СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Тип плоские черви. Белая планария"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тип плоские черви. Белая планария"»

Урок №16 Тип Плоские черви. Белая планария

Цель урока: изучить особенности строения плоских червей

Обучающие: раскрывать особенности строения животных типа плоских червей; проводить самостоятельный поиск биологической информации; находить в тексте учебника отличительные признаки типа плоских червей; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Продолжить формирование понятий: многоклеточные животные, лестничная нервная система, выделительная система (протонефридии), гермафродиты, двусторонняя симметрия тела.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; умение работать с информацией, кратко передающие содержание прослушанной и прочитанной информации; устанавливать межпредметные связи.

Воспитывающие: содействовать формированию научного мировоззрения, культуры речи, уважения к труду; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

Тип урока: изучение нового материала

Модель организации учебного процесса «Обучение через открытие».

Методы урока: частично-поисковые, эвристические, проблемное изложение

Оборудование: презентация «Тип Плоские черви», таблица «Белая планария», раздаточный материал для самостоятельной работы, видеоролик «Белая планария», материал для самостоятельной работы на ноутбуках.

Ход урока

  1. Мотивация урока

Мы на прошлом уроке изучали тип Кишечнополостные, сегодня начинаем изучать новый тип. Представителей этого типа я могла бы назвать «Пионерами» в подцарстве многоклеточные организмы. Эти организмы не могут не вызвать удивления, как может один и тот же тип сочетать в себе изящных животных подобных листикам скользящих в воде, и ужасных глистов вызывающих отвращение. Это «бесконечно ползающее животное с вытянутым телом». («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожигов, Н.Ю. Шведова.) О каких животных идет речь? Слайд № 1,2.

Да, это червь. Под «червями» подразумевают организмы, имеющие удлиненное тело, лишенное конечностей и ясно оформленной головы, снабженные сильной мускулатурой, обеспечивающей типичное для червей движение изгибанием тела. Слайд № 3.

Чтобы получить более полное представление о составе этой группы животных, познакомимся с краткой систематикой червей. Слайд № 4. Среди них есть свободноживущие и паразитические формы. Что объединяет этих животных и чем черви отличаются друг от друга, на эти вопросы нам нужно будет найти ответы на ближайших уроках.

Наша задача: изучить строение плоских червей на примере белой планарии.

В конце урока вы должны знать: - каковы особенности строения плоских червей на основе строения белой планарии; - что нового появилось у плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Слайд №5.

  1. Изучение нового материала

  • Общая характеристика типа плоских червей. Слайд № 6.

Самостоятельная работа с учебником

Цель: выявить отличительные признаки типа.

Формы организации учебного процесса

Деятельность ученика

Функция учителя

Парное взаимодействие

1.Прочитать раздел «Общая характеристика плоских червей» (стр.62-63).

2. План работы на слайде ноутбука. Слайд №6

  • Тело _______________

  • Симметрия _________

  • Концы тела _________

  • Третий слой тела _____

  • Из мезодермы ________

  • Одно отверстие ______

  • Обоеполые __________

  • Нет полости _________

Организация самостоятельной работы.

Управление поисковой деятельностью

Подведение итогов самостоятельной работы. Слайд № 7-15.

  • Класс ресничные черви. Слайд № 16. Многообразие червей. Внешнее строение. Видеоролик. Слайд № 17. Белая планария.

Самостоятельная работа с учебником и схемой №1.

Цель: изучить внешнее строение червя. (Задания на ноутбуке): (слайд № 7,8,9)

а) найти отделы тела - головной, туловищный, хвостовой;

б) определить вид симметрии.

в) поработать с учебником, параграф 14, страница 62;

г) заполнить схему №1 «рыбная кость», есть признаки, нужно записать значение этих признаков и сделать вывод. (Слайд № 18).

Вывод. Тело покрыто ресничным эпителием, на переднем конце (головной отдел) находятся щупальца, это органы осязания, парные глаза, это орган зрения, есть орган равновесия. (Слайд № 19-23) .

  • Внутреннее строение ресничных червей

Что такое ткань, орган, и система органов? У планарии выделяются нервная, эпителиальная, соединительная, мышечная ткани. Системы: опорно-двигательная, пищеварительная, половая, нервная и выделительная системы и органы чувств.

Самостоятельная работа (слайд № 24).

Цель: выявить особенности внутреннего строения и размножения червей

Формы организации учебного процесса

Деятельность ученика

Функция учителя

Парное взаимодействие

1.Прочитать раздел «Внутреннее строение ресничных червей» (стр.63-66).

2. План работы на слайде ноутбука

  • Опорно-двигательная система

  • Пищеварительная _________

  • Нервная _________________

  • Выделительная ___________

  • Половая _________________

  • Органы чувств ____________

Организация самостоятельной работы.

Управление поисковой деятельностью

Составляем кластер, это схема №2. У белой планарии уже существует 6 систем органов, какие это системы; запишите ещё и органы к ним относящиеся. Слайд № 25.

Подведение итогов самостоятельной работы. Слайд № 24-30. Рассмотрим на слайдах № 31-36.

  • Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей. Слайд № 37,38

Давайте, вместе определим общие признаки. Теперь запишите особенности и гидры, и белой планарии, используем учебник. Заполнение схемы № 3

Подведение итогов. Слайд № 39.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в ходе эволюции (исторического развития) происходит усложнение организации, т.е. появляются новые сложные признаки – ароморфозы, это понятие мы будем использовать в старших классах.

Все работы (3 схемы) сдаём мне на проверку, за это вы теперь получите общую оценку.

  • Подведение итогов. Конструирование опорного конспекта. Слайд № 40.

  • Рефлексия. Тестирование. Работа на ноутбуке. Проверка работы, выставление оценок.

  • Задание на дом § 14, В тетради на печатной основе №1-3 (обязательно), №4-7 по желанию.

  • Спасибо за урок.
















3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!