СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "В.П. Астафьев "Капалуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса "В.П.Астафьев "Капалуха". Цель урока: создание условий для развития этических чувств, эмоционально нравственной отзывчивости.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В.П. Астафьев "Капалуха"»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Программа «Школа России»

Учитель: З.В.Киселёва

Глава (раздел) «Люби живое»

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»

Цели:

  1. Создать условия для успешного ознакомления с новой учебной

информацией, для её осознания и осмысления, возможного применения информации в новой ситуации.

  1. Создать условия для развития этических чувств, эмоционально

нравственной отзывчивости.

  1. Создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно

размышлять.

Планируемые результаты:

УУД

Личностные:

Анализировать изменения своего эмоционального состояния в

процессе чтения и обсуждения.

Осознавать причастность к успеху в учебной деятельности.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать их

реализацию.

Применять волевое усилие для реализации поставленных задач.

Осознавать качество и уровень усвоения новой информации.

Адекватно оценивать выполненные действия.

Познавательные:

Выделять и формулировать познавательную цель.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебной задачи.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Структурировать текст.

Устанавливать аналогии.

Строить логическую цепочку рассуждения.

Строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).

Коммуникативные:

Уметь ставить вопросы.

Учитывать позицию собеседника.

Формулировать собственное мнение.

Строить собственные аргументированные высказывания.

Реализовывать потребность в социально значимой и оцениваемой

деятельности.

Вырабатывать общее мнение в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл,

понимать настроение писателя, оценивать поступки героев.

Планируемые результаты освоения основ смыслового чтения и

работы с текстом:

Находить в тексте конкретные сведения и факты.

Определять место и роль иллюстративного материала в тексте и

презентации.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста.

Сравнивать между собой объекты, описываемые в тексте, выделяя два

три существенных признака, сравнивать объекты из разных текстов.

Межпредметная связь: окружающий мир

Ресурсы:

Презентация к уроку по теме:

В.П.Астафьев «Капалуха»

Видеосюжет «Гнездо капалухи»

Аудио «Голос глухаря»

Дополнительная литература «О глухарях»

  1. Организация класса. Самоопределение в деятельности.

  2. Актуализация имеющихся знаний.

1 слайд

Ребята, на прошлом уроке мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева. Каждая группа получила на дом по два задания. Также вы на уроке услышите стихи об этой удивительной птице.

  1. Постановка учебной цели и задач.

- Начнём наш урок с загадки:

2 слайд

У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками …(глухаря).

  1. Работа над содержанием.

3 слайд

- Какое задание у вашей группы?

- Составить план к рассказу и пересказ понравившегося отрывка.

Образец плана

1. У черничного бугорка на просеке.

2. Гнездо! Гнездо!

3. Тревога капалухи.

4. Снова в гнезде.

- Заслушать три, составленных учащимися, плана, проанализировать.

- Ребята, когда вы перечитывали рассказ и составляли план какой отрывок рассказа показался наиболее волнительным, тревожным?

- Ответ учащихся.

4 слайд

- Послушайте голос глухаря

- Стихотворение Тимофея Белозёрова

Я был в тайге. Я мёрз не зря:
В тайге я видел глухаря.
Он весь — от клюва до хвоста —
Был в напряженье взлёта.
И снег летел, как от винта
Большого самолёта!
5 слайд

- Назовите задание вашей группы

- Составить вопросы к рассказу и нарисовать рисунок.

Примерные вопросы по прочитанному:

- Как описывает автор хвойный лес?

- Где находилось гнездо глухарки?

- Что предложили сделать мальчики, увидев гнездо?

- Почему ребята не взяли гнездо?

- Как описывает автор волнение глухарки?

- Как выглядела глухарка, сидя на ветке ели?

- Что сказал детям учитель?

- Чему обрадовались ребята?

- Как описывает автор глухарку, которая вернулась на гнездо?

Учитель: Подумайте, как мог бы закончиться этот рассказ?

- Ответы детей.

6 слайд

- Просмотр видео «Гнездо глухарки»

7 слайд

- Послушайте ещё одно небольшое стихотворение о глухаре.

Глухаря не встретишь в поле,
Место выбрал он глухое,
Там, где сосны - великаны,
Там, где синие туманы,
Где в тиши лесных болот
Клюква красная растёт. (В.Степанов)

8 слайд

Учитель: Расскажите, ребята, о своём задании.

- Написать отзыв по прочитанному и подобрать пословицы к рассказу.

- Заслушать 3 – 4 отзыва о прочитанном

Учитель: Ребята, о ком из прочитанного рассказа можно сказать «Добрый человек добру и учит».

- Ответы детей.

Примерные пословицы:

Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.

Добро сотворить – себя увеселить.

У своего гнезда и ворон орла бьёт.

Добрый человек добру и учит.

Материнская ласка конца не знает.

Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.

Птица радуется весне, а мать — деткам.

При солнышке тепло, а при матушке — добро.

Жалость матери меры не знает.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Сердце матери лучше солнца греет.
Птице даны крылья, а человеку разум

Где птица ни летает, а свое гнездо знает

Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.

Тетереву вся зима – одна ночь.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

9 слайд

Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения Дмитрия Кедрина:

Выдь на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется глухарь.

Тонкий дух весенней благодати,
Свет звезды — как первая слеза...
И глухарь, кудесник бородатый,
Закрывает желтые глаза.

Из дремотных облаков исторгла
Яркий блеск холодная заря,
И звенит, чумная от восторга,
Зоревая песня глухаря.

Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен,—
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он!

10 слайд

Учитель: Расскажите о вашем задании.

- Найти и прочитать дополнительную литературу о глухарях, выполнить задание 9 учебника.

- Заслушать 3 – 4 рассказа и сказки о глухарях (пересказ или выразительное чтение).

5. Обобщение

Слайд 11

Мы продолжим с вами работу над содержанием рассказа В.П.Астафьева Капалуха. В каждой группе остались ещё по одному заданию. А сейчас наш урок хочется закончить словами И.С. Тургенева «Природа будит в нас потребность любви…»

Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем.

Слайд 12

  1. Рефлексия

Приложение 1

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.

Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год)



Приложение 2

Глухарь птица. Образ жизни и среда обитания глухаря

Самой крупной и благородной птицей из всех птиц породы тетеревых считается глухарь. Он отличается своей неуклюжестью, тяжеловатостью и пугливостью, быстрой походкой и тяжелым и шумным полетом. Этой птице не под силу перелеты на большие расстояния. Леса Северной Азии и Европы были средой обитания глухарей.

Но чрезмерная охота на них сделала свое дело и во многих регионах, в которых раньше глухарей было очень много сейчас можно не увидеть ни одного. Обосновались птицы в настоящее время в Сибири, а вот в Европе их сейчас все меньше, а в странах Америки, Африки и Австралии, в местах, где раньше их было много, они вообще отсутствуют.

 Глухарь  показывает нам всю их величественность и красоту. В нем чувствуется сила и устойчивость. Птица глухарь  имеет красивый окрас, чаще всего поднятый вверх его клюв, пышный, напоминающий веер хвост заставляют непроизвольно залюбоваться этим зрелищем.

 Эта некая неуклюжесть дополняет образ и придает ему какой-то шарм. При поисках пищи глухарь может очень быстро передвигаться. Когда он в полете отрывается от земли, слышен шум и громкое трепыхание его крыльев.

Летает глухарь тяжело и шумно. Без особой надобности он не преодолевает далекие дистанции и не поднимается слишком высоко. В основном полет его происходит на высоте половины среднего дерева. Но если случается необходимость и глухарю необходимо значительно переместится, то он поднимается  для полета высоко над лесом.

Самца глухаря можно с легкостью отличить от самки благодаря окрасу оперения. У самцов преобладают серые, темно-синие и более богатые тона цвета, а для самки характерен рыжий, пестрый окрас оперения. Любоваться ими можно бесконечно, настолько они красивы и величественны.

Особенности и среда обитания глухаря

 Глухарь предпочитает высокоствольные хвойные, а также смешанные леса. Реже можно их встретить в лиственных. Болотистая местность, полная разных лесных ягод – это одно из любимых мест их обитания.

 В основном глухари предпочитают вести оседлый образ жизни. Очень редко случаются сезонные перемещения из леса в долину и обратно, это бывает в основном в сильные морозы. Гнездо глухаря можно заметить сразу же под деревом, недалеко от дорог или тропинок.

 Такая неосторожность часто приводит к гибели их выводка и даже самки от рук человека. Самка глухаря прекрасная и настоящая мать, если даже она чувствует для себя опасность, она никогда не оставит свое потомство, а погибнет вместе с ним. Были случаи, когда она шла навстречу опасности, прямо в руки врага, давая этим поступком возможность птенцам скрыться.

Характер и образ жизни глухаря

 Глухарь очень осторожная, обладающая идеальным слухом и зрением, птица. Поэтому охотиться на него не очень просто. Может вести себя агрессивно, если рядом с собой увидит незнакомое животное. Были случаи, когда глухарь нападал на собаку.

 Места сбора глухарей редко меняются. Как правило, на них первыми слетаются самцы, взбираются на ветки и начинают петь свои серенады для самок. Проходит некоторое время, самки присоединятся к ним. После начинается самое интересное – борьба за самок. Схватки бывают очень серьезными и жестокими, после них победитель получает право спаривания с самкой. 

 В основном эта птица предпочитает одиночество, большие скопления не для них. Утро и вечер – время их бодрствования. В дневное время они чаще всего отдыхают на деревьях.

 В зимнее время года, когда на улице очень холодно, глухарь может спрятаться от мороза в снег и быть там пару дней. Птицы тетерев и глухарь очень похожи своим поведение и образом жизни, не зря же они относятся к одному большому семейству. Отличаются они только размерами и окрасом.








Глухарь – самая крупная птица семейства тетеревиных, которая проживает в нашей стране. Она обитает практически по всей территории России. Предпочитает селиться в глухих хвойных лесах, около болот, иногда поселяется эта птица и в смешанном лесе. Глухарь ведет оседлый образ жизни. Но иногда может перелетать из одного леса в другой.

Глухарь имеет очень красивое оперение. Самцы носят более яркий окрас, чем самки. Спинка у них черно-серого цвета со светлыми крапинками, грудь зеленоватого цвета с металлическим оттенком. Цвет крыльев серый. Кроме того, к весне у них набухают брови, которые на время тока окрашиваются в красный цвет.

Самочки глухаря «одеты» более скромно, и очень похожи на самку тетерева.

Питается только растительной пищей и насекомыми. В их летнем рационе преобладают трава, цветы, ягоды, листья деревьев, жуки, кузнечики и др. насекомые…

Глухарь не часто использует свои крылья по назначению – летает он редко. А если и полетит куда-нибудь, то как правило, поднимается не выше деревьев.

Ток для глухарей – самое, наверное, интересное занятие в их жизни. Токовать они могут в любое время года, но брачный период наступает только весной. Самцы-глухари весной слетаются на поляны или луга, которые год за годом не меняются и служат им так называемым токовищем. На токовищах глухари пением привлекают самок, самцы дерутся друг с другом, выясняют, кто из них самый сильный. «Мелодия» у токующих самцов практически всегда одинаковая: сначала глухарь издает щелчки, а затем звук, чем-то похожий на шипение. При этом он немного расправляет крылья, распушает хвост и вытягивает шею. Через некоторое время на токовище прилетают самки. За каждую самку, особенно если их мало, происходит нешуточные драки, в которых более слабый может даже погибнуть от ран.

Ток у глухарей начинается рано утром, за несколько часов перед рассветом. Но некоторые самцы так сильно ждут этого события, что прилетят на токовище за день до его начала.

Но и самки глухаря также могут ощутить нехватку «кавалеров» из-за браконьерства, болезней и т.д. Тогда самки вынуждены лететь на токовище к тетереву и спариваться с ним. В результате этих связей на свет появляется смесь тетерева и глухаря – межняк. Межняки могут быть похожи и на глухарей, и на тетерева. Все зависит от того, кем была самка. Если самка была глухаркой, то и межняк похож на глухаря. Межняки живут точно так же, как и остальные тетеревиные, только не могут дать потомство из-за, так сказать, смешения кровей. Так же как и помесь зайца-русака с беляком, заяц-тумак не имеет способности к размножению. Но не смотря на это межняки все-таки прилетают на токовище, но только для того, чтобы подраться, а также всячески препятствовать спариванию пар. Поэтому, в каком-то смысле межняк является вредным животным.

Если спаривание прошло успешно, то самка начинает себе строить гнездо. Обычно гнезда глухарок располагаются недалеко от токовища (1-1,5 км). Гнездо представляет собой небольшую ямку, которая выстлана веточками, травой, мхом, перьями. Гнездо очень хорошо замаскировано и защищено от дождей. Через некоторое время в гнезде появляется от 6 до 12 яиц желто-рыжего цвета с маленькими темными крапинками, которые самка сносит в течение нескольких дней. Высиживание яиц длится от 3-х до 4-х недель.

Самцы в высиживании птенцов не участвуют, так как у них наступает период линьки. Они в это время всего боятся и прячутся в самых темных глухих местах леса.

Вылупившиеся птенцы глухаря развиваются очень быстро. Самка отводит их в безопасное место почти сразу после того, как они появятся на свет. Если первые дни жизни они находятся рядом с матерью, спасаясь от дождей и холода у нее под крылом, то через несколько дней уже могут хорошо маскироваться в траве. Они спрячутся так, что не всякая охотничья собака может их обнаружить.

Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться. Но не смотря на все старания матери, часть маленьких глухарей все же гибнет, не доживая до осени. Они становятся жертвами хищников или болезней.

Примерно через две недели после рождения птенцы умеют перелетать на небольшие расстояния. А через месяц летают также как и взрослые.

К осени выводок распадается, все самцы уходят от матери, а самки еще на некоторое время остаются с ней.

Зимой глухари собираются в небольшие стайки. Основу питания этих птиц зимой составляет хвоя ели и сосны. Если температура сравнительно высокая, то значительную часть времени они проводят на деревьях. В сильные морозы они прячутся в снег, в который они камнем падают с деревьев. Очень интересно наблюдать, как они погружаются в снег. Сначала один глухарь, сильно вытянет шею, сложит крылья и как бы «ныряет» в снег. Затем его примеру последуют остальные глухари. Гнездовая камера в снегу у этих птиц выглядит примерно также как и у рябчиков.

В сильные морозы они не вылезают из своих «берлог» целыми сутками, только разве что на несколько минут вылетают пообедать. Несмотря на их хороший слух, часто глухари в своих снежных убежищах становятся жертвой лисиц, хищников семейства куньих и др. Но обычно они слышат приближение животных и заблаговременно взлетают на дерево.



Питание глухаря

 Глухари большие любители хвойных шишек и веточек. Если рядом с ними нет этого лакомства, прекрасно в ход идут цветы, почки, листья, трава и различные семена. Птенцы, во время своего роста могут питаться насекомыми и пауками, для этого все семейство поселяется рядом с муравейником. Взрослые глухари отдают предпочтение растительной пище. Зимой, когда вокруг все покрыто снегом эти птицы большую часть времени проводят на деревьях, питаясь при этом их ветками и корой.

Размножение и продолжительность жизни глухаря

 Про птицу глухарь говорят, что они полигамны. Понятие об образовании пары для них на прочь отсутствуют. Весна – благоприятное время для брачного периода. Спаривание между самкой и самцом длится около месяца.

 

 После этого глухари занимаются подготовкой гнезд для своего будущего потомства. По поводу строительства гнезд эти птицы особо не заморачиваются. Гнездо глухаря представляет собой обычное небольшое углубление в земле, покрытое ветками или листками.

 Среднее количество яиц – 8 штук, своим размером напоминающие среднее куриное яйцо. Высиживают самки их около месяца. Птенец может следовать за своей матерью, как только обсохнет после рождения.

 Пуха новорожденных птенцов явно не достаточно для того, чтобы им было тепло и комфортно, поэтому этим вопросом занимается заботливая мама, которая готова отдать птенцам все свое тепло.

 

Месяца достаточно для быстрого роста и развития птенцов. По истечении этого времени они перебираются из гнезда на деревья и начинают свою самостоятельную жизнь.

 Почти 80% яиц погибает из-за сильных морозов или от хищников, в виде лисы, куницы или горностая. 40-50% вылупившихся птенцов постигает подобная участь. Средняя продолжительность жизни глухаря в его нормальной среде обитания 12 лет.

Почему птицу назвали глухарь

 Интересным фактом является то, что глухарь во время своего токования временно теряет свой слух, от этого и произошло их название. Как происходит такое, что довольно осторожная всегда птица теряет слух, а соответственно и бдительность?

 

 Мнения по этому поводу расходятся. Одни утверждают, что во время пения своих серенад глухарь сильно задействует свою верхнюю и нижнюю часть клюва. Пение до такой степени завлекает птицу, что он временно забывает обо всем, и об опасности в том числе.

 Другие говорят, что у возбужденного глухаря приливает кровь к голове, происходит набухание кровеносных сосудов и перекрытие слуховых каналов. Такая версия возникла в результате того, что все видят, как у поющего, возбужденного глухаря опухает верхняя часть головы.

 Есть версии, что глухарь во время токования глохнет от нервного перевозбуждения. Купить птицу глухарь оказывается не очень просто. Их практически невозможно приручить и сделать домашними. В неволе он очень плохо размножается.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!