СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Торговля в средние века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с заданиями и элементами  ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Торговля в средние века"»

Конспект урока

Учитель: Перова Людмила Александровна

Класс: 6

Курс: «История. Всеобщая история»

Тема урока: «Торговля в Средние века»

Цель урока: дать представление о развитии торговли в Средние века, о возникновении товарного хозяйства

Задачи:

Образовательные:

- выяснить с какими трудности встречались купцы,

- раскрыть причины оживления торговли в средние века,

- объяснить значение понятий: гильдия, ярмарка, банк, меняла, «товарное» хозяйство,

Развивающие: развивать умение анализировать информацию, делать выводы, развивать коммуникативные навыки, умение сравнивать

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к истории

Оборудование: карточки с разным уровнем заданий (для сильных и слабых учеников)

Учебник «Всеобщая история.История Средних веков» 6 класс авторы: Е.В.Агибалов, Г.М.Донской, компьютер, карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.», рабочие тетради

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент
2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

  1. Дайте определение понятию «город»

  2. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?

  3. Почему в средние века возникла поговорка «городской воздух делает человека свободным»?

  4. Какую роль играли цехи в жизни средневековых ремесленников?

  5. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру.


Работа по карточкам.

Карточка №1. Задание повышенного уровня

Карточка №2 Задание среднего уровня

Карточка №3 Задание низкого уровня


Вывод по опросу и подведение к новой теме

- Мы продолжаем знакомиться со Средневековым городом и его обитателями. Сегодня определить тему нам поможет кроссворд. Именно в нём мы найдём ключевое слово новой темы урока.







9
















1

т

у

р

н

и

р










2

п

о

д

м

а

с

т

е

р

ь

е





3

б

ю

р

г

е

р










4

б

у

р

г

о

м

и

с

т

р









5

к

о

м

м

у

н

а









6

д

е

в

и

з














7

л

а

т

ы









8

п

а

ш

н

я














  1. Военное состязание рыцарей.

  2. Работник уже изучивший ремесло, за свой труд получал деньги.

  3. Горожане в Средние века.

  4. Глава городского округа.

  5. Городское самоуправление.

  6. Краткое изречение, объяснявший смысл герба.

  7. Доспехи из стальных пластин.


- Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Торговля в Средние века». (слайд)

Сегодня на уроке мы узнаем: (слайд)

- в чём состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье

- как расширялись торговые связи;

- как и зачем устраивались ярмарки и появлялись банкиры;

- объясним значение новых слов: торговля, гильдия, ярмарка, меняла, ростовщик, банкир.


3. Изложение нового материала.

План.

1. Трудности торговли в средние века.

2. Расширение торговых связей.

3. Ярмарки и банкиры.

Проблемный вопрос (слайд)


- Прослушайте объяснение и затем

Докажите, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений.


1.Трудности торговли в средние века.

-Вспомните, что такое натуральное хозяйство? (ответы учащихся)

-Несмотря на натуральный характер феодального хозяйства, торговля не только не исчезла, но и приносила прибыль.


Как вы понимаете слово торговля, дайте определение? (ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами.

-Торговля в средние века была выгодным, но опасным делом. Посмотрите на купца. (слайд) Для чего ему нужен меч? ( ответы учащихся)

-Что могло случиться? (ответы учащихся)

-Пространство между поселениями занимали непроходимые леса с хищниками и разбойниками. Дороги были узкими, немощеными, грязными. Товар, упавший на землю, считался добычей владельца этой земли. Поэтому в средние века сложилась поговорка «Что с воза упало, то пропало»

За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. А феодалы ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками купцами.

Не меньше было опасностей и на море: грабили морские разбойники – пираты, во время бури корабль мог перевернуться и товар испортиться.

Поэтому для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии.

Запись в тетрадь :Гильдия – союз купцов

Гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу. Члены гильдии устраивали между собой товарищества, где становились компаньонами для совершения торговых операций.


Физкультминутка


2. Расширение торговых связей.

-Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами.

-Что необходимо для оживленной торговли? (дороги)

Поэтому с XIII в. В Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые.

Работа с картой (слайд)

-Выгодные торговые пути проходили через Восток.

-Что могли привозить оттуда купцы? (предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни и т.д.) (слайд)

-Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям. Что могли привозить купцы с этих мест? (соль, мех, шерсть, лес и многое другое) (слайд)

Работа с картой.

1. Найдите на карте города, которые контролировали основные торговые пути в Европе. Чем это объясняется?

2. Назовите города, которые входили в Ганзу.


3. Ярмарки и банкиры.

-Для торговли отводились специальные места: лавки (слайд)

Какие? (ювелирная, булочная, лавка сапожника и т.д.).

-Но самым оживлённым местом для торговли являлись ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.

Запись в тетрадь: Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий. (слайд)

Задание: Найдите на карте (слайд) самые известные ярмарки (ответы учащихся).

-Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран, расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег.

Запись в тетрадь: Меняла – человек, который занимался обменом денег.

Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты (в рост) купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам.

Запись в тетрадь:

Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты.
Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек.

Менялы, ростовщики, банкиры – это городские профессии, которые появились с развитием торговых отношений.

Итак, мы с вами познакомились с торговлей в Средние века, а сейчас давайте ответим на проблемный вопрос нашего урока. Докажите, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений? (ответ учащихся)



4. Первичное закрепление изученного.

Вопросы:

1.В чем состояли трудности и опасности деятельности купца?

2.Что такое Ганза? Какова ее роль в европейской торговле?

3. О каких городских профессиях шла речь на уроке? Чем занимались менялы, ростовщики, банкиры?

5. Подведение итогов урока.

Итак, нам сегодня удалось изучить как развивалась торговля в средние века, что мешало развитию и что способствовало развитию торговли, мы смогли ответить на проблемный вопрос и закрепили навыки работы по карте.

Оценки за урок.

6. Постановка домашнего задания

Параграф 14, выучить термины, подумайте и ответьте письменно на вопр. в р.т. № 1 -№ 5,

Творческое задание: придумать загадки о товарах или кроссворд



Карточка № 1.

Дополните:

Работник, уже изучивший ремесло, за свой труд получал заработную плату – это_______________

Лучший образец изделия – это ___________

Глава городского совета во Франции и Англии _______________

Союз ремесленников __________________

Правила, обязательные для всех членов цеха ___________



Карточка № 3

Расскажите о возникновении средневековых городов по плану:

А) Почему ремесленники и купцы уходили из поместий
Б) где они поселялись

В) почему они выбирали именно эти места

Г) как выглядели построенные ими города





Карточка № 2

Постройте логическую цепочку

1. Рост урожаев

2. Усовершенствование орудий труда

3. Обмен с/х продуктов на изделия ремесленников

4. Развитие торговли

5. Появление в деревне умельцев

6. Отделение ремесла от сельского хозяйства






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!