!» (по повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитав книгу Владислава Крапивина, ребята узнали о самом важном: как ребята тех времен умели дружить, хранить верность, об их честных и смелых поступках. Дружба – это доверие, понимание с полуслова, забота о младших ребятах, честность по отношению друг к другу, верность. Ребята узнали, что, несмотря на страх и боль, они находили в себе смелость и совершали достойные поступки. И как у всех лето начинается «Не с первого дня каникул, а со встречного ветра, скорости и солнца… Мчишься так, что ветер свистит в ногах и мохнатыми лапами забирается под рубашку. А веселое солнце не отстает, не выпускает из теплых ладоней. Вот это жизнь!». Нам есть над чем задуматься и чему поучиться у этих ребят. Мы часто делаем добро, но и совершаем плохие поступки, высказываем свои взгляды на те или иные поступки, слова. И нам взрослые говорят те же слова «будь человеком». («Будь человеком». А разве обязательно знать английский, чтобы стать человеком? «Будь»! А почему «будь»? А сейчас он разве не человек?»)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения. « Старайся ты, будь человеком!» (по повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»)»

МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9»










Конспект урока внеклассного чтения.

« Старайся ты, будь человеком!»

(по повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»)











Составила: Л. В. Серебрякова,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория






2018 год

г.о. Луховицы

Урок внеклассного чтения.

Тема: « Старайся ты, будь человеком!» (по повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»)

Цель урока: раскрыть содержание повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер».

Задачи: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава Крапивина, познакомиться с его произведением.

Развивающая: Развить умение и способность разбираться в прочитанном, в том, чему учит книга В. Крапивина.

Воспитывающая: Понять современность и воспитательную роль его произведений в самосовершенствовании личности. На примере книги Крапивина стремиться воспитывать в себе честность, справедливость, желание всегда прийти на помощь, умение дружить.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Домашнее задание к уроку: 1) прочитать повесть В. П. Крапивина  

                                                      «Та сторона, где ветер»

                                                      2) индивидуальные задания:

                                                      а) выступление о В. П. Крапивине.

На доске план урока:

  1. Постановка цели урока. Определение темы урока.

  2. Биография Крапивина. (Выступления ребят).

  3. Беседа по книге «Та сторона, где ветер».

  4. Просмотр фрагмента фильма и обсуждение.

  5. Выразительное чтение эпизодов из книги

  6. Подведение итогов.

Ход урока.

I . Чтение и запись в тетради эпиграфа урока. Постановка проблемы урока.

«Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь».

В. Крапивин

- Ребята, что такое эпиграф?

- Глядя на эпиграф, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

II. Вступительное слово учителя.

   - На окраине Свердловска есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным свердловчанам. Каждый день здесь собираются начинающие моряки и фехтовальщики, журналисты и барабанщики. Они приходят в свой клуб с гордым названием «Каравелла». И хотя Свердловск находится далеко от моря, у клуба есть свои яхты, на которых ежегодно совершаются походы, есть свои лесные палаточные лагеря, живущие по строгим армейским законам. Но не это в первую очередь привлекает сюда ребят. «Каравелла» - это клуб товарищей, единомышленников, смелых и честных людей. Равнодушие и трусость - главные враги каравелльцев.

   Руководит этим клубом с 1961 года журналист, писатель и замечательный человек Владислав Петрович Крапивин

 III. Индивидуальное выступление ученика.

 Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году в Тюмени, в семье педагогов. В этом городе прошло его детство. «Жизнь еще была нелегкая,- вспоминает Крапивин.- Хлеб давали по карточкам, одежды не хватало, с дровами тоже случались перебои». А еще была тоска по отцу, который все не возвращался домой, стычки с дворовой шпаной, когда приходилось отчаянно бороться со страхом.

Однако в жизни писателя было и другое: друзья, которые знали, что нельзя нападать сзади, бить лежачего, жадничать, хвастаться обновками и бросать человека в трудную минуту. Эти незыблемые правила мальчишечьей жизни Крапивин пронес через годы, и любая его книга об этом. И, конечно, в той неустроенной послевоенной жизни отвлечься от трудностей помогали книги и мечты о море и парусах. Читал Крапивин, как он вспоминает, напропалую, а когда ему было чуть больше семи, написал свою первую книжку «Остров привидения».

Поступив на факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, Крапивин продолжает писать (в основном, рассказы о детях), и в 1962 году выходит его первая книга.

  IV. Слово учителя:

Работая в отряде, В. П. Крапивин наблюдал за ребятами, за тем, как под влиянием работы клуба меняются их характеры, записывая, запоминая.

«Когда вертишься среди ребят ежедневно, жизнь их знаешь не понаслышке. Я научился понимать, что ребячья жизнь ничуть не проще, не легче жизни взрослых. Порой она даже труднее, драматичнее, чем у их родителей и учителей. Потому что маленький по возрасту человек чувствует и переживает ничуть не меньше большого, а защищен от суровой жизни он гораздо слабее. Я мог делать выводы и обобщать. И в жизни, и в книгах». 

  VI. Знакомство с законами отряда «Каравелла».

 Учитель: В программе «Каравеллы» названы законы, по которым живет отряд. Давайте их прочитаем

   -Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их не встретил.

    -Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой раньше меня.

    -Смелость - это то, когда человек боится и всё- таки не сворачивает с дороги.

   -Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребёнка.

VI. Беседа по прочитанному.

   -Чему он учит в своих книгах? Каким качествам? Давайте попробуем в этом разобраться, обратившись к повести, которую вы прочитали.

А начнём мы с эпиграфа к повести.(прочитаем эпиграф А. Грина)

- Что такое компас? Запишите ваше определение в тетрадь.

- А что такое ветер? Давайте тоже запишем определение в тетрадь.

- А почему компас должен проснуться? (Обратите внимание, что Грин уверен в этом, он не сомневается)

- Назовите главных героев повести.

- Расскажите о Генке и Владике. Найдите портреты героев и прочитайте. (1 группа – о Генке, 2 группа – о Владике)

- Скажите, Владик чем-то отличался от других? У него были и велосипед, и альбом с красками, и даже собственный чердак-корабль, а чего ему так не хватало?

- Как зародилась их дружба?

- Почему Генка впервые извинился? ( «Легче было ему выдержать сто разных несчастий, чем выдавить это слово»)

- Почему хулиган и двоечник Генка считал себя слабее Владика? ( « Чем он мог помочь Владьке? Ничем. Ведь жалостью не поможешь. Нужно было дать ему хоть какую-нибудь надежду на выздоровление. И Генка дрался за эту надежду и понимал, что, пока не победит в этой драке, не сможет чувствовать себя перед Владькой как равный перед равным»)

- Изменила ли Генку дружба с Владиком?

- Владик делился со своим другом тайным, сокровенным. О чём мечтал Владик?

VII. Прочитайте эпизод, как Генка спасает Владика.

- Почему в грозу Владик не ушёл с крыши? Так какая же его самая сокровенная мечта?

- А другие друзья Генки? Какие они?

- Каким был Илька?

VIII. Физминутка.

IX.Просмотр эпизода с фламинго. ( 1.39.35 – 1.42.20)

– Как этот эпизод показывает нам характер Ильки?

- Яшка? Как обычный мальчишка-раздолбай (Яшка Воробей) стал героем?

- Почему бросился малышам на помощь? Почему он прогнал ребят после того, как их вытащил?

- Правильно ли он поступил, не попросив у малышей помощи? Как вы думаете, стыдно ли просить о помощи?

- Шурка? Почему отличник Шурка впервые был выгнан с урока?

- Скажите, что сближало Владика и Ильку? Почему Генка любил бывать дома у Владика? А какой была семья у Генки? А у Яшки Воробья? ( любовь родителей и стремление понять своих детей способно решить любые проблемы взаимоотношений)

- Жили ли его герои по принципам клуба «Каравелла»?

- Вернёмся к нашему эпиграфу. Как мы теперь понимаем его смысл?

XI. Слово учителя. У клуба «Каравелла» был и свой девиз:

Если в безветрии парус повис,

А это тебя не трогает,

И если ты равнодушен и тих

Перед дальней дорогою,

И если ты перед шквалом дрожишь,

Кто за это в ответе?

Ты сам! Ты не понял, что жить

Тем лучше, чем крепче ветер.

- Ребята, как вы думаете, название произведения связано с этими словами? В чём смысл заглавия? Что значит «Та сторона, где ветер»?

- Значит у жизни две стороны? Та, где ветер, и та, где ветра нет?

- - А назовите мне героев из этой книги, которые были на другой, спокойной стороне? ( Эта повесть - о тех, кто никогда не станет к ветру жизни спиной. Даже если это очень сильный ветер...)

- Вот видите, таких нет. Давайте вернёмся к эпиграфу к книге. Что же значит компас, ветер, а главное – быть человеком? Дополните и исправьте ваши записи. Прочтите.

- Очень интересен финал произведения. Прочитайте. Как вы понимаете его?

XII. Рефлексия:

- Чему же учит нас это произведение?

Читая книгу Владислава Крапивина, мы узнали о самом важном: как ребята тех времен умели дружить, хранить верность, об их честных и смелых поступках. Дружба – это доверие, понимание с полуслова, забота о младших ребятах, честность по отношению друг к другу, верность. Мы узнали, что, несмотря на страх и боль, они находили в себе смелость и совершали достойные поступки. И как у всех лето начинается «Не с первого дня каникул, а со встречного ветра, скорости и солнца… Мчишься так, что ветер свистит в ногах и мохнатыми лапами забирается под рубашку. А веселое солнце не отстает, не выпускает из теплых ладоней. Вот это жизнь!». Нам есть над чем задуматься и чему поучиться у этих ребят. Мы часто делаем добро, но и совершаем плохие поступки, высказываем свои взгляды на те или иные поступки, слова. И нам взрослые говорят те же слова «будь человеком». («Будь человеком». А разве обязательно знать английский, чтобы стать человеком? «Будь»! А почему «будь»? А сейчас он разве не человек?»)

XIII. Домашнее задание: написать отзыв.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!