4 класс
Литературное чтение
В.С. Губарев «В открытом космосе»
1.-Отгадайте загадку
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный,
В нём живут Вселенные, звёзды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
-Какие ассоциации вызывает это слово?
-Космосу посвящено произведение В.С. Губарева «В открытом космосе» (статья)
Виталий Георгиевич Губарев не просто писатель, а писатель - журналист .
Родился в Ростове – на – Дону в семье учителя,
С 14 лет печатался в журнале «Горн»,
В 20 лет работал в газете «Веселые ребята»,
Затем в газете «Пионерская правда», став главным редактором.
Самая популярная повесть – сказка для детей «Королевство кривых зеркал».
-Прежде чем будем рассуждать о статье, вспомним некоторые факты о космосе
-Как назывался космический корабль, на котором совершил полет Ю.А.Гагарин. (Восток.)
- Это название космического корабля, на котором летал А. Леонов и впервые совершил выход в открытый космос (Восход)
– Это название корабля многоразового использования (Буран).
– Это название первой орбитальной станции (Салют)
-Хотите заглянуть в 1961 год, когда стартовал Юрий Гагарин?
-Сколько длился его полёт (108 минут)
. Видео «Звёздный полёт»
- Вот так за 108 минут наша страна прославилась на весь мир, а Гагарин стал героем. Каждый полет в космос был для советских людей знаменательным событием, стали появляться новые космонавты.
2. Словарная работа.
- Чтобы понять статью автора, надо правильно читать и знать значение некоторых слов.
1упражнение - Читай внимательно (по слогам – целыми словами)
(слова записаны на карточках)
задолго
околоземный
непосредственное
происшедшее
находится(тся - [ца]
фантастическое
конструкция
неуклюжий
комфортабельный
миниатюрный
стыковочный
эксперимент
переворачивается(тся - [ца])
оказывается (тся - [ца])
перемещаться (тся - [ца])
2упражнение - Словарная работа. (на листочках записаны слова, учитель называет значение слова, ученики называют само слово.)
Лайка - первое живое существо, побывавшее в космосе на корабле – спутнике.
Орбита - путь движения небесного тела, космического корабля.
Байконур - взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли
Вселенная - вся система мироздания, весь мир
Бортинженер - специалист с высшим техническим образованием, обслуживающий корабль
Атмосфера - газообразная оболочка, окружающая Землю
Циклон - вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками
Памир – горная система, расположенная в основном в Таджикистане
Кордильеры – горная система земного шара на окраине Северной и Южной Америки
Скафандр - специальный костюм для космонавтов
Невесомость - состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения
Радиатор - прибор для охлаждения в двигателях внутреннего сгорания
3.Работа по теме
А)Чтение текста (до 1-ой ошибки!!!)
Б)Осмысление
Сегодня вы работаете в группах, а это значит, необходимо помнить правила работы в группе:
-Говори так, чтобы тебя все понимали;
-Внимательно слушай и понимай других;
-Умей договариваться и уступать;
-Разумно распределяй обязанности;
-Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.
Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать правила работы на уроке:
- Читать – вдумчиво;
- Писать – грамотно;
- Слушать – внимательно;
- Говорить – внятно, доступно.
Следующее задание вы будете выполнять, объединившись в группы в соответствии со своими номерами. Так первые номера сядут за стол №1, вторые номера – за стол №2, третьи номера – за стол №3.Каждый из вас становится экспертом. Текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления.
- Вы работаете с текстом на страницах 124 – 130.
№1 – О каких наиболее ярких впечатлениях рассказал космонавт Георгий
Гречко?
№2 – Что увидел в открытом космосе Георгий Гречко?
№3 – Почему в тексте упомянули кошек?
Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.
Далее ведется коллективное обсуждение поставленных вопросов.
-А теперь обсудите в группе ответ на вопрос
– Что рассказал Алексей Леонов о скафандре?
-Выберите лучший, и мы послушаем представителя каждой группы.
-Найти в тексте, в чем разница между скафандром, в котором летал Леонов и современным?(стр.126)
4.Обобщение
-Давайте проверим, насколько внимательными вы были при чтении текста.
А)Закончи предложения:
На собаках ученые изучили, как,,, (влияет на живой организм невесомость.)
Но самое незабываемое - ..(выход в открытый космос.)
На орбите был «день», а на Земле ..(стояла глубокая «ночь»).
К скафандру подходит Алексей Леонов - ..(первый человек, который вышел в открытое пространство.)
Внешне скафандр выглядит неуклюжим..(а на самом деле он очень подвижен).
6) Скафандр – это ..(миниатюрный космический корабль).
Б)Что знаем о космосе?
Космос. Назовите синоним к этому слову. (Вселенная)
Человек, который испытывает космическую технику в космическом полёте. (Космонавт)
Рабочая одежда космонавта, который обеспечивает его жизнедеятельность. (Скафандр)
Лётчик – космонавт. Дважды Герой Советского Союза. Трижды совершал космические полёты. О нём вы читали в рассказе. (Гречко)
Название орбитальной станции. («Салют»)
«Свободное падение» - какому состоянию оно является родственным? (Невесомость)
Лётчик – космонавт. Герой Советского Союза. Первый космонавт мира. (Гагарин)
Лётчик – космонавт. Герой Советского Союза. Впервые вышел в открытый космос. (Леонов)
Легендарная собака, которая в 1957 г. стала первым живым существом, побывавшем в космосе. (Лайка)
Фотографии, сделанные из космоса, дали очередное подтверждение, что эта планета имеет форму шара. О какой планете идёт речь? (Земля)
5.Рефлексия
В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн по теме «Космос». Напоминаю правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Работа ведется в группах.
Космос
Вечный необузданный
Безумствует страшит манит
Космос-это неизмеримость пространства
Тайна
Космос.
Необъятный, чарующий.
Манит, помогает, завораживает.
Полетевший в космос - герой навеки.
Галактика.
5.Д\з
Составить аргументы«за» и «против» освоения космоса: ( «Против»
ухудшение экологической ситуации на Земле (безграмотное вторжение в природу)
разрушение атмосферной оболочки Земли
загрязнение околоземного пространства отходами ракет
падение обломков и утилизация отходов и частей космических объектов на земле и в океане
радиация
изменение климата
большие финансовые вложения в освоение космоса, которые можно направить в другую сферу
использование космоса в военных целях
тяжелые последствия для космонавтов, гибель космонавтов
«За»
своевременно обнаруживать бури, штормы, циклоны
составлять прогнозы погоды,
наблюдать за состоянием лесов;
поиска полезных ископаемых,
телефонная связь;
военная разведка.