СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 10 классе Чичиков - новый герой эпохи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 классе Чичиков - новый герой эпохи»

Тема: Чичиков – новый герой эпохи

Цель: раскрыть сущность образа предпринимателя, роль образа Чичикова в системе образов поэмы, показать его типичность, учить анализировать и обобщать факты, находить и устанавливать причинно-следственные связи.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Изучение нового материала

3.1 Беседа

-Ваше отношение к Чичикову. Какие положительные черты вы можете отметить? (сила воли, стремление выбраться из нищеты, смекалка, терпение)

-Почему они не привели его к успешной работе, счастливой жизни?

-Каким Чичиков представляется впервые? (он выплывает как бы из тумана: ни толстый, ни тонкий. Неопределенный образ)

-А фамилия подходит к его облику? (она ни о чем не говорит, такая же неопределенная, напоминает щебет птички)

-Как раскрывается Чичиков в помещичьих главах? (он подстраивается под каждого)

-Чем Чичиков похож на других помещиков?

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределённость

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочная скаредность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

ВЫВОД: Характер многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

-В чем проиграла бы поэма, если бы жизнеописание Чичикова Гоголь дал в начале поэмы? (Мы бы не догадались, чего от него можно было ожидать. История его жизни исследуется Гоголем во всех деталях. Чтобы воссоздать Чичикова как общественно-психологический тип, как некоего героя своего времени, надо было осмыслить тайну его происхождения и показать жизненные условия, под влиянием которых сформировался его характер. Он показан в непрерывном развитии, в столкновении с препятствиями, возникающими на пути к главной цели жизни — накоплению капитала, «миллиона»)

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ЧИЧИКОВА

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

1 Родители – дворяне (имели крепостную семью) Жил с больным отцом, он учил его грамоте, наказывал.

Ни друга, ни товарища в детстве.

2 Оставлен в городе для учебы в училище. Отец дал наставления. Скопил 5 р., зашил в мешочек. Угождал учителю, получил аттестат и книгу за примерное прилежание.

Усвоил наставления отца: беречь копейку, не угощать никого, водиться с теми, кто побогаче, не водиться с товарищами, угождать начальникам,

3 Умер отец. Чичиков продал дом за 1000. Учителя уволили, ученики собрали деньги,Чичиков дал 5 серебром.

Жажда стяжательства со школьных лет. Продавал снегиря из воска, мышь. Деньги заменили дружбу, честь, совесть. Низость души. Зависть к богатым.

4 Устроился в казенную палату. Угождал начальнику, ухаживал за его дочерью. Когда получил чин, бросил дочь начальника

Изворотливость. Начальник о нем: «Надул, чертов сын»

5 Добыл «хлебное местечко». Не брал взяток, но и дела не делал, пока проситель не догадывался, что надо дать больше.

Терпение и ограничения. Умел придать лицу приятное выражение

6 Пристроился в комиссию по строительству казенного дома. тянулось это 6 лет, пока у членов комиссии не очутилось по красивому дому. Зажигал широко, пока не прислали нового начальника

Внешняя благопристойность скрывает моральную нечистоплотность. Девиз Чичикова: «Зацепил, поволок, сорвалось – не спрашивай»

7 Переехал в другой город, сменил 2-3 должности, перешел на таможню. Проявил неподкупность, пока не получил чин, неограниченные права. В первый год получил то, чего не выиграл бы и в 20 лет службы, 500тыс. за контрабанду, но поссорился с соучастником, тот донес, обоих под суд. Доносчик спился, а Чичиков устоял; увернулся от суда и 10.тыс. сохранил. А называл это «Потерпел по службе за правду»

Черты буржуазного предпринимателя: приспособленчество, авантюризм, непотопляемость

8 Получил должность поверенного, таи и попалось дело об имении с умершими душами, которые считались живыми

Нечистоплотность. «Недавно была эпидемия, народу вымерло, слава Богу, немало», - радовался Чичиков

9 Подлец- приобретатель Чичиков скупает мертвые души у помещиков

Чичиков – мертвая душа. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства

-Почему Чичиков при всех своих недостатках считался человеком благопристойным? (внешняя благопристойность скрывает моральную нечистоплотность. Чичиков многолик, С Маниловым он один, с губернатором – другой, всем льстит. Гоголь бичует то общество, которое признает «Чичиковых» лучшими людьми, следовательно, несуразно устроено само общество, если появляются условия для мошенников. В погоне за богатством он утрачивает честь, совесть, человечность, порядочность. И тем не менее его принимают в обществе как порядочного человека, т.к. общество менее всего интересует нравственные качества человека: все решает капитал. При слове «миллион» от Чичикова без ума все дамы, чиновники всех рангов)

-Вы встречали людей, подобных Чичикову?

-Назовите черты современного делового человека.

-Представьте, что Чичиков не один, а их целая партия. К чему это может привести?

-Как бы Чичиков в наше время использовать ситуацию?

-Ваш вариант карьеры Чичикова. Насколько долговечен этот путь и сколько будет радости на этом пути, а сколько криминала.

-Докажите, что современные «Чичиковы» пошли дальше. (продажа человеческих органов, торговля оружием, людьми, испорченными продуктами, лекарствами)

-Хотели бы вы, чтобы в вашем классе был такой Чичиков?

- Девочки, а вы бы хотели стать женой Чичикова?

-Какова цель Чичикова? Каковы средства достижения цели?(Цель-благополучие, семейная идиллия, достойная свободная жизнь. Средство достижения - деньги. Но своё благополучие Чичиков строит на чужих бедах, обмане, предательстве, мошенничестве. Преступая нормы христианской морали, создавая для себя особую шкалу ценностей, он становится на путь деградации, нравственного обнищания.)

-Почему Чичиков подлец? (в нем неукротимая энергия приобретался, который ни перед чем не остановится в достижении своей цели. Чичиковы угрожающе деятельны и беспощадны. Они готовы на любую подлость во имя своих корыстных целей. Чичиков скупая у помещиков мертвые души как живые, с целью заложить их в опекунский совет и получить кругленькую сумму денег. Сделка была выгодна и для помещика-душевладельца — получив от Чичикова хоть малую сумму за несуществующего крестьянина, он избавлялся вместе с тем от необходимости вносить за него в казну подушную подать. Подлость Чичикова состояла также и в том, что он намеревался заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в Опекунский совет, ведавший опекой о вдовах и сиротах. Именно на их содержание шли деньги, вырученные от залоговых операций. Таким образом, Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных, и без того полуголодных и плохо одетых.)

-Сумел ли Чичиков достичь своей цели? (он успешно покупает мертвые души, увозит с собой купчие крепости, а тот, кто должен был бы воспрепятствовать ему – прокурор- умирает.)

-Как подлец оказался в роли главного героя? (Обличение «пошлости пошлого человека» - главная задача Гоголя? Нет! Гоголь-художник хотел, чтобы читатель возненавидел пошлость, а не человека. Чичиков, как и Плюшкин, предупреждение: убивая в себе духовность и открывая простор животному началу, человек совершает преступление в первую очередь против своей бессмертной души.)

--Какова могла быть дальнейшая судьба Чичикова? (По замыслу Гоголя, в следующих томах два героя первого тома — Чичиков и Плюшкин — должны были пережить духовное возрождение. Намёки на то есть в сохранившихся главах второго тома. Муразов, вызволяя Чичикова из тюрьмы, говорит ему: «...Подумайте не о мёртвых душах, а о своей живой душе, да с богом на другую дорогу!»)

-Что давало надежду Гоголя на возрождение Чичикова? (ера в бессмертие души давала писателю надежду на способность человеческой души к изменению и, следовательно, — к возрождению. Путь этот бесконечно труден, но он есть. Показать его считал своей миссией на земле Н.В.Гоголь. «Рыцарь копейки» должен был стать рыцарем христианских добродетелей. Намек на это содержится в имени Чичикова - Павел. Апостол Павел, согласно преданию, был одним из самых ревностных гонителей Христа, а зятем не менее ревностным его приверженцем.)

-Каково значение гоголевских образов? (Хотя и большинство героев писателя далеки от идеала, не являются воплощением лучших человеческих качеств, но их отталкивающая сила направлена на совершенствование жизни и человека)

4 Д.З.

На выбор:

А) рассказать о жизни, бытовом укладе, характере, привычках, интересах Чичикова в старости.

Б) сочинение-рассуждение: «Живы ли сегодня гоголевские чиновники» или «Чичиков и приобретатели наших дней»

В) индивидуальные задания:

Губернский город в изображении Гоголя

Лирические отступления и их роль в поэме

Оставить цитатный план «Повести о капитане Копейкине»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!