Урок внеклассного чтения в 7 классе
Тема урока: Рассказ Ю.Яковлева "Багульник"
Цели урока:
способствовать формированию представления о писателе Ю.Я. Яковлеве как авторе книг для подростков и юношества;
помочь выявить основные нравственные вопросы рассказа;
создать условия для ознакомления с характером героя, помочь раскрыть душевный мир героя, прояснить мотивы поведения главного героя;
подвести к пониманию того, что каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается.
Оборудование: портрет писателя, тексты рассказа “Багульник”, презентация PowerPoint по теме урока
…он менялся в её глазах, как веточка багульника.
Ю. Яковлев “Багульник”
Ход урока
1.Организация начала урока
В этом году на уроках внеклассного чтения мы будем знакомиться с произведениями литературы, где главными героями являются ваши сверстники. Они учатся в школе, дружат, влюбляются, познают мир взрослой жизни. Они помогут вам увидеть многие проблемы и, может быть, даже решить их.
2. Работа по теме урока
1) Сообщение темы урока, эпиграфа (слайд1)
-О ком эти слова из рассказа и что они значат? Ответ вы дадите в конце урока.
2) Слово учителя (слайды 2-5)
Эхо детства слышится во многих произведениях Ю. Яковлева. Вот только некоторые из них: “Мальчик с коньками”, “Реликвия”, “Сын лётчика”, “Рыцарь Вася”, “Багульник”.
Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.
Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Багульник”, поучимся друг у друга, вы – у меня, а я – у вас, понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…
Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.
3)Чтение рассказа «Багульник»(слайды6-11)
а)Выразительное чтение подготовленных учеников фрагмента (от начала до слов: «С этой собакой Косту никто не видел».)
б) Прослушивание аудиозаписи инсценировки центральной части рассказа (предупредить учеников, что инсценировка немного отличается от текста)
в) Выразительное чтение заключительной части рассказа ( от слов: «Обратно учительница и ученик шли быстро» до конца)
4)Осмысление рассказа “Багульник”.
-Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. (Текст: неприятное впечатление: вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой. )
- Кем считали Косту в классе? (Молчальником. )
- Объясните смысл этого слова (Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое. )
- Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников? (У учителей он вызывал раздражение. Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость: сидят такие ученики тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами. Одноклассники не понимали его, он был для них неинтересным человеком. )
- Но однажды одноклассники забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он “волшебник”, а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. (вернуться к слайду 6, предварительно оключив аудиозапись)
- Что произошло в классе? Обращаемся к тексту. (Текст. Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на подсмеивание одноклассников и Женечки, ежедневно меняет воду. И вот чудо: веник зацвёл. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зелёные, ложечкой.)
- Почему герои рассказа толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат, шумно дышали и спрашивали, что за растение, почему цветёт? (Все забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он волшебник, а Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Это счастье для ученика. Исчезло раздражение, недоверие, Коста для учителя, одноклассников и нас - загадочный, интересный человек. )
- Куда Коста мчится после последнего урока? (К людям и собакам, которым нужна его помощь. )
- Сравните собак. (Собаки разных пород, но все они рады встрече с Костой; они верят человеку; они преданы ему. ) (слайды 7-10)
- А каковы хозяева? (Есть любящие, ответственные. Есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы. “Люди ведь!” - с сожалением и горечью говорит о них дворничиха. )
- Посмотрим, каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами. (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе; выносливый: проделывает огромный путь со своими питомцами. )
- Мы видели Косту в классе и после уроков. Сравните его поведение, отметьте, что нравится в нём. (Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный (Объяснить лексическое значение слова, записать в тетрадь), наше время нуждается в таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце преданного друга. )
- Подумайте, почему Коста так лёгок в общении с собаками и почти не находит общего языка с людьми? (Может быть, собаки, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадёжно…)(слайд 11)
- Поговорим о людях – героях рассказа. Поговорим о них подробнее.
Учительница. Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; таких учителей дети любят и между собой называют Женечкой, т. е. ласково, как близкого и родного человека. Хороший и интересный педагог эта Женечка. )
Одноклассники. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них, как Косту? (Одноклассники изображены однородной массой. Хорошие они или плохие – неясно. Неизвестно, как повели бы они себя в ситуации, подобной Костиной. Ясно одно: им очень нужна помощь Женечки. )
Коста. Он бывает разным. Но это его лицо. В минуты “волшебства”, общения с четвероногими друзьями и их хозяевами лицо мальчика прекрасно, он уверен в необходимости доброго дела. В том, что надо быть добрым, нужным людям, Косту убеждать не приходится.
3. Итог урока.
- О чём рассказ Ю. Яковлева “Багульник”? (Рассказ о мальчике, его отношении к людям, к “братьям меньшим”. В нём повествование о багульнике, который принёс Коста в класс, занимает несколько строчек. )(слайд 12)
- Почему же писатель назвал произведение “Багульник”? Как понять эпиграф к уроку? (Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. “Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника”)
4. Оценки за урок.
5. Домашнее задание.
К следующему уроку внеклассного чтения прочитать повесть В.Железникова «Чучело»