СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в " В древнегреческом театре" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в " В древнегреческом театре" 5 класс»

Урок истории 5 класс. Учитель Доржиева Л.В.

Тема: В древнегреческом театре

Цель: формирование представления о зарождении и особенностях греческого театра.

Задачи:

Обучающие: изучить структуру древнегреческого театра и показать его роль в истории и культуре Древней Греции, познакомить с понятиями: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия. Создать условия для раскрытия одной из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств.


Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с текстом, выделять главное, выполнять проблемные задания; развивать способность вести диалог, излагать свою точку зрения, аргументировать её; развивать навыки работы в группе и творческие способности у обучающихся.


Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к истории и культуре одной из древнейших цивилизаций.


Планируемые результаты (УУД):

Предметные: в результате занятия учащиеся смогут давать определения понятиям: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия. Называть причины возникновения театра в Древней Греции и не менее трех особенностей древнегреческого театра, описывать памятники истории и культуры.

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознать значение и роль театра в человеческом обществе. Проявить понимание и уважение к ценностям культур других народов. Принять правила делового сотрудничества, умение считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности.



Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Вид урока: урок-путешествие

Методы обучения: проблемное обучение, проектно-исследовательское обучение, групповые и игровые технологии, технология витагенного обучения (опиралась на прошлый опыт учащихся, на их знания)

Основное содержание темы, понятия и термины:Происхождение театра и его устройство. Как происходили театральные представления. Великие поэты Греции: Софокл, Аристофан. Театр, амфитеатр, скене, орхестра, трагедия, комедия.

Оборудование урока:

1. Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3. Экран

4. Карточки для групповой работы «Решение исторических задач»

5. Карточки с текстом пьес «Антигона», «Птицы»

6. Глиняные билеты

7. Маски для ролевой игры

8. Изображение масок для наглядности (на доске)

9. Учебник и рабочая тетрадь №2

10. Презентация «В древнегреческом театре»



Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

Удачи вам и новых открытий!

II. Актуализация знаний



- В какой части света находится Греция? (в Европе, на юге Европы)

- На каком полуострове находится Греция? (на Балканском п-ве)

Работа с картой (слайд)

- Покажите на карте территорию Греции (юг Балканского п-ва, западная часть Малой Азии, о. Крит)

- Какими морями омываются берега Греции? Покажите на карте.(Ионическое море, Эгейское море, Критское море)

- Покажите на карте и назовите наиболее известные города Древней Греции (Микены, Коринф, Афины, Фивы, Спарта, Троя)



III. Постановка учебной проблемы

- Древняя Греция подарила нам множество изобретений, которыми мы пользуемся по сей день:

  • у многих из нас имена греческого происхождения: Георгий, Василий, Константин, Екатерина, Ирина и мн. др.;

  • мы до сих пор пользуемся буквами алфавита, пришедшего к нам из Греции;

  • Олимпийские игры тоже основали древние греки.

Но греки преподнесли нам еще один бесценный подарок. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Уж полон зал. Вот-вот начало,

Надет костюм, наложен грим.

И ты готов, к восторгу зала, 
К нему прийти совсем уже другим!

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…

- Догадались, о чем идет речь? (театр)

- Кто из вас был в театре, поднимите руки. Вам понравилось в театре? Какие театры вы знаете?

- Ребята, теперь вы знаете, о чем мы сегодня будем говорить. Вы можете назвать тему урока? (предположения детей)

Тема нашего урока: «В Древнегреческом театре»

Слово «ТЕАТР» - (в пер. с греческого) означает – «МЕСТО ДЛЯ ЗРЕЛИЩ»

Проблемный вопрос: Греки называли театр школой жизни, школой мудрости, а также школой мужества. Что они имели ввиду? (гипотезы учащихся)

- А что бы вы хотели узнать о Древнегреческом театре сегодня на уроке? (ответы детей)

- Давайте сформулируем задачи нашего урока:

  • узнать, как зародился театр в Древней Греции, из каких частей состоял;

  • выяснить, какие представления показывали актеры театра;

  • почему греки называли театр школой жизни, мудрости и мужества.

IV. «Открытие» учащимися нового знания

- Что нужно для того, чтобы попасть в театр? (билет). Сегодня каждый из вас получит билет, но не простой, а древнегреческий. Такие билеты греки покупали, чтобы попасть на представление в театр. Они были вылиты из свинца или слеплены из обожженной глины. Хотите получить такой билет?

На столах у вас лежат три разных глиняных билета: красный - на первый ряд получат те, кто получит оценку «5», зеленый - на второй ряд – оценка – «4»; желтый - на третий ряд – оценка «3». Я очень надеюсь, что вы все сегодня получите свои билетики, а двоек, т.е. безбилетных, у нас не будет.

1. Зарождение театра и первых представлений

Слайд (картина с изображением бога Диониса)

- Кто изображен на рисунке? (бог Дионис)

- Что вы знаете об этом боге? (покровитель виноделов; научил людей выращивать виноград и делать вино). Диониса всегда сопровождали веселые Сатиры – лесные божества с телом человека и козлиными ногами.

В Древней Греции в честь бога Диониса устраивали пышные празднества. Проходили они весной, перед началом работ на виноградниках, и зимой, когда поспевало молодое вино. А в конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – ВЕЛИКИЕ ДИОНИСИИ. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Ряженые разыгрывали сценки из мифов о Дионисе. Это и были первые театральные представления: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителями – все население города. Позже, для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением.

Несмотря на такие пышные празднества в честь бога виноделия, пьянство в Греции резко осуждалось. Вино греки пили не чистым, а разбавляли его водой.

Ответьте на вопрос: Празднества в честь богов устраивались во всех древних странах, а театр почему-то возник в Древней Греции. Почему именно Греция стала родиной театра?(устраивались представления в честь Диониса, костюмы, ряженые, играли сцены из мифов).

2. Здание театра, актеры, хор

Работа с картиной (с изображением древнегреческого театра)

- Посмотрите на картину. Как вы думаете, что изображено на ней? (театр)

- По каким признакам вы поняли, что это театр? (есть места для зрителей, сцена)

- Какие особенности Древнегреческого театра вы можете назвать, глядя на изображение театра? (под открытым небом, чашеобразная форма, большие размеры)

Такое устройство театра называется АМФИТЕАТРОМ. Сооружение достигало огромных размеров, например, афинский театр вмещал 17 тыс. зрителей. Здание театра имело форму огромной чаши, которая усиливала звуки и человеческий голос. Если бросить монету в центре арены, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Звук отражался от каменных плит и разносился по всему театру, как эхо в горах или звук в пустой комнате. В центре площадки находился алтарь, который использовался для жертвоприношений богу Дионису, что доказывает возникновение греческого театра  из религиозного обряда.

- Ребята, давайте выясним, из каких частей состоял театр.

Самостоятельная работа (на слайде указаны все задания)

1. Работа в рабочих тетрадях

- Р/т №2 стр. 30-31; задание №39. Рассмотрите схему. Цифрами указаны части театра. Хотите узнать, как они называются? Где мы можем найти эту информацию? (в учебнике)

2. Работа с учебником (самостоятельное чтение)

- Откройте учебники на стр. 186. Самостоятельно (бегло)прочтите пункт 2 первые четыре абзаца. Подпишите названия частей в схеме.

Проверка задания

- На слайде вы видите правильно подписанную схему. Проверьте свою работу, исправьте ошибки. Скажите, как использовались эти части театра.

(учащиеся называют части театра и говорят об их предназначении)

ФИЗМИНУТКА

Встали все. Представьте, что вы актеры древнегреческого театра. Покажите рукой, где располагаются места для зрителей (слева, справа, впереди – потянулись за руками). Положите руки на пояс. Стоя на месте, поверните корпус и посмотрите на скене – поворот в одну сторону, в другую) . А теперь попрыгайте по орхестре на одной ноге – 4 раза, на другой – 4 раза, на обеих – 4 раза. Молодцы! Встали красиво. Садитесь.

Работа в группах. Решение исторических задач

- А сейчас мы с вами порешаем исторические задачи. Разделитесь на 4 группы (по 4-5 человек). Каждая группа получает задание. Дело в том, что до нашего времени дошли воспоминания древних греков о театре. 1 и 4 группа познакомятся с воспоминаниями древнегреческого актера, а 2 и 3 группы – с рассказом древнегреческого зрителя. Ваша задача – внимательно прочитать текст источника, определить в нем не менее трех особенностей греческого театра и подчеркнуть их в тексте.

Задание для 1 и 4 групп

Рассказ актера. Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно, кого мы играем, надевали специальные маски. Маски делались из глины. Большие и ярко раскрашенные, они были хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось ясно, кого мы изображаем. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные сандалии с очень толстыми подошвами. В конце дня зрители должны были выбрать лучшую постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравится, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями.

Ответы:

  • участниками представления были только мужчины;

  • актёры использовали маски, обувь на толстой подошве;

  • один человек играл несколько ролей в каждом спектакле;

  • если представление нравилось, автора награждали лавровым венком, а если нет – то могли забросать виноградом, маслинами или камнями.

Задание для 2 и 3 групп

Рассказ зрителя. Сегодня праздник Великих Дионисий и я спешу в театр. Представления в театре бывают только несколько раз в год. За окном еще темно, но мне все равно надо поторопиться, чтобы занять место поближе к орхестре. У меня уже приготовлен узелок с едой и питьем, и маленькая подушечка для сиденья. Ведь мне предстоит провести весь день в театре, так как представления следуют одно за другим. Поэты, актеры и хоры будут состязаться между собой в таланте и мастерстве. Перед началом представления все зрители выберут из своего числа 10 судей, которые должны будут распределить 1, 2 и 3-е места между тремя поэтами, тремя первыми актерами и тремя богатыми гражданами, которые дали деньги на театральные постановки.

Ответы:

  • театральные представления устраивались несколько раз в году, но проходили с раннего утра до позднего вечера;

  • зрители приносили с собой еду и питье, так как проводили в театре весь день;

  • в театре проходили не просто представления, а соревнования между актерами и театральными постановками;

  • судей выбирали из числа зрителей.

Проверка заданий. Отвечают группы, готовившие задание – одна группа отвечает, а вторая добавляет по мере необходимости.

3. Древнегреческие авторы. Трагедия и комедия.

- В Древнегреческом театре актеры играли самые разные постановки. Наиболее известными авторами пьес были Софокл и Аристофан. Они писали произведения разных жанров.






Антигона

К царю греческого города Фивы страж приводит девушку по имени Антигона. Грозный царь приговорил ее к смертной казни.

Простой народ осуждает суровый приговор. За Антигону вступается ее жених, сын царя. Он убеждает отца: «Все граждане и весь народ фиванский ее вины не признают!»

Но царь неумолим: «В моей земле я царствую один!»

Смелый юноша восклицает: «Принадлежать не может одному свободная земля!»

Его ответу аплодирует народ.

К милосердию призывает царя и слепой старик – предсказатель:«Помилуй же юную девочку! Отпусти ее! »

Но царь неумолим. Антигона погибает. В отчаянии кончает жизнь самоубийством ее жених, сын царя.

Царя терзает, увы, позднее раскаяние: «Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя!»



Птицы

По дороге идут два афинянина. Повстречался им птичий царь Удод. Первый афинянин говорит Удоду: «Построй город меж небом и землей». Второй афинянин добавляет: «Людьми, как мошкарой, ты править станешь!»

Отвечает Удод: «Я замысла не слышал остроумнее!»

Тут с криками и пением вылетели птицы и начали строить город: «Грузили глину гусаки прилежные, в зобу носили камни для фундамента. А воду в воздух поднимали чибисы».

Вдруг, летит богиня Ирида. Птицы не пускают ее: «Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой за подписью Вороны? Долой отсюда!.. Из богов никто к нам не пройдет, курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!» Прогнали богиню Ириду.

Тогда на переговоры прибыли Геракл, бог Посейдон и бог Трибалл.Птицы смеются над ними: Геракл - толстяк и обжора, Посейдон – глупый, а Трибалл – вообще ничего не понимает. Таких послов легко прогнать!


Беседа:

- Молодцы, ребята.

- Чем эти произведения отличаются друг от друга? (одно произведение веселое, а втрое – грустное, с печальным концом)

- В Древней Греции было два вида представлений – ТРАГЕДИЯ и КОМЕДИЯ.

Трагедиями называли пьесы серьезного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц (пьеса «Антигона»)

Комедии – веселые, насмешливые представления, в которых выставлялись в смешном виде и критиковались какие-то поступки (пьеса «Птицы»)

.

- Как вы думаете, какие поступки осуждались и высмеивались в театральных представлениях? (безнравственность, подлость, глупость, зло, бесчеловечность, коварство, предательство)


- А какие качества человека и поступки, наоборот воспевались?(благородство, честность, порядочность, доброта)

Вывод: Спектакли всегда учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине. Не случайно в Афинах заботились о том, чтобы все граждане могли посещать театр, что беднякам даже выдавали деньги на театральные билеты.

V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе

Выполнение теста с последующей проверкой ответа ( да, нет)

1.Все билеты в Древнегреческий театр были бесплатными ( нет)


2 .Театральные представления устраивались каждый день ( нет)


3. В древней Греции было два вида представлений – ТРАГЕДИЯ и КОМЕДИЯ (да)

4.Актерами в Древнегреческом театре были мужчины и женщины (нет)


5.Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине( да)

6. Актеры надевали на голову специальные маски из глины, а на ноги сандалии с очень толстыми подошвами (да)

7.Билеты в театр печатали на специальной бумаге и продавали в билетных кассах (нет)




VI. Подведение итогов

- Вот и подходит к завершению наше путешествие по древнегреческому театру.

- Мы выполнили задачи, которые ставили в начале путешествия по Великой Стране История? (на слайде задачи урока)

- Тогда вы готовы решить главную проблему нашего урока: почему греки называли театр школой жизни, школой мудрости, а также школой мужества. Что они имели ввиду? (Спектакли всегда учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине)

Рефлексия

- Посмотрите на вопросы и ответьте на любой вопрос по желанию.

(слайд)

я научился ...

  • было интересно

  • было трудно ...

  • могу похвалить себя за то, что ...

  • могу похвалить одноклассников за то, что ...

  • больше всего мне понравилось ...



- Вспомните все этапы урока. Оцените свою работу и выберите билет.

(на слайде)

«О тличная работа! Молодцы!» -

«Х орошая работа!» -

«Н е очень получилось» -

VII. Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Написать рассказ на тему «Почему мне понравился древнегреческий театр»

  2. Подготовить сообщение о греческих драматургах.

  3. Прочитать параграф 39 стр.185-190 и ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя» стр. 190


Вы сегодня замечательно занимались на уроке. Спасибо вам за работу, за ваши ответы. Всего вам хорошего, успехов в учебе.

Урок окончен. До свидания.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!