СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в инклюзивном классе "У нас все получится"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленное занятие прежде всего рекомендуется в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в инклюзивном классе "У нас все получится"»

Конспект занятия психологического развития в инклюзивном классе

«У нас все получится!»


Представленное занятие рекомендуется, прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии (низкая школьная мотивация, низкий уровень развития познавательных процессов, высокий уровень школьной тревожности и т.п.). На уроках психологического развития не ставятся оценки, хотя оценивание происходит, в результате чего ученики избавляются от «отметочной психологии», у них формируется отношение к этим урокам как средству развития личности. Помещение для занятий должно быть комфортным, позволяющим выполнять письменные задания, работу в группах, использовать элементы подвижных игр, релаксационные упражнения.

Данное занятие нацелено на формирование у школьников 4 класса психологической готовности к обучению на новой ступени и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом в основную школу. А также направлено на обеспечение развития уровня психологического развития, повышение адаптивных возможностей организма обучающихся.

Занятие может быть использовано как в системе тренинговых занятий, так и автономно.

Цель занятия: формирование ребенка как личности, реализация имеющегося потенциала; формирование психологической готовности к обучению на второй ступени.

Принципы работы: учет возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированных подход, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.

Методы работы: коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.

Форма работы: групповая(10-12 человек в группе).

Методическое обеспечение: папки с дидактическим и раздаточным материалом по заданной теме.

Оборудование: столы (парты), стулья, магнитофон, учебная доска, магниты; для учащихся - краски, кисти, бумага и т.п.

Прогнозируемый результат: развитие интеллектуальных, личностных, деятельностных особенностей младших школьников, готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.

При проведении уроков необходимо учитывать следующие моменты:

-важно чтобы при объяснении заданий все обучающиеся правильно поняли инструкцию;

-необходимо, где это обусловлено инструкцией, четко соблюдать время предъявления материала;

-обучающимся, при выполнении заданий следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Педагог должен помогать, объяснять, направлять, но не делать вместо них.


Ход занятия


  1. Ритуал приветствия. Разминка.

Упражнение «Приветствие». Участники занятия стоят в кругу. Психолог предлагает детям по очереди представиться и пожать руку соседу справа. Первым свое имя называет психолог, и последнее рукопожатие тоже принимает психолог.

Упражнение «Маски настроений».Психолог предлагает ребятам познакомиться с масками настроений, определить, какая маска какому настроению соответствует, и показать с помощью мимики лица то настроение, с которым они пришли сегодня на занятие.

Упражнение «Линейка, стройся». Психолог предлагает участникам занятия построиться по определенному признаку, который он назовет:

- от самого веселого к самому грустному,

- от самого сытого к самому голодному,

- от самого активного, кто готов сегодня работать, к самому пассивному, кто не хочет сегодня ничего делать.


  1. Основная часть. Выполнение заданий.

Вторая часть занятия проводится сидя за столами.

На протяжении всего занятия психолог должен не забывать хвалить и подбадривать детей.

Упражнение «Волшебные пальчики». Ребятам предлагается вспомнить, как люди общаются друг с другом, с помощью чего? А когда не было речи, то люди общались с помощью рук. Наши руки очень пластичны, гибки, и мы можем с их помощью изобразить что угодно. Например, попробуем с вами изобразить «ручеек» (руки вытянуть перед собой и поочередно, а затем одновременно изобразить волну), «цветок» (ладони поставить перед грудью, локти соединить вместе и постепенно раскрыть ладони, но оставить вместе локти, при этом пальцы ладоней широко расставить), «бабочку» (руки перед грудью, большие пальцы соединить, а ладони развести в стороны от себя, при этом, имитируя движение крыльев бабочки, слегка сводить и разводить ладони), «солнце» (руки перед грудью, ладони широко раскрыты, на левую ладонь наложить правую и, имитируя солнечные лучики, повернуть ладони в противоположную сторону, локтями при этом тоже нужно двигать).

Затем психолог предлагает составить простое предложение с помощью этих жестов. Например, на небе светит солнышко, или на лугу летают бабочки.


Далее психолог предлагает детям прослушать сказку о морских жителях – непоседливых осьминожках, которые все время озорничали, веселились, громко смеялись и даже иногда хулиганили.

«Жили-были в морских глубинах непоседливые осьминожки. Целыми днями они веселились, играли, громко смеялись и озорничали.

Однажды они заплыли очень далеко от дома, забыв о безопасности, они стали играть в прятки, сильно шуметь и разбудили черную каракатицу, которая очень не любила малых деток и веселье. Черная каракатица давно мечтала как-нибудь отомстить жителям подводной страны за то, что они создают ей много шума, и решила сделать осьминожков бесцветными. Осьминожки и не догадывались, что с ними стало, пока не вернулись домой, где заметили, что их никто не видит. Они испугались, но не только за себя, а также за своих родителей, которые сильно горевали. Тогда осьминожки попробовали поговорить с ними, но родители только думали о том, что от горя у них стоят в ушах голоса своих любимцев. Что же делать?...»

- Ребята, как вы думаете, что могло бы помочь осьминожкам? (варианты ответов детей). Очень интересные предложения вы выдвигаете.

«Но осьминожки решили отправиться за ответом на этот сложный вопрос к старому мудрому крабу, который жил в отдалении от водной страны, чтобы можно было много размышлять. Мудрый краб рассказал им о том, что если они найдут тех, кто захочет вернуть им их сущность дважды, то они снова станут видимыми. Осьминожки обрадовались, но не совсем поняли, что значит «вернуть сущность дважды»…»

- Ребята я вам предлагаю помочь осьминожкам и выполнить то, что сказал мудрый краб. Но для этого нам нужно быть внимательными и аккуратно выполнять все задания. Вы готовы?

Далее дети приступают к изготовлению осьминожков в технике монотипии.

На столе у каждого ребенка находятся краски, кисточки, новые полиэтиленовые пакеты (плоскости) и чистые листы бумаги.

Под руководством психолога дети сначала рисуют осьминожков на плоскостях (пакетах). В ходе рисования психолог выясняет у ребят: какого цвета их осьминожек и сколько у него щупалец. Когда осминожки будут готовы у всех ребят, психолог предлагает взять в руки чистый лист бумаги, осторожно наложить его на пакет с рисунком и прижать. Получается оттиск рисунка на бумаге.

- Вот таким образом мы выполнили задачу, которую необходимо было решить для того, чтобы веселые осьминожки снова стали видимыми. Мы вернули им их сущность дважды. Первый раз, как вы думаете, когда? Когда нарисовали их на плоскости (на пакетах). А второй раз? Когда наложили на плоскость лист и сделали оттиск.

Затем детям предлагается придумать и записать имена своим осьминожкам. После этого можно устроить выставку рисунков, прикрепив их магнитами к доске.

Далее психолог просит детей придумать окончание сказки (заслушиваются варианты детей).


В заключение основной части психолог просит ребят выполнить следующее упражнение. Для этого всем детям необходимо встать в круг.

Упражнение «У тебя все получится!». Психолог проводит небольшую разъяснительную работу с учащимися о том, как нам всем важна в жизни поддержка окружающих людей, ведь всем часто необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь не только делом, но и добрым словом. А затем предлагает ребятам поддержать своего соседа справа. Задача каждого ребенка повернуться к своему соседу и, пожав ему руку, проговорить фразу: «Я верю, у тебя все получится!».

После выполнения упражнения ребята рассаживаются на свои места.


  1. Подведение итогов.

При подведении итогов полезно обсудить с ребятами следующие вопросы:

- Что больше всего вам понравилось на нашем занятии? Что больше всего не понравилось? Почему?

- Какое значение имеют для вас обозначенные вами положительные моменты занятия?

- Чувствовали ли вы поддержку других ребят в процессе всего занятия?

- Сложно ли вам было выполнять предлагаемые упражнения и задания? Почему?

- Какое настроение у вас было на протяжении всего занятия? Менялось ли оно, или оставалось постоянным? Почему?


  1. Рефлексия.

После подведения итогов и после того, как все интересующие вопросы обсуждены, важно выполнить следующие упражнения, с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения и усталости.

Упражнение «Веселые краски».Психолог напоминает детям о том, что любой предмет может передать настроение с помощью цвета, и предлагает ребятам создать набор красок, которые соответствуют их настроению сейчас, в конце занятия. Каждый ребенок выбирает себе одну из карточек с цветом, соответствующую своему настроению. А затем выстраивается цветовая радуга.

Визуализация «Теплый, как солнце». Психолог предлагает детям сесть на стульчики поудобнее, ступни ног поставить на пол, ладони положить на коленки, закрыть глаза и представить себе теплый чудесный день, серое облачко, которое проплывает по небу и уносит с собой все трудности, печали и обиды…

- Яркое голубое небо, легкий, теплый ветерок, мягкие лучи солнца помогают вам расслабиться, почувствовать легкость в теле. Сделайте глубокий и медленный вдох, почувствуйте свежесть воздуха и то, как вам легко и хорошо. Медленный выдох – откройте глаза, поднимите медленно руки вверх, потянитесь, улыбнитесь окружающим вас детям.

При выполнении визуализации можно включить музыкальное сопровождение (спокойную инструментальную музыку, либо звуки природы).


Далее психолог благодарит детей за то, что они пришли на занятие, и выражает надежду на дальнейшие встречи.


В работе использовались следующие технологии:

- игровые,

- коммуникативные,

- здоровьесберегающие.


Подводя итог занятия, можно сказать, что это был положительный опыт, который способствовал социализации детей с ОВЗ с одной стороны, и развитию толерантности детей без патологий психического развития, с другой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!