СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Вечные ценности жизни: дом, труд, любовь - в романе-эпопее «Тихий Дон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф:                                                                            В годину смуты и разврата                                                                                              Не осудите, братья, брата…

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Вечные ценности жизни: дом, труд, любовь - в романе-эпопее «Тихий Дон»»

Предмет: литература

Класс :11

Дата: 29.01.2018г.

Учитель: Жарко Раиса Викторовна

Конспект урока: Вечные ценности жизни: дом, труд, любовь   в романе-эпопее «Тихий Дон».


Эпиграф:   В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата…

Цели урока:

Обучающая: Показать,  как утверждаются вечные ценности жизни: дом, труд, любовь   в романе  М. Шолохова «Тихий Дон».

Развивающая: Развивать умение учащихся анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Развивать умения  и навыки работы по эпизоду,  сопоставлению образов.

Воспитательная: Содействовать воспитанию таких чувств, как верность,  преданность, трудолюбие, уважение к взрослым, любовь к своему дому.


Оборудование:

Текст романа «Тихий Дон» - М: Дрофа: Вече, 2002; фрагменты из фильма С. Герасимова « Тихий Дон»; афоризмы о семье, любви.


Ход урока:


1.Организационный момент.

2. Постановка целей занятия.

- Цель нашего урока показать, как утверждаются эти ценности в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

3. Актуализация.

- Есть в литературе понятие, как « вечные ценности». Объясните, пожалуйста, его значение?

(Это непреходяшие чувства, которые ценятся во все времена, передаются из поколения к поколению: любовь к домашнему очагу, семье, почитание старших, трудолюбие.)


Словарная работа (на доске)

Жалмерка (замужняя женщина, которая проводила мужа на службу), почитание старших, духовная красота, стойкость, высокие моральные качества, семейные традиции


Семья является важной составляющей частью развития и формирования человека. Не зря в нашем государстве большое внимание уделяется вопросам семьи, материнства. Крепкая семья – основа общества. Для большинства людей самым теплым и уютным местом для жизни является дом, семья. В семье происходит воспитание детей. Недаром французский писатель Сент – Экзюпери писал: « Я родом из детства». Где бы ни находился человек, он должен знать, что семья – это единственное место, где его всегда примут и поймут, где «все начала и концы».

Такой семьей в романе является семья Мелеховых, которая проживает в хуторе Татарский станицы Вешенской. Что мы знаем о ней?

(Портреты всех членов семьи)


(Это гордые, независимые, способные на большое чувство люди. Главные качества Мелеховых - доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие. «Работящая семья и при доставке… Мелеховы - славные казаки», - говорят про них)


- На каких принципах строится казачья семья?


( Стремление к независимости, своеобразная замкнутость, свободолюбие, трудолюбие, любовь к земле, определенный консерватизм, дисциплинированность и почитание старших, глубокая привязанность к дому, к земле, к труду. « Моим рукам работать надо, а не воевать», - в сердцах говорит Григорий Мелехов, главный герой романа.)


- Какие еще семьи изображены автором в центре повествования?

Найдите описания эпизодов из жизни семей.


(В центре повествования еще несколько семей хутора: семьи Коршуновых, Астаховых, Моховых, Листницких, Кошевых)


Чтение эпизодов «История Прокофия Мелехова». (ч.1, гл.1), «Утро в семье Мелеховых» , «На рыбалке».(ч 1, гл. 2), « На сенокосе».(ч.1, гл.9)

Анализ эпизода «На сенокосе» по вопросам:


- Каково настроение эпизода?

- С помощью каких художественных средств оно создается?

- Какую роль играют коллективные и индивидуальные портреты?

- Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

- Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?


- Но самое главное в любой семье - это любовь. Любовь всепонимающая, всепрощающая. Роман «Тихий Дон - это роман о трагической любви.

Как раскрывается эта линия в романе через образ главного героя?


(В судьбе главного героя Григория Мелехова были две женщины - Аксинья и Наталья. Обе были для него по-своему дороги. Какими разными, на первый взгляд, кажутся нам эти женщины. У каждого свой характер, своя судьба. Но накрепко связала их жизнь имя любимого человека, с которым каждая из них хочет создать крепкую семью, рожать детей.)

- Как воссоздан образ Аксиньи? На какие черты внешнего облика обращает внимание автор?


( Аксинья - женщина большого обаяния, пленительной внешней и внутренней красоты. У нее « огнисто-черные глаза, жадные пухловатые губы, пушистые крупные кольца волос, налитые плечи, мелкие пушистые завитки на смуглой точеной шее». Она гордится своей вызывающе яркой, манящей красотой.


- Многие обвиняют Аксинью в том, что она изменила своему мужу. Правы ли они?


(Непростая была жизнь Аксиньи до встречи с Григорием. В 16 лет над ней поглумился отец, а через год ее насильно выдали замуж за Степана Астахова. Он любил выпить и погулять, был ленивым, часто поднимал руку на жену. Мало радости видела Аксинья в новой семье: изнурительный труд, побои мужа, смерть ребенка. Ярко вспыхнула любовь этой писаной красавицы к молодому, смелому и ласковому Григорию.)


Чтение эпизода. «Встреча у воды». Ч.1.гл.3. (Со слов «Конь оторвал от воды…» до слов « …прошла хмурясь и не оглядываясь» )


- Как складываются далее отношения между Григорием и Аксиньей?


( Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. «Если бы Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если бы жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, то в этом не было бы ничего необычного. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь , и поэтому в хуторе решили, что это преступно, безнравственно, и « хутор прижуг в поганеньком выжиданьице: придет Степан – узелок развяжет».)


- Любовь изменяет и преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь. Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон. Потом Григорий, будучи уже женатым, совсем уходит из дома, чего никогда не было в хуторе Татарском.


( Чтение отрывка Ч.2. гл. 10. со слов «Григорий, хлебая щи, изредка…до слов «… Гриша вернись».)


- « После этого Григорий и Аксинья начинают жить в Ягодном в имении Листницких . Потом - обязательная воинская служба, бессмысленная война. Узнав про измену Аксиньи, Григорий возвращается к Наталье. Познакомимся поближе с Натальей. (Портрет)


(Наталья выросла в зажиточной семье, любящей и понимающей ее. Девушку не неволили в выборе жениха, поэтому замуж она вышла по любви: « Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду». И пошла за небогатого турка, с грехом за плечами. Новой семье невестку любили и даже баловали, и очень скоро Наталья поняла, что по-прежнему ее законный муж Гриша привязан к Аксинье: «Не люблю я тебя, Наташка, не гневайся! Тут уж сердись, не сердись, а ничего не изменишь», - сказал Григорий жене. И Наталья, бесконечно любящая мужа, молча страдает, прощает ему измены, всегда ждет его возвращения. В семье рождаются дети, чувство Натальи переносится на детей, на родню.)


- Мы познакомились с главными героинями, которых любил Григорий. Какую роль играет в романе противопоставление образов Натальи и Аксиньи ? Чем привлекает нас каждая из них?


( Наталья – воплощение дома и семьи. Ее цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к этой героине.

Чтение отрывков.( ч. 5.гл.8. со слов « Ильинична несла на руках детей... до слов « …звенела с горделивой радостью», со слов « … Григорий положил руку» до слов « … а как же »

Любовь Аксиньи выражается в беспредельном самопожертвовании, перенесении центра своей жизни в другого человека. Это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и к Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Ее «порочная», «вызывающая красота неумолимо притягивает его. Красота эта свободна, отрицает серость равенства. )


Просмотр эпизода из художественного фильма «Тихий Дон» (режиссер Сергей Герасимов). «Встреча Аксиньи и Натальи в Ягодном».


- Обе эти женщины отдали Григорию свое сердце, свою любовь. Они обе дороги ему. Но обеим он причиняет горе, боль и страдания, не желая того. Самое трагическое в том, что он же невольно становится причиной смерти любимых женщин. И его жизнь рушится и теряет смысл с их гибелью.

- Но все-таки….


( И Аксинье, и Наталье Григорий принес много страданий, но он явился и светом, путеводной звездой в их жизни. Они сами выбрали этот путь и самоотверженно шли по нему до конца. Эти женщины не боялись трудностей, ради любимого человека были готовы на жертвы. Ведь не зря же Наталья прощала его уходы, а Аксинье дороже всех после ненаглядного Гриши были его дети - чужие ей по крови, но родные по знакомым чертам любимого в их лицах.)


- Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий , «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны.

Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

( фрагмент из художественного фильма)

- Проходят годы, столетия, но человека всегда будут украшать те качества, которые присущи незабываемым образам героев романа М. Шолохова « Тихий Дон». Перечислите их.


( Духовная красота, стойкость, высокие моральные качества , способность к бескорыстной и самоотверженной любви, трудолюбие, любовь к отчему дому, почитание взрослых, честность )


3. Заключение.

- Ребята, в будущем у вас будут свои семьи. Надеюсь, эти нравственные качества, о которых мы сегодня говорили, помогут вам обдуманно подойти к созданию этой «ячейки общества» и быть счастливыми.


Чтение отрывков из сочинений учащихся о семейных ценностях, о значении отчего дома в жизни человека)


(В течение урока ведется просмотр фрагментов из художественного фильма С. Герасимова «Тихий Дон»)


4. Домашнее задание по группам.

Анализ эпизодов:

I группа. « Наказание Григория отцом за гульбу с Аксиньей» (т. 1. Книга 1).

2 группа. « Гульба на свадьбе» ( книга первая, ч. 1, гл. 21.23

3 группа. «Призыв на воинскую службу» ( ч.2, гл. 21)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!