СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Три Десятое государство». Действия с десятичными дробями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Три Десятое государство». Действия с десятичными дробями"»


Открытый урок

по математике «Путешествие

в страну «Три Десятое государство».

Действия с десятичными дробями».

5 класс

2023-2024 уч. год











Учитель Насибуллина

Лейсян Залифовна



Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробями

  • развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого и логического мышления, расширение активного словаря

  • формирование навыков самостоятельной деятельности.


Вид урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по пройденному материалу.

Оборудование: карточки для устного счета и индивидуальной работы, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Готовность к уроку.

  2. Приветствие.

  3. Проверка домашнего задания.(Обмен тетрадями для домашних работ)

2. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Прежде чем начать урок я бы хотела задать вам вопрос. Кто вспомнит как начинаются детские сказки? (Варианты ответов) Вы правы «В некотором царстве, в некотором государстве жил был…». И я вам предлагаю сегодня отправится в «Три Десятое государство». В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, на берегу озера Счетного, отдохнем в кафе «Числинка», посетим замок Кроссвордный, побродим в лесу Сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром». На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, умения, находчивость и смекалку. Чтобы попасть в три десятое государство, нам нужно открыть ворота в наше государство.

Устный счет.

10 + 8 = 18 2,3 + 0,7 =3 25 – 7 = 32

5,3 – 2,3 = 3 20 / 5 = 4 5 * 6 = 30

8 * 5 = 40 36 / 6 = 6


ДЕРЕВНЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

История развития десятичных дробей берет свое начало в глубокой древности. Первоначально люди проводили вычисления для которых требовались только натуральные числа (например, считали предметы, измеряли длину, ширину, вычисляли площадь и т. д.). Однако, с течением времени расчеты становились более сложными и выразить результат только при помощи натуральных чисел не всегда представлялось возможным. Именно это стало определяющим фактором для создания и практического применения десятичных дробей.

Уже несколько тысячелетий человечество применяет дробные числа для решения задач различной сложности, а записывать их в виде десятичных стало значительно позже.

Так, возникновение и развитие десятичные дроби получили в странах Азии. Первой областью в которой использовались дроби такого вида стала метрология или, по-другому, учение о мерах. По историческим сведениям, первая система мер длины появилась во II веке до н. э.

Десятичная система мер, использующаяся в Китае, имела свои обозначения: чи, цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Из примера видно, как выглядела запись десятичной дроби того времени:

3,247658

3 чи, 2 цуня, 4 доли, 7 порядковых, 6 шерстинок, 5 тончайших, 8 паутинок.

Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер Стевин. Вот как он изображал дробь 14,382:

1 4 3 8 2

Во Франции десятичные дроби ввел математик Франсуа Виет в 1579 году, его запись дроби 14,382:

14/382

Вот еще некоторые способы изображения десятичных дробей:

1 4(382 14 382 14 3 8 2´´´

Ребята, вы познакомились с историей десятичных дробей, а теперь нам пора продолжить путешествие. Наш путь лежит к озеру Счетному

ОЗЕРО СЧЕТНОЕ

Работа с учебником.
Стр. 96 № 1287 (1-2)

Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной. Вычислите:

Учитель. А теперь прогуляемся по лесу Сказочному.

ЛЕС СКАЗОЧНЫЙ

Вам предлагается решить пример, решать будете у доски.

Задание1. Выполнив действия, расставив ответы в порядке убывания, вы расшифруйте фамилию известного сказочника.

На доске написан пример 8 - (2,1 + 3,5) + (1,75 +2,25) - 2,75 =

ученик расставляет полученные результаты в порядке убывания.

П

Е

Р

Р

О

6,4

5,6

4

3,65

2,4


Ответ: ПЕРРО.

Дополнительный вопрос. Какие произведения этого писателя вы знаете?


КАФЕ «ЧИСЛИНКА»

Учитель. Нам предстоит впереди трудный подъем на гору Мозгодром, предлагаю зайти в кафе «Числинка» пообедать и немного отдохнуть, но отдых у нас будет активным. Познакомимся с меню.

МЕНЮ

САЛАТЫ

1.Винегрет из загадок с числительными

ПЕРВЫЕ БЛЮДА

1Борщ с математическими обгонялками

ВТОРЫЕ БДЮДА

1.Солянка из математических смекалок

ДЕСЕРТ

1.Мороженое из логических задач.

Шеф-повар Мацола О.А


Итак, приступим к обеду. Как всегда, сначала легкая закуска—салаты.

Отгадайте загадки с числительными.

  1. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут. (Месяцы)

  2. Четыре братца под одним шатром стоят, одним поясом связаны.(Стол)

  3. Семь ступенек, лесенка, На ступеньках – песенка. (Ноты)

  4. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Учитель. А теперь пока не остыл борщ, займемся математическими обгонялками.

1.Какие числа употребляются при счете? (Натуральные)

2.Какой «дробный» член есть в футбольной команде? (Полузащитник)

3. Какими бывают современные фотоаппараты? (Цифровые)

4. Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной поступок? (Номер)

5. Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?(Деление)


Учитель. А теперь приступим к солянке из математических смекалок.

1.На улице в 11 часов вечера идет дождь. Можно ли утверждать, что через 24 часа будет солнечная погода?

2.Спутники, имеющие одну орбиту, делают оборот вокруг Земли один за 1час 40 мин, а другой за 100 мин. Как это объяснить?

3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?


Учитель. Ну, а теперь приступим к десерту—мороженому из логических задач.

Свой первый день рождения мальчик отпраздновал когда ему было 4 года. Как такое могло случиться?


Учитель. Ну что ж, ребята, после отдыха приступим к восхождению на горы Мозгодром.

ГОРЫ МОЗГОДРОМ

Задача 1. Пусть имеется моток веревки длиной 30 м. От него отрезали кусок длиной 4 м и 25 см. Кусок какой длины остался?

Решение. Запишем 4 м 25 см в виде десятичной дроби, это будет 4,25 м. Чтобы посчитать остаток, необходимо вычесть , для этого проведем вычисления в столбик:

30,00

4,25

25,75

Ответ. 25,75 м.


Задача 2. Предположим, что девочке Ксюше необходимо пойти в магазин, после этого дойти до почты, от почты до парикмахерской и от парикмахерской домой. Расстояние от магазина до почты – 1,3 км, от почты до парикмахерской – 0,7 км, от парикмахерской до дома – 0,8 км. Какой путь пройдет Ксюша от магазина до дома?


Решение. Сложим все расстояния, кото­рые пройдет Ксюша:

  1. От магазина до парикмахерской . В столбик:


2. От магазина до дома . 2,0 + 0,8 = 2,8 км. Ответ. 2,8 км.


ЗАМОК КРОССВОРДНЫЙ


1 Д











2

Р






3


О










4


Б




5


И










1.Дроби бывают обыкновенные и ________________.

2.Мера измерения углов

3.Часть десятичной дроби, стоящая после запятой

4.Геометрическое тело

5.Самое маленькое натуральное число

Итог урока, оценки

Итак, что вы прочитали в выделенной части кроссворда? Правильно, «дроби». Чем мы занимались на уроке, что повторили и обобщили? Сообщаются оценки за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!